+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Италия 1960-х

 

 

Услуги / Страницы

 

В начале 1960-х годов итальянский дизайн стал для всего мира синонимом утонченного вкуса. Термины «Bei Designo» и «Linea Italiana» стали обозначать практичные и элегантные работы таких дизайнеров, как Джо Понти и Марко Дзанусо. Миланская триеннале 1964 года была посвящена теме «Досуг» (темой 1947 года были «Проблемы непривилегированных») и продемонстрировала функциональность и комфорт итальянской мебели той эпохи.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АНТИ-ДИЗАЙНА

Мебельная индустрия получила сильный удар в 1965 году. Торговые союзы потребовали увеличения заработной платы для своих рабочих, и от этого стала страдать внешняя торговля. В то же самое время небольшая группа дизайнеров, считавшая, что основные направления в мебельной отрасли, нацеленные в основном на удовлетворение вкусов имущих классов, не имеют ничего общего с повседневной жизнью, сделала попытку изменить эту тенденцию.

В середине 1960-х годов итальянская мебельная промышленность испытала еще одно потрясение: часть дизайнеров обратилась к популистской эстетике. Влияние американского поп-арта распространилось на все сферы жизни, а ис-пользование пластика — нового, недорогого материала - стало повсеместным.

Движение антидизайна, или радикального дизайна, как позже его станут называть, возглавляли две группы архитекторов и дизайнеров, «Аrchizoom» и «Superstudio», сформировавшиеся в 1966 году во Флоренции.

Джо Коломбо, не настолько радикальный в своих устремлениях, как эти группы, но тем не менее также желающий внести в итальянский дизайн демократи-ческое начало, создавал проекты (уходившие корнями в рационалистские принципы), которые говорили скорее о желании автора найти общий язык со своими клиентами, чем о навязывании им своего стиля. Другие дизайнеры, например Анна Кастелли Феррьери и Вико Маджистретти, также внесли свой вклад в дизайн 1960-х годов, часто используя пластик, то есть материал, который позволял создавать новые игровые формы.

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД

К концу 1960-х годов, когда итальянская экономика была близка к коллапсу, среди создателей мебельного дизайна возникла дисгармония. Защитники «Ве1 Designо», ответив на вызов, брошенный им сторонниками анти-дизайна, ут-ратили в итоге собственное лицо. Однако этот хаос не означал снижения творческой активности, что и позволило Италии удержать статус лидера европейского дизайна.

Квартира Джо Коломбо, Милан. Интерьер разделен на две зоны – «дневную» и «ночную». В ночной зоне стоит кровать-кабриолет, названная так из-за своего сходства с откидным верхом машины 1969 - 1970.

КРЕСЛО «ELDA»

За то короткое время, что он работал дизайнером мебели, Джо Коломбо создал много технологически современных и м одных предметов мебели, самое известное из которых – кресло «Elda».

Коломбо, умерший в 1917 году от сердечной недостаточности в день своего рождения в возрасте сорока одного года, оставил после себя огромное количество поистине революционных проектов. Кресло «Elda», разработанное для жены дизайнера и названое в ее честь, - подлинный шедевр, стильный и технологически совершенный.

Позволяющий сидящему полностью погрузится в собственный мир,это кресло, сделанное из стекловолокна, стало настоящим прорывом в мире дизайна.

Коломбо считал, что главная задача дизайнера — создавать среду будущего, которую он представлял в виде пространств, которые могут трансформироваться и которые подходят для медитации и экспериментов, для интимности и общения. Создание новой среды требовало и новых типов мебели. Кресло «Еldа» — одно из них.

Толстые волнообразные подушки позволяют сидящему уютно свернуться калачиком. Их можно снимать, чтобы почистить. Еще одной не менее интересной деталью является вращающаяся основа кресла, позволяющая сидящему все видеть вокруг себя.

Концептуально-футуристический облик кресла привлекал внимание многих кинематографистов, поэтому оно так часто появляется в фильмах о Джеймсе Бонде, где стоит в логове главного злодея. И хотя Коломбо не дожил до того момента, когда созданные им произведения появлялись на большом экране, он, несомненно, пришел бы от этого в восторг.

Кресло «Elda».

БРАТЬЯ КАСТИЛЬОНИ

Братья Кастильони создали стиль, сочетавший уважительное отношение к предметам повседневного обихода, провокационную нотку и функциональность.

Сыновья скульптора из Милана, братья Кастильони - Ливио, Пьер Джакомо и Акилле — были ведущими фигурами в итальянском дизайне после Второй мировой войны. Проектируя все, что только можно — от вакуумных пыле-сосов до настольных ламп и интерьеров ресторанов, братья Кастильони стали связующим звеном между рационалистами, которые предшествовали их поколению, и мастерами постмодернизма, эпоха которого наступит позже.

В 1939 году дизайнерское бюро братьев Кастильони громко заявило о себе разработкой абсолютно новаторского радиоприемника, впервые в Италии созданного из бакелита (новый материал на основе фенольных смол). Этот приемник на Миланской триеннале 1940 года получил золотую медаль.

В 1944 году Акилле, как и его старшие братья, закончил архитектурный факультет Миланского Политехнического института и в 1945 году присоединился к старшим братьям.

