+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Италия - модернизм середины века

 

 

Услуги / Страницы

 

Во время Второй мировой войны в Италии было разрушено более трех миллионов домов. Потери среди заводов и фабрик оказались не столь катастро­фическими, поэтому для полного восстановления промышленности понадобилось не так много времени, как в других странах.

С падением фашизма к власти пришло социалистическое коалиционное правительство, его идеология была отражена в работах итальянских дизайнеров.

Выставка итальянской мебели в 1946 году показала, что ее организаторы и участники были озабочены следующими вопросами: как обставить мебелью маленькие квартиры, как работать в условиях дефицита многих материалов и как лучше всего воспользоваться последними разработками в области промышленного серийного производства. Архитекторы-дизайнеры, такие как Франко Альбини и Эрнесто Роджерс, а также Студия ВВРR, серьезно отнеслись к проблемам бедного населения: «Проблемы малоимущих» — вот был девиз Миланского триеннале.

НОВЫЙ ПЕРИОД

1950-е годы для Италии открыли новую эру. Благодаря щедрой помощи Соединенных Штатов Италия испытывала подъем. Социалистическое правительство ушло в отставку, на смену ему пришли христианские демократы.

Дизайнеры ответили на новое настроение в обществе созданием новой, более элегантной мебели, противопоставляя ее рационалистскому стилю, господствовавшему в итальянском дизайне с 1930-х годов. Если до войны доминировала архитектура, то теперь на первый план выдвинулась скульптура. Журнал «Domus», издаваемый Джо Понти, публиковал большие статьи о таких мастерах, как Генри Мур, Александр Колдер и т.д.

На страницах журнала часто обсуждались работы американских дизайнеров, таких как Джордж Нельсон и Чарлз и Рэй Имс. Именно их эксперименты с материалами и формами позволили итальянским дизайнерам отойти от лаконичного стиля своих предшественников.

Экономическая ситуация в Италии была настолько благоприятной, что в 1950-х годах появилось огромное количество производителей мебели, которые были готовы рискнуть и начать работать по своим проектам. Такие компании, как _ «Саssinа», «Zanotta» и «Gavinа», дали возможность дизайнерам Понти, Карло ди Карли и Кастильони разрабатывать собственный стиль. Это сотрудничество привело к возникновению нового, яркого, по-настоящему итальянского языка дизайна.

ОТ ШИН К МЕБЕЛИ

Возможно, самым необычным материалом, который использовался итальянцами в то время, была резина, лучше всего выражавшая оптимизм нации и смелые ожидания. Используемая в огромных количествах в автомобильной промышленности, которая стремительно развивалась, резина, что вполне логично, стала применяться и в дизайне мебели.

В 1950 году Пирелли, производитель шин, основал компанию «Аrflех», которая занималась производством мебели с использованием пенорезины. Марко Занузо был ведущим дизайнером, работавшим с компанией «Аrflех»; его кресло «Леди» (1951), чьи формы оставалось по-настоящему индустриальным продуктом.

Еще одним дизайнером, использовавшим резину в мебельном дизайне, был Освальдо Борсани. Он основал собственную компанию «Тесnо» в 1953 году, а годом позже создал свой знаменитый стул модели Р40. Технически продвинутый — резиновые подпорки давали возможность создавать более 450 вариантов — но обитый подушками, стул модели Р40 был типичным для дизайна того периода, так как использовал промышленные технологии и предлагал определенную роскошь.

Стеллаж. Сделанные из орехового и розового дерева полки модели L B 7 соединены между собой медными деталями. Четыре подпорки образуют три секции. Внутри находятся полочки, которые можно регулировать по своему усмотрению. Дверца одного из отделений откидывается вперед, таким образом, получается поверхность для письма. Эта конструкция разработана Франко Альбини для компании «Poggi». 1957

Пристенный стул. Рама выполнена из крашеного покрытого лаком дерева. Спинка и сиденье обтянуты велюром, расходящиеся ножки сужаются книзу. Дизайн Карло ди Карли для компании «Cassina». 1950

Кресло «Lady». Это кресло имеет деревянную раму и покрыто красной велюровой тканью. Обитые поролоном сиденье и спинка крепятся к медным ножкам. Дизайн Марко Дзанусо для компании «Arflex», Милан. 1951

Карло Моллино

Знаменитый дизайнер Карло Моллино создавал уникальную мебель в стиле, получившим название «Туринское Барокко».

