Великобритания
Услуги / Страницы
В 1960-х годах, на пике расцвета молодежной культуры не было более «хиппового» города, чем Лондон. И этой завидной репутацией город был отмечен еще следующие тридцать лет; чтобы оказаться сопричастным его прогрессивной культуре, сюда стекались молодые амбициозные художники и дизайнеры со всего света.
ВЛИЯНИЕ ДИЗАЙНА
Однако те, кто приезжал в Великобританию в 1970-е годы, заставал уже совсем иную Британию, не такую, как в 1960-е годы. Воздух был наполнен более серьезной атмосферой, созданной группой ОМК, основанной уроженцем Польши Ежи Олейником, Брайаном Моррисоном и Родин Кинсманом. «Просто безответственно создавать вещи, которые не могут прослужить долго, - утверждал Кинсман, намекая на всеобщее увлечение недолговечной, словно игрушечной мебелью 1960-х годов. – Нельзя полагаться только на цвет или какое-то хитроумное приспособление, в мебели должно присутствовать нечто большее». Самым успешным проектом ОМК был стул «Omkstack» (1971), проложивший дорогу новому, техническому направлению в британском мебельном дизайне.
В 1980-х годах стиль хай-тек пользовался большой популярностью у архитекторов и дизайнеров. Имена архитекторов Евы Джиричны (родившейся в Чехословакии) и Норманна Фостера, которые работали также и в мебельном дизайне, стали ассоциироваться со стилем, прославлявшем мощь индустрии. Однако не все британские дизайнеры хотели работать в этом новом, подчеркнуто «индустриальном» стиле. В 1979 году в Лондоне был учрежден Совет ремесел для поддержки дизайнеров, тяготевших к увеличению доли ручного труда в дизайне.
После того как в 1979 году к власти пришла Маргарет Тэтчер, сформировалась группа, выпускающая ограниченными тиражами коллекции своих экспериментальных работ. Рон Арад, переехавший в Британию из Израиля, основал компанию «One Off Ltd»; в 1980-х годах он производил мебель с неровными краями из непопулярных промышленных материалов. Том Диксон также использовал материалы вторичного сырья, хотя и с большей элегантностью, для производства предметов мебели своей компанией «Creative Salvage». Архитекторы Найгел Коутс и Заха Хади также начали разрабатывать проекты экспериментальной мебели.
ДОВЕРИЕ К ДИЗАЙНУ
В начале 1990-х годов у Лондона, казалось, открылось второе дыханье, поскольку репутация дизайна по-прежнему оставалась весьма высокой. В 1989 году Теренс Конрен открыл Музей дизайна («Design Museum») в Лондоне. Владельцы многочисленных баров, ресторанов и гостиниц стали нанимать дизайнеров. Отделения дизайна лондонских колледжей, таких как RCA («Royl College of Art» - «Королевский художественный колледж») и Центральный колледж Святого Мартина, также пользовались большой популярностью.
Неудивительно, что в подобной ситуации британским дизайнерам 1990-х годов не требовалось привлекать внимание к своему творчеству, каким то ни было декларациями. Бесспорными лидерами нового, спокойного стиля были, безусловно, Джаспер Моррисон, а также Арад и Диксон.
Многие дизайнеры предпочитали работать коллективно. В середине 1990-х годов функционировали такие группы, как «El Ultimo», «Grito», «Inflate» и «Azumi». К новому тысячелетию оптимизм, который казалось, исчез из британского дизайна в 1970-х годах, вновь вернулся.
Крик Вин Хаус, Корнуолл. Дизайн этого дома, разработанный в стиле хай-тек Ричардом Роджерсом и Норманном Фостером, получил награду в 1970 году.
Кресло для «размышлений». Рама этого легкого кресла сделана из оранжево-красных лакированных металлических трубок, а сиденье и спинка – из плоских металлических полосок. Каждый подлокотник заканчивается небольшим «подносом», на который можно поставить стакан, и эта деталь, вкупе с глубоким сиденьем, создает кресло, в котором можно удобно расположиться и предаться размышлениям. «Рабочие записи» дизайнера, помещенные на разных частях кресла, напоминают о желании быть честным в создании конструкции, которое уходит корнями в модернизм. Дизайн этого кресла был разработан Джаспером Моррисоном вскоре после того, как он покинул Королевский художественный колледж. 1986
« Волшебная тележка». Этот маленький столик на колесиках разработан Майком Янгом для компании «Magis». Рама из литого алюминия, обработанная пескоструйным аппаратом, стоит на красных прозрачных колесиках из полиуретана, которые поддерживают прозрачный литой «поднос» из полиуретана. 2003
«Shipshape». Эта емкость для хранения сделана из ламинированного березового дерева. Ее можно использовать и как сиденье или приставной столик. Дизайн для «Isokon Plus» разработан «Shin & Tomoko Azumi».2003
ВЕДУЩАЯ РОЛЬ КОРОЛЕВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА
Существующий с 1837 года королевский художественный колледж только в 1980 – 1990-х годах стал одним из ведущих учебных заведений мира, где обучали основам дизайна.
Королевский художественный колледж – это единственное в мире учебное заведение художественного профиля, куда принимают только после окончания вузов. Здесь можно получить степени магистра искусств, философии и доктора наук по таким дисциплинам, прикладное искусство, дизайн, гуманитарные науки.
Если в первой половине ХХ века Великобритания в области мебельного дизайна плелась в хвосте мировых разработок, то в 1960-1970-х годах ситуация стала изменяться, в том числе благодаря возросшему уровню преподавания в таких заведениях, как Архитектурная Ассоциация, Королевский художественный колледж и Центральная школа искусства и дизайна. В результате такой деятельности многие выпускники других стран начали стекаться в Лондон, чтобы здесь продолжить свое обучение.
