+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Скандинавия: второе поколение

 

 

Услуги / Страницы

 

К середине 1950-х годов так называемое второе поколение скандинавских дизайнеров громко заявило о себе. В то время как дизайнеры первого поколения, такие как Ханс Вегнер, Борж Можансен и Оле Ваншер, разрабатывали свой стиль во время Второй мировой войны будучи изолированными от Европы, второе поколение получило возможность оценить весь спектр мировых возможностей, и это сильно повлияло на их работы.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЛИЯНИЯ

Эксперименты, предпринятые в Академии искусств в Мичигане Чарлзом Имсом и Ээро Саариненом (который переехал в Соединенные Штаты из Финляндии в возрасте тринадцати лет) стали объектом пристального внимания группы скандинавских дизайнеров, которая включала в себя Арне Якобсена и Пула Кьерхольма из Дании, а также Ильмари Тапиоваара и Антти Нурмесньеми из Финляндии. Некоторые дизайнеры более старшего поколения, например специалист по осветительным приборам Пул Хеннингсен, также были воодушевлены тем, что они увидели за рубежом, и это побудило их к поискам нового.

То, что эти дизайнеры увидели в работах своих американских коллег, то есть более игровой подход к своим проектам — привело к появлению новых скульптурных форм в скандинавском дизайне. Кроме того, большой интерес вызвала новая технология гнуто-клееной фанеры, которая позволяла создавать более сложные, обтекаемые формы, нежели те, которые были с использованием старых технологий.

Мебель из цельной древесины, казалось, теряла свои позиции и популярность в Скандинавии.

Использование металла в мебельном производстве было связано также с влиянием американских дизайнеров.

В то время как представители раннего модернизма в Европе подчеркивали применение стали в своих изделиях, американские дизайнеры 1940 - 1950-х годов использовали ее редко и только тогда, когда это было действительно необходимо.

Появление тонкой стальной проволоки также позволило добавить изящества в свои проекты, что можно наблюдать в работах Пула Кьерхольма. Если раньше избегали использовать металл, считая его слишком холодным и отстраненным, то второе поколение оказалось гораздо более практичным.

Молодое поколение экспериментировало с новыми, более гибкими формами и с новыми материалами. Можно также отметить спад увлечения ручной работой, так как на первый план вышли новые технологии. Если таких дизайнеров, как Ханс Вегнер и Оле Ваншер можно назвать ремесленниками (еще их часто называли краснодеревщиками, столярами), то представителей второго поколения называли промышленными дизайнерами.

Этот сдвиг был отражением изменений в скандинавском обществе в целом. Индустриализация дошла сюда гораздо позже, чем в других европейских странах, поэтому лишь в 1950-х годах образ жизни здесь начал перестраиваться скорее на урбанистический, чем сельский лад.

КРУПНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Если раньше мелкие мастерские составляли основу скандинавской мебельной промышленности, то в конце 1950-х годов крупные производители стали играть более важную роль. «Fritz Hansen», обосновавшаяся в Копенгагене, была самой заметной из всех подающих надежды компаний, и именно она производила большую часть предметов дизайна Арне Якобсена, а позже и Пула Кьерхольма.

При оценке работ ведущих скандинавских дизайнеров 1950 - 1960-х годов интересно отметить, что только Ильмари Тапиоваара можно считать дизайнером, полностью посвятившим себя проблеме создания стандартной мебели по низкой цене — цели, над достижением которой работали многие дизайнеры в Европе и Соединенных Штатах. Этот факт может быть объяснен относительной экономической стабильностью скандинавских стран во второй половине XX века.

Другим фактором в скандинавском обществе, повлиявшим на дизайн мебели, были идеи (особенно в Дании и Швеции) полового равенства. В Европе и Соединенных Штатах в послевоенный период женщины, занимавшиеся дизайном мебели, редко становились ведущими специалистами, а если становились, то их часто обвиняли в том, что они добились этого при протекции и помощи своих коллег-мужчин (Рэй Имс была ярким тому примером). Однако в Скандинавии женщины-дизайнеры, например Нанна Дитцель и Грете Ялк (обе датчанки) в 1950-х годах добились известности. Дитцель стала знаменита благодаря своим проектам детской мебели, на которую был особый спрос из-за послевоенного бэби-бума.

Кофейный столик. Этот двухъярусный стол для особых случаев (или кофейный стол) сделан из тикового дерева. У него прямоугольная столешница со слегка приподнятыми бортиками, что создает эффект легкой вогнутости. Он лишен какого-либо декора, что подчеркивает красоту натурального дерева. Столешница опирается на сужающиеся книзу ножки, прикрепленные к ней дюбелями. Девять горизонтальных планок образуют нижнюю полку. Столик был разработан датским мебельным дизайнером Гретой Ялк. Около 1960

Кресло «Lulu».Каркас этого кресла сделан из пластика. Оно обтянуто эластичным трикотажным полотном яркого оранжево-красного цвета. Ножки выполнены из березового дерева, а проножка обеспечивает дополнительную прочность и устойчивость. Кресло было разработано для ресторана «Marski Hotel» в Хельсинки около 1960 года, но оно никогда не поступало в массовую продукцию, так как процесс его производства был слишком трудоемким, что делало кресло слишком дорогим для широкого рынка. Дизайн Ильмари Тапиоваара для компании «Asko», Финляндия.

Кресло «Lamino». Это Эргономичное кресло сделано из гнутой, покрытой пластиком рамы из дубового и тикового дерева; сиденье и спинка обтянуты коричневой кожей. Можно было приобрести оттоманку такого же дизайна. Дизайн Ингве Экстрем для компании «Swedese», Швеция. 1956

Шезлонг. Сделанный скорее из «сложенной» чем гнутой клееной фанеры, этот шезлонг из соснового дерева, покрытого пластиком, состоит из двух частей. Этот предмет мебели разработан Гретой Ялк и произведен компанией «Poul Jepperson» . 1963

 

 

 

 

^ Наверх