Успех работ Карло Моллино в Италии в течение 1950-х годов можно приписать двум факторам. Во-первых, на сцене появилось новое поколение богатых потребителей, которые желали приобрести его смелую, необычную по дизайну мебель, а во-вторых, необходимо учитывать силу обаяния личности самого Моллино.

Тяга Моллино к успеху была такой сильной, что он стал не только одним из самых известных дизайнеров Италии 1950-х годов, но и победителем в гонках, летчиком, исполнявшим фигуры высшего пилотажа, первопроходцем, использовавшим современную технику катания на лыжах. Кроме того, он прославился как фотограф, снимающий обнаженную натуру.

Очевидный интерес Моллино к формам женского тела ясно проявляется в волнистых линиях его произведений. Его мебель, выполняемая из гнутой клееной фанеры туринскими ремесленниками, принесла ему известность, а его великолепный, роскошный стиль получил название «туринское барокко».

Интерьер компании «Minola». Органичный мебельный дизайн является прекрасным примером своеобразного и драматического вкуса Моллино. 1944 – 1946.

Кушетка. Этот предмет мебели обит бархатом. Резные фигурные ножки крашены под черное (эбеновое) дерево. 1944

Джо Понти

За свою долгую и многостороннюю карьеру Джо Понтии создал огромное количество работ в различных стилях.

Карьера Джованни (Джо) Понти длилась шестьдесят лет и включала в себя увлечение многими стилями. Избегая попыток увлечения чем-то одним, Понти тратил свою энергию не только на дизайн мебели, но и на архитектуру, рисование, журналистику и преподавание. И хотя чем бы Понти ни занимался, он выкладывался до конца на протяжении всего своего творчества, именно на 1950-е годы пришелся пик его карьеры.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Если после Второй мировой войны большинство итальянских архитекторов и дизайнеров обращались к догматическому, рационалистскому подходу 1930-х годов, то теоретическая система Джо Понти отличалась более индивидуальной концепцией. «Я хотел создавать работы без знакомых деталей, не возвращаясь к прошлому, — писал он. — Мне хотелось настоящих, реальных, естественных, простых и непосредственных вещей».

В 1952 году Понти создал работу, отвечавшую его собственным принципам (возможно, это его самый популярный проект): стул «Суперледжера» («Суперлегкий стул»), который он описал так: «стул, просто стул, обычный, непритязательный, самый что ни на есть обыкновенный стул». Сделанный по образу деревенского стула, увиденного Понти в рыбацкой деревушке, «Суперлегкий стул» одновременно является скромным, без изысков и все-таки неуловимо элегантным. Во многом этот стул в чем-то является параллелью к самой знаменитой работе Понти 1950-х годов — Башне Пирелли в Милане, зданием, над которым он работал совместно с прославленным инженером Пьером Луиджи Нерви. Нерви позднее написал, что он и Понти сделали все возможное, чтобы «избавиться от излишнего веса». Нет сомнений, что этот же подход был взят на вооружение и при создании «Суперлегкого стула», который, веся всего лишь 1,7 килограмма, был самым легким стулом в мире на тот момент.

Понти разработал этот стул для компании «Саssinа», с которой он сотрудничал на протяжении многих лет. Владелец компании Чезаре Кассина и Понти придерживались одного взгляда на дизайн, который Понти излагал так: «самое современное техническое обеспечение, пронизанное человеческим началом, позволяющим человеку сохранять свое первенство над машиной». Весьма интересным является и тот факт, что с таким же усердием Понти совмещал приемы ручного труда итальянских ремесленников с передовыми технологиями Германии и Соединенных Штатов.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИНИЯ

Понти приписывается идея создания «Итальянской линии», линии производства итальянского дизайна, которая распространилась по всему миру, но он также представлял в Италии работы иностранных художников, архитекторов и дизайнеров. В журнале «Domus», который он основал вместе с Джанни Мадзокки в 1928 году, Понти публиковал статьи о Чарлзе и Рэй Имс, Арне Якобcене, об искусстве Бена Николсона и Жана Арпа, об архитектуре Оскара Нимейера и Луиса Баррагана. Под руководством Понти журнал «Domus» стал одним из наиболее авторитетных журналов по дизайну.

