+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Эксперименты с сиденьем

 

 

Услуги / Страницы

 

 

Создание новых сидений необычных форм послевоенные дизайнеры перевернули представление о стуле.
 
Послевоенные годыбыли периодом экспери­ментирования. В 1946 году американский дизайнер Ээро Сааринен начал работу над креслом «Womb» (см. с. 500). Заказанное Хансом и Флоренс Нолл, это кресло стало одной из первых работ, которая не диктова­ла сидящему, как именно он должен сидеть. На нем можно было сидеть прямо, свернуться калачиком или располо­житься так, чтобы можно перекинуть ноги через подлокот­ники. «Необходимость смены положения тела — важный фактор, который часто упускается из виду в дизайне стуль­ев», — писал Сааринен, и в течение последующих двадцати пяти лет дизайнеры были озабочены поиском решений про­блемы сиденья. Проводились многочисленные эксперимен­ты с формами, материалами и технологическими процесса­ми, которые изменили «топографию» дизайна стульев.
 
Через некоторое время после запуска кресла «Womb» в производство Чарлз Имс создал свой вариант «свободно­го» кресла. Имс был коллегой Сааринена, поэтому в пред­ставленном им кресле «La chaise» было определенное сходство с работой Сааринена. Биоморфический проект Имса был более выразительным и предлагал еще больше позиций по сравнению с креслом «Womb», кроме того, кресло Имса обходилось без обивки. Названное в честь французско-американского скульптора Гастона Лашеза, это кресло из стекловолокна мгновенно стало по­пулярным благодаря своим текучим формам.
 
 
ФОРМА СЛЕДУЕТ ОЗОРСТВУ
 
Податливость стекловолокна позволила дизайнерам создавать мебель самых невероятных форм, и строгие рационалистические принципы, доминирую­щие в мебели модернизма, стали исчезать. Кресло «Кокос» Джорджа Нельсона (1955) стало иллюст­рацией принципа «Форма следует озорству», а не за функцией. Напоминающее разбитую скорлупу ореха, это кресло предвосхитило «изобразительную» мебель, которая станет весьма популярной десятилетие спустя и из которой самым известным предметом станет диван в форме бейсбольной перчатки «Джо» (Joe), названный так в честь звезды бейсбола Джо ДиМаджио (дизайна Джона­тана Де Па, Донато д'Урбино и Пауло Ломази).
 
Это итальянское трио разработало и дизайн пневмати­ческого кресла «Sacco», также ставшего символичным. Переносное и недорогое кресло «Sacco» — как и многие другие недолговечные предметы мебели того времени — стало бунтом против вековых традиций, согласно которым мебель являлась тщательно выполненной долговечной де­талью дома.
 
В 1967 году Чезаре Леонарди и Франка Стажи представи­ли свое знаменитое кресло-качалку «Dondolo». Этот предмет мебели, к которому все, кроме самых смелых, относи­лись с опаской, стал протестом против привычной мебели.
 
 
 
ОБРАЗ ЖИЗНИ
 
Дизайнеры 1960-х годов считали себя вслед за дизайнера­ми-рационалистами создателями нового, прогрессивного стиля жизни — это было главной причиной, по которой они так много экспериментировали с формой, в том числе с си­деньями. Андреа Бранци объяснял, что работы его коллег «разрывают традиционные связи с домом, а вместо этого предлагают объекты с автономными функциями, которые требуют выработки нового стиля жизни».
 
Модульные сиденья «Malitte» Роберто Матты (1966) как раз и были набором автономных предметов, о которых говорил Бранци. Блоки из обтянутого тканью пенопласта числом пять являлись необычными по виду элементами, на которых можно было сидеть в самых разных позах. Систе­ма Матта была очень далека от традиционного представ­ления о стуле как предмете с четырьмя ножками, сиденьем и спинкой.
 
«Если доходить до крайностей, то мебельный дизайн мо­жет стать серией разнообразных, взаимозаменяемых мно­гофункциональных предметов», — размышлял британ­ский дизайнер Макс Клендиннинг в начале 1960-х го­дов, а уже к концу десятилетия его мысли, казалось, были близки к воплощению в жизнь. Однако эко­номические неурядицы 1970-х годов положили ко­нец экспериментам авангардных дизайнеров.
 
 
Кресло «Кокос». У кресла «Кокос» каркас из рельефного пластика с добавлением стекловолокна; оно состоит на четырех ножках из стальных трубок(сталь и хром). Поролоновая основа обита красной тканью. Дизайн Джорджа Нельсона для компании «Herman Miler Furniture». 1955
 
 
СТУЛ UP5
 
Радикально новым решением не только внешнего облика, но и самого способа изготовления стал стул UP 5, формы которого вызывали стойкие ассоциации с округлостями женского тела.
 
Итальянский дизайнер Гаэтано Пеше в 1969 году сделал предмет для сидения, поразивший публику; однако стул UP5 был также новаторским и с точки зрения технологи­ческого процесса. Сначала стул формировали из полиуретановой пены высокой плотности и покрывали эла­стичным нейлоном, затем помещали в вакуумную камеру, где ужимали 10% от его первоначального размера. Окон­чательную форму потом быстро, «в горячем состоянии», зажимали между двумя виниловыми листами со сжатым воздухом и упаковывали в легко транспортируемую коробку.
 
Когда эту коробку прино­сили домой, то отрывание винилового покрытия яв­ляло незабываемое зрели­ще: воздух вновь входил внутрь стула, возвращая ему всю полноту объемных форм.
 
Стул UP5 был лишь одним проектом в серии предметов мебели, разработанных Пеше для фирмы В&В Italia, которая применяла этот уникальный процесс. По словам Пеше форма созданного им стула, который часто так и называли «La Mamma», или «Donna», «выразила мою идею женщины».
 
 
Шезлонг и оттоманка «La Mamma», или «La Donna». Предметы обтянуты желтой нейлоновой тканью, которая полностью покрывает структуру из полиуретанового пенопласта. На обоих предметах ярлыки компании «B&B italia». 1969

 

 

 

 

^ Наверх