+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Япония - Модернизм середины века часть 2

 

 

Услуги / Страницы

 

В 1945-1970-х годах Япония претерпела радикальные изменения, превратившись из сельской нации в промышленную супердержаву. Товарами, которые в первую очередь ассоциируются с Японией, являются автомобиль и предметы электроники, однако столь радикальные перемены повлияли и на мебельную промышленность Японии.

В традиционном японском доме было очень мало мебели. Такой уклад жизни продолжался до 1950-х годов, когда западные влияния, в том числе привнесенные американскими войсками, оккупировавшими Японию в 1945-1952-х годах, начали распространяться и в японском обществе.

«В течение первых лет оккупации, — отмечал историк Нобутака Ике, — Япония подверглась западному влиянию в большей степени, чем за несколько десятилетий до этого».

После Второй мировой войны и ужасных потерь, понесенных Японией, были сделаны первые попытки как-то оживить экономику страны. В частности, государство сконцентрировалось на внешнем рынке, рынке экспорта, и компании начали производить продукцию, которая могла бы привлечь зарубежных потребителей.

До войны Япония производила товары по западным образцам, по гораздо более низким ценам, но весьма плохого качества. В послевоенные годы все усилия были направлены на то, чтобы восстановить репутацию, а для этого (и Япония это признавала) стране необходимо было учиться у Запада.

РОЖДЕНИЕ ЯПОНСКОГО СТИЛЯ

В 1950-х годах Японская организация экспорта и торговли (Jetro), отправила студентов-дизайнеров учиться в Европу и Соединенные Штаты с условием, что полученные знания будут использоваться на благо японских компаний. Кроме того, в Японию были приглашены европейские и американские дизайнеры, что привело к эклектичному стилю, сочетавшему в себе японские и западные мотивы.

Одним из первых дизайнеров, начавших работать в этом направлении, был Исаму Кенмочи, который в конце 1940-х — начале 1950-х годов путешествовал по Европе и Соединенным Штатам (при этом вел подробные записи). Несмотря на восхищение от увиденного Кенмочи в своих работах стремился сохранить японские народные традиции. Создав мебельные проекты, на которые, несомненно, повлиял американский и скандинавский дизайны, но которые были выполнены по японским технологиям, Кенмочи добился феноменального успеха.

В 1957 году Кенмочи стал одним из первых обладателей приза G-Mark - награды, которую установил Японский совет развития при Министерстве торговли, аналога приза, присуждаемого Музеем современного искусства в Нью-Йорке за «Хороший дизайн» «Compasso D'Oro» — «Золотого компаса» Италии.

Это стало доказательством того, что японским властям пришелся по вкусу дизайн, базирующийся на принципах европейского рационализма. Чтобы популяризировать это западное направление, по всей Японии стали возникать школы, подобные Баухаузу.

ВОСТОК ВСТРЕЧАЕТ ЗАПАД

К концу 1950-х годов несколько японских дизайнеров мебели начали работать в стиле «Восток встречает Запад», который стал очень популярным. Сори Янаги, который разработал один из первых дизайнов магнитофона для компании «Sony», стал горячим сторонником нового направления, и время показало, что его табурет «Бабочка» (1954) оказался самым успешным проектом того времени. Сочетая в себе различные способы формовки клееной фанеры и особое, присущее японцам чувство поэзии, «Бабочка» до сих пор продается по всему миру в тысячах экземплярах каждый год.

1960-е годы стали периодом бума на японскую электронику и автомобильную промышленность, но успехи мебельного дизайна были еще весьма скромными.

Япония по сравнению с Западом довольно поздно обратилась к этому виду бизнеса, поэтому проигрывала перед другими странами в таких областях, как разработка новых материалов и технологий и, соответственно — в проблемах формообразования (например, в сравнении с Италией). И только в 1980-х годах японский мебельный дизайн обрел вторую жизнь, которую европейские страны пережили еще после Второй мировой войны.

Низкий стол. Модернизм воспринял традиционные японские формы: у этого низенького столика из букового дерева с фанеровкой из розового дерева по краю идет резьба, называемая «muzukaeshi» (водная дамба). Дизайн Исаму Кенмочи 1968 года, это образец – модель 2004 года «Tendo Mokko».

Табурет «Бабочка». Простая конструкция табурета «Бабочка» основана на двух гнутых листах ламинированной буковой древесины, с фанеровкой розовым деревом. Эти два листа соединены между собой одной проножкой. Форма табурета доказывает, что автор руководствовался японской типографией (письмом). Дизайн Сори Янаги 1954 года; этот образец повторный выпуск 2004 года компанией ««Tendo Mokko».

Скамья из соснового дерева. У этой низкой скамьи прямоугольное сиденье слегка вогнутое посередине, что делает ее более удобной. Сиденье поддерживается с каждой стороны обточенными ножками, у которых посередине есть небольшой желобок. Сделанный из твердого соснового дерева, этот предмет мебели был разработан Рики Ватанабе и произведен компанией «Tendo Mokko».

Кресло «Kashiwado». Это кресло, названое в честь знаменитого борца сумо, сделано из блоков кедрового дерева; поверхность обработана так, что можно видеть текстуру древесины. Дизайн Исаму Кенмочи 1961 года это образец – модель 2004 года «Tendo Mokko».

Кресло «Spore». У этого дубового стула прямоугольная перекладина на сужающейся спинке. Оно стоит на точеных ножках, низкое сиденье – дань традиционной японской мебели. Дизайн Катсуэй Тойогучи 1963 года, этот образец 2004 года «Tendo Mokko».

Табурет «Mural». Этот табурет сделан из покрытого пластиком букового дерева с фанеровкой из тика. Формы минимальные, геометрические. Дизайн Рейко Танабе 1961 года, занявший первое место в конкурсе «Tendo Concur Design». Это модель 2004 года «Tendo Mokko».

TENDO МОККО»

«Tendo Mokko», первая мебельная компания в Японии, которая начала производить мебель из клееной фанеры, представила миру японский вариант модернизма.

Большинство японских мебельных дизайнеров 1950-х годов, ориентированных на будущее, работали с начинающей компанией-производителем  «Tendo Mokko».Специалист в области работы с клееной фанерой («mokkо» по-японски значит «деревянные изделия», «столярные работы»), компания выпустила табурет «Бабочка» Сори Янаги (1954), кресло «Каshiwadо» Исаму Кенмочи (1961) и даже стул Шарлотты Перрьян (1955).

Начало фирмы восходит к 1940 году, когда группа плотников и краснодеревщиков объединилась для производства патронных ящиков и макетов самолетов. После окончания войны эта группа сосредоточилась на мебельном производстве, где стала применять свои великолепные навыки. Так как это была единственная мебельная компания в Японии, которая работала с клееной фанерой, то неудивительно, что ее услугами пользовалось целое поколение молодых дизайнеров, желавших применять технологии производства, распространенные в Европе и Америке.

К середине 1950-х годов «Tendo Mokko» была передовой компанией со стабильным рынком экспорта, особенно в Соединенных Штатах.

Статья в немецком журнале о японском дизайне, 1960-е годы. Доказательство того, что мебель японских дизайнеров того времени становилась все более популярной на Западе, служит эта статья о мебели компании «Tendo Mokko», которую опубликовал немецкий журнал.

 

 

 

 

^ Наверх