СТИЛЬ КАСТИЛЬОНИ

Впервые стиль братьев Кастильони заявил о себе в 1950 году в дизайне столов «Леонардо» и «Браманте», созданных по подобию столов краснодеревщиков. Заметив практическую ценность таких столов, братья Кастильони начали работать в этом направлении. Назвав эти функциональные столы в честь двух величайших фигур эпохи Ренессанса, братья проявили некое остроумие — напомнив вам, что самые великие открытия и самые интересные проекты начинались с набросков на этих скромных столах.

В 1952 году Ливио отделился от братьев. Примерно в это же самое время талант Акилле и Пьера Джакомо как дизайнеров осветительных приборов стал набирать силу. В 1955 году их стандартная лампа «Luminator» получила награду «Золотой компас», а подвесная лампа «Bulbo» («Луковица») 1957 года продемонстрировала, как в одном предмете могут сочетаться поэтическое начало и функциональная целесообразность.

Возможно, пиком их карьеры в дизайне осветительных приборов был 1962 год, когда две из их самых известных ламп были выпущены компанией «Flos». Торшер «Аrсо» («Дуга»), напоминающий уличные фонари, стал символом дизайна XX века, а лампа «Toio» продемонстрировала неуемную фантазию братьев. На создание этой лампы братьев вдохновили автомобильные фары.

НАХОДКИ

Пьер Джакомо и Акилле испытывали такую тягу к предметам анонимного дизайна, что вся их студия была ими завалена, а Акилле даже держал в своей квартире деревянную лодку для рыбалки. «Я оставил ее здесь как находку», — объяснял он, ссылаясь на традицию, начатую Марселем Дюшаном, когда он в своей работе 1913 года соединил табурет и колесо велосипеда. На выставке, названной «Цвет и форма в сегодняшнем доме», они оборудовали жилую комнату, где по принципу контраста, естественного закона формирования жилой среды, соседствовали предметы анонимного дизайна и собственные объекты, созданные для этой выставки. В число последних входили табурет «Mezzadro», у которого было сиденье от трактора, и табурет «Sella» («Седло»), в котором велосипедное седло было насажено на металлический стержень. Проекты были сделаны с таким изяществом, отличались таким разумным, рационалистическим подходом к функции, что шутка братьев удалась.

После смерти Пьера Джакомо в 1968 году Акилле стал работать один. Его проекты всегда вызывали ярость и восхищение в равной мере, но ни один из них не вызвал более противоречивых чувств, чем стул «Primate» (1970). Наве-янный восточной традицией, этот стул получил лестные отзывы некоторых критиков за свой смелый эргономический подход, но был и обруган теми, кому не понравился его странный, напоминающий унитаз внешний вид.

«Дизайн рождается из стремления установить связь с незнакомым человеком, который будет пользоваться этим предметом», — писал Акилле в 1992 году. Проекты братьев Кастильони, нравятся они вам или нет, всегда производят впечатление.

«Веселая полка». Этот предмет состоит из нескольких полок медового цвета со стальной арматурой внутри. Каждый элемент можно повернуть вокруг оси, образовавшаяся при этом скульптурная композиция будет оставаться функциональной. Полки покрыты окрашенным дубовым шпоном. Дизайн Акилле Кастильони. 1989

Табурет « Messadro». У этого табурета тракторное сиденье, соединенное изогнутой стальной хромированной «спинко-ножкой» с опорой для ног из букового дерева. Дизайн Акилле и Пьера Джакомо Кастильони 157 года, это образец – повторный выпуск 2004 года для компании « Zanotta».

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

1939. Ливио и Пьер Джакомо в сотрудничестве с Луиджи Каччиа для фирмы Phenola создают радиоприемник из бакелита.

1945. Три брата начинают работать вместе.

1947. Акилле принимает участие в Миланской триеннале.

1952. Ливио прекращает работать с братьями.

1956. Основана «Ассоциация индустриального дизайна» («Associazone реr il Designo Industriale») (ADI).

1957. Участие в выставке «Цвет и форма в сегодняшнем доме».

1960. Работа над интерьером ресторана «Splugenbrau» в Милане.

1962. Специально под проекты братьев Кастильони и Т. Скарпы создается фирма «Flos».

1969. Ливио разрабатывает дизайн лампы «Serpentine Boalum» с Джанфранко Фреттини.

1970. Акилле начинает преподавать в Туринском политехническом институте.

ПРЕМИЯ «ЗОЛОТОЙ КОМПАС»

Утвержденная Джо Понти и Альдо Борлетти, премия «Золотой компас» стала желанной и престижной наградой в мебельном дизайне XX века

С 1955 по 1994 год братья Кастильони получили девять первых призов и тринадцать специальных наград на ежегодном конкурсе «Соmpasso d’Orо» («Золотой компас»), в том числе за стул, больничную кровать, наушники и кофеварку.

Впервые премия «Золотой компас» была вручена в 1954 году. Вскоре она стала самой престижной наградой в итальянском дизайне, что вызывало международный интерес к предметам, отмеченным ею. Детище дизайнера Джо Понти и Альдо Борлетти, владельца универмагов «La Rinascente» («Возрождение») в Милане, награда «Золотой компас» должна была «заставить промышленников и ремесленников повысить стандарт производимой продукции с точки зрения, как технологии, так и стиля».

И если поначалу эта награда вручалась лишь за продукцию, распространяемую универмагами «La Rinascente», то очень скоро порядок изменился. К 1967 году эта награда уже не вызывала ассоциаций с универмагами «La Rinascente», теперь она вручалась «Ассоциацией индустриального дизайна».
 

 

 

 

 

^ Наверх