К концу 1980-х годов многие из перспективных и многообещающих фигур британского дизайна закончили Королевский художественный колледж, а такие выпускники, как Джаспер Моррисон, Джейн Диллон, Джеймс Ирвин и Росс Лавгроув только добавили популярности своей альма-матер.
В середине 1990-х годов, теперь называя себя «фабрикой идей», Королевский художественный колледж упрочил свою прекрасную репутацию, пригласив, Рона Арада в качестве профессора мебельного дизайна, а архитектора Найгела Коутса – профессора архитектуры.
« Воздушный» стул Джаспера Моррисона. Стул сделан из цельного куска полипропилена. Дизайн знаменитого выпускника Королевского художественного колледжа, производство «Magis».
РЕМЕСЛО И ТЕХНИКА
В 1970-1980-х годах в мебельном дизайне существовали два направления – Хай-Тек и Рукотворные формы. А в 1990-х годах компьютерные технологии нашли путь к их сближению.
В 1970-е годыв мебельной промышленности существовали две тенденции. В то время как одни дизайнеры считали. Что в производстве мебели необходимо вернуться к традиционным навыкам ремесел, другие единственно приемлемой считали функциональную мебель, изготовленную индустриальным способом.
Компьютерные технологии в дизайне еще не использовались. В создании проектов в стиле хай-тек также были задействованы не компьютерные возможности. В Швейцарии архитектор Марио Бота (бывший сотрудник Ле Корбюзье) начал производить мебель из перфорированной стали, по внешнему виду напоминавшую различные детали машин, а в Британии Родни Кинсман работал над проектами рационалистических изделий из металла. В 1986 году Норманн Фостер закончил работу над проектом серии в стиле хай-тек для компании «Теспо» - системой «Nomos». Разработанные для помещений со свободным планом, блестящие стеклянные и стальные столы этой серии выглядели скорее величественными символами цивилизации, чем скромными офисными предметами мебели.
ИГРА В РУЧНОЙ ТРУД
Противоположным хай-теку было движение, направленное на возрождение ремесел. В Соединенных Штатах в начале 1980-х годов Уэнделл Касл, Сэм Малуф и Тейдж Фрид работал в постмодернистском стиле, часто прибегая к эффекту оптической иллюзии, используя трудоемкие и кропотливые методы для производства забавных предметов. В Великобритании идеологом нового возврата к «рукотворному» дизайну был Джон Мейкпис. Он открыл мастерские в Парнхэм Хаус Дорсет в 1977 году, где создавал тщательно выполненные изделия, часто украшенные орнаментами, которые продавались за баснословные деньги. «Кресло из слоновой кости и нейзильберга» (сплав меди, цинка и никеля) Мейкписа (1978) было изготовлено типичным для него методом: оно состояло из двух тысяч отдельных кусочков слоновой кости.
В конце 1980- х годов в этом направлении появилась новая тенденция. В Лондоне дизайнеры, такие как Фред Байер, Рон Арад, Том Диксон и Дэнни Лейн, начали создавать мебель, производящую впечатление сделанной нарочито небрежно. Это движение, шедшее в русле стиля новый брутализм, имело определенную социальную окраску. Состоящие из таких элементов, как бракованные крышки люков, разбитое стекло, старые автомобильные сиденья и куски ржавой стали, эти предметы конкорформистской мебели похожи на «панковские» работы Вивьена Вествуд.
Французский дизайнер Андре Дюбрей нанял кузнеца для изготовления своих стульев, сделанных из гнутой стали. Самым знаменитым творением Дюбрея стало кресло «SPINE» (1988), элегантное изделие, созданное по образу и подобию французских предметов мебели XVIII века. В то же году итальянский дизайнер Альберто Меда обратился к технологиям, применяющимся в косметической индустрии для производства своего «Light – light chair». Сделанный из углеродного волокна, полиуретанового пенопласта «Nomex» и эпоксидной смолы, стул выпускался в строгом черном цвете.
НОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
1990 годы были десятилетием революционных преобразований в сфере компьютерной технологии. Новые программы позволяли дизайнерам создавать все более и более сложные проекты (а промышленникам – производить их). Впервые дизайнеры смогли применить наряду с передовыми технологиями такой глубоко личностный подход к дизайну. Немецкий дизайнер Веренр Айслингер был одним из первых дизайнеров, который доказал, что мебель, созданную с применением новейших технологий, больше нельзя обвинит в холодности и «нечеловечности». Ряд его изделий «Soft Cell» (1999) был создан с использованием новейшего функционального материала, разработанного компанией «Baer» для ортопедических целей.
К началу нового тысячелетия ручная работа и современные технологии больше не рассматривались как взаимоисключающие аспекты дизайна. Противоречия, которые появились в мебельном дизайне в 1970-1980-х годах, казалось, начали исчезать.
½ Конуса = Куб = Цилиндр = Стол. Эта уникальная пара столов создана Фредом Байером. Каждый из них состоит из цилиндра (дуб), точеного куба(миртовое дерево) и цилиндра (нейзильбер – сплав меди, цинка и никеля). Говорят, что это первые предметы, демонстрирующие недостаток трехмерной формы.
«Well – Tempered Chair» (Хорошо закаленный стул). Дизайн Рона Арада; это кресло состоит из четырех кусков закаленной стали, согнутых таким образом, что образовались спинка и сиденье кресла. 1987
Складной стул «Dolly». Дизайн Антонио Читтерио для компании «Kartell»; в этом стуле элегантность и легкость сочетаются со сложной конструктивной системой из твердого пластика. Подлокотники являются естественным продолжением рамы. Этот стул можно приобрести в различных цветовых вариантах, а также с обитым, деревянным или пластиковым сиденьем.
^ Наверх