В конце 1950-х годов проекты Понти стали еще смелее. Он верил в то, что мебель должна быть неотделимой от архитектуры, но лишь позднее реализовал свои идеи полностью. Проект «организованной стены» был для него одним из самых интересных. Встроенная в стену мебель включала различные типы полок, осветительных приборов, ящиков. Его кровати того времени, включающие множество встроенных деталей, получили широкую известность, хотя и другие предметы мебели того периода не уступали по своей выразительности. В 1960 - 1970-х годах Понти продолжал работать с тем же энтузиазмом, порой меняя свою манеру. И только смерть в 1979 году положила конец его долгой и плодотворной карьере.

Сервант.

 

Обеденный стол. Этот стол из орехового дерева с прямоугольной столешницей стоит на точеных сужающихся книзу ножках, «обутых» в медные «колпачки». Ножки соединены H- образной проножкой. Дизайн Джо Понти для компании «Singer and Sons». 1954

Торшер. Один из первых проектов. Этот торшер представляет собой высокий стеклянный параллелепипед с десятью лампочками, размещенными по две на определенном расстоянии друг от друга. Вся конструкция стоит на круглой медной основе. Около. 1935

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

  • 1891. Родился в Милане. 1923-1930. Работает
  • над дизайном изделий керамической фабрики Рикардо Гинори.
  • 1928. Основывает журнал «Domus».
  • 1932. Создается фабрика «Fontana Arte» как художественное подразделение Луиджи Фонтана, лидера в работе со стеклом.
  • 1936 - 1961. Доцент архитектурного факультета Политехнического института в Милане.
  • 1936. Заканчивает здание «Montecatini» в Милане.
  • 1940. Встреча с Пьеро Форназетти.
  • 1941. Основывает журнал «Stile».
  • 1950. Начинает сотрудничество с компанией «Cassina».
  • 1953. Работает над декорациями для Ла Скала.
  • 1954. Представляет дизайн стола для компании «Altamira» в Нью-Йорке, который называет шедевром.
  • 1955. Заканчивает Villa Planchart в Каракасе.
  • 1956. Совместно с Пьером Луиджи Нерви строит Башню Пирелли в Милане.
  • 1972. Разрабатывает дизайн для Денверского музея искусств в Колорадо.
  • 1979. Умер в Милане.

Понти и Форназетти

Многие из идей Пьеро Форназетти были использованы в интерьерах Джо Понтии.

Пьеро Форназетти (1913 - 1988) с раннего детства выказал необычный талант к рисованию. В семнадцать лет он поступил в Академию изящных искусств Брера («Accademia di Belle Arti di Brera») в Милане, но скоро был из нее исключен из-за своего несогласия со строгими академическими принципами.

Форназетти однако, продолжал рисовать, и в 1940 году его работа попалась на глаза Джо Понти, который пригласил его сотрудничать с ним. Модернизм в тот момент придерживался политики антидекора в мебели. Поэтому, когда проекты Понти, тщательно выполненные неутомимой рукой Форназетти, были представлены публике, они произвели фурор.

Идеи для своих проектов Форназетти черпал из различных источников, отдавая предпочтение классицизму и сюрреализму (в частности, Джорджо де Кирико). Оптическая иллюзия всегда была его излюбленной темой: во многих его работах присутствуют обманки.

Понти и Форназетти вместе работали над проектами интерьеров, в том числе для казино «Сан-Ремо» ( 1950). За свою жизнь Форназетти (он умер в 1988 году) успел создать свыше 11 тысяч рисунков, большинство из которых были применены в мебельном дизайне. В 1970 году он создал компанию, которой сегодня руководит его сын Барнаба.

Письменный стол и книжный шкаф из дерева и металла. Этот предмет мебели украшен распечаткой архитектурных декораций черным цветом по кремовому фону, затем все было покрыто прозрачным лаком. Дизайн Пьеро Форназетти и Джо Понти. Около 1950

 

 

 

 

^ Наверх