+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Мебель после 1970

 

 

Услуги / Страницы

 

Еще в 1966 году Роберт Вентури, американский архитектор, выразил идеи, которые впоследствии реализовались в постмодернизме. В своей знаменитой книге «Сложность и противоречия в архитектуре» Вентури писал о своем восхищении «элементами, которые являются скорее гибридами, чем-то чистым по своей сути», скорее не ясными, чем «простыми», скорее двойственными, чем «однозначными». Опровергая догмы функционализма, Вентури выступал за искусство, основанное не на утопических схемах порядка, а на сложности и противоречивости реальной жизни. В 1980-х годах постмодернизм стал доминирующим направлением в дизайне.

В 1970-х годах существовали две ветви дизайна, одной из которых был анти-дизайн. Наиболее развитый в Италии, он объединял художников, которые доводили дизайн мебели до крайноти, выражая тем самым свое глубокое разочарование в обществе. И хотя многие дизайнеры (например, из группы «Studio65») говорили, что их использование ярких, кричащих цветов и китчевых, «мультяшных» форм было просто всего лишь попыткой привлечь внимание потребителя, другие (например, из группы «Global Tools») считали, что такая разнузданность дизайна отпугет потенциальных потребителей.

Второй ветвью дизайна было направление, которое многие предпочитали называть коротко и емко – «хайтек». Этот стиль, сформировавшийся во второй половине 190-х годов, активно использует элементы игры, мистификации, иронизирующей над преклонением перед всемогуществом современной техники. Включение игрового момента, связано с концепцией «Homo ludens» («человека играющего»), по мнению приверженцев этого стиля, должно снять противопоставление мира техники и мира человека, подчинить технику «человеческим правилам игры».


РАСЦВЕТ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Определяющим в мебельной дизайне 1980-х годов была деятельность группы «Мемфис», созданной в Милане в 1984 году. В этом направлении трудно выделить формообразующие черты, поскольку оно ориентировано в основном на выражение самобытности дизайнера. Сочетающий дорогие и дешевые материалы, а также использующий различные декоративные мотивы разных этнических культур и периодов истории, язык «Мемфиса» привлекал внимание, был ярким, крайне эклектичным (и полностью постмодернистским); он прекрасно вписывался в тенденцию 1980-х демонстративно тратить деньги. Продукция «Мемфиса» была частично мебелью, частично искусством и частично – модным аксессуаром.

К концу десятилетия в мебельном дизайне начал развиваться новый, более спокойный и уравновешенный стиль. Дизайнеры из Японии, Бельгии, Англии и Италии начали работать в направлении, которое получило названия: «Новый минимализм», «Поздний модернизм» и «Дематериализация». Предметы мебели, без какого то ни было декора, стали вполне обычным явлением, при этом вошли в моду такие материалы, как чистый акрил и ивовые прутья. Однако с наступлением 1990-х дизайнеры вновь почувствовали тягу к духу авантюризма, и в мебельную индустрию была внесена изрядная доля юмористического начала. Во главе этого направления были группа «Droog» и другие коллективы, которые в своих проектах обыгрывали самые необычные дизайнерские находки.

В 1990-х годах компьютеры стали неотъемлемой частью творческого процесса. Теперь художники могли создавать свои проекты на экранах мониторов, а не тратить время на долгие зарисовки и создание макетов. Многие предметы приобрели «индустриальный» облик, который уже давно был присущ электробытовым товарам.


РОЛЬ ИСКУССТВА

Искусство и мебельный дизайн в течении нескольких веков всегда шли рука об руку, но к 1970-м годам провести между ними границу стало невозможным. «Основными характеристиками (нового дизайна), - писал дизайнер и теоретик Алесандро Мендини в 1978 году, - нужно считать не функциональные возможности объектов, а осмысление «параметров» их выразительности ».

В то время как большинство дизайнеров конца века все больше приближались к «территории искусства», некоторые из них все же оставались в рамках строго мебельного дизайна. Американский художник Класс Олденбург, представитель поп-арта, был одним из первых, кто перенял язык мебельного дизайна для своих скульптур.

В течение 1970 1980-х годов многие дизайнеры производили функциональную мебель; самыми талантливыми из них были американцы Дональд Джадд и Рихард Артшвагер.

В 1990-х годах эта тенденция была подхвачена британской компанией «SCP», которая запустила в производство коллекцию «Пожалуйста, дотронься» - серию предметов, разработанных дизайнерами Рейчел Уайтрид, Джулианом Опии и Ричардом Уэнтвором.


МОДУЛЬНЫЕ ЦВЕТНЫЕ КУБЫ

Как и многие мебельные проекты, разработанные в последние десятилетия ХХ века, модульная конструкция для хранения вещей «Paesaggi Italiani» («Итальянские пейзажи») Массимо Мороцци (1996) выглядит очень живо и весело. Эта работа показывает, что на первом месте у дизайнера были эстетические и концептуальные соображения, а не практические, и подобное отношение было характерным для многих дизайнеров того периода.

В 1960-х годах Мороцци был членом радикальной группы «Archizoom», яркого, талантливого коллектива, обосновавшегося во Флоренции, в который входили архитекторы и дизайнеры. Этот коллектив сыграл решающую роль в развитии анти-дизайна. Потыкающихся «пробить» идеалы и строгость модернизма первопроходцев анти-дизайна можно назвать протопостмодернистами.

Как и многие конструкции для хранения вещей, разработанные в 1990-х годах, система «Итальянские пейзажи» является модульной, что означает, что ей можно придавать бесчисленное количество форм. Сами «кубики» можно приобрести в любом цветном варианте, позволяя их владельцу по своему желанию создавать любую цветовую композицию. Эта возможность самостоятельной инициативы потребителя, – который теоретически является лишь любителем – типичный жест в духе анти-дизайна.

Модульная конструкция для хранения вещей «Paessaggi Italiani» (Итальянские пейзажи»). Этот набор кубов можно использовать,с одной стороны, для членения пространства на зоны, а с другой – как емкости для хранения каких-либо вещей. Из цветных лакированных полупрозрачных пластиковых кубиков, которые продаются в 75 цветовых вариантах, можно создавать композиции любых форм и размеров.

Стол «Delo-Lindo». Необычной, оригинальной формы стола дизайнеры добились включением в конструкцию двух холщовых «журнальных» сумок.

 

 

Стул «Lassu» Мендини. Изначально этот стул находился на вершине пьедестала, а в 1974 году Мендини, сжег, его во имя искусства. 

 

 

Кресло и табурет «Маленкий бобер». Оба изделия сделаны из ламинированного картона. Дизайн и Фрэнка Гери для компании «Vitra»; эти предметы являются частью серии «Эксперимент», состоявшей из 100 изделий, в которой исследовались свойства рефленого картона. Эти образцы помечены табличкой «№54». 1987

 

 

 

 

^ Наверх