Петровское барокко
![]() |
Правление Петра I (1682-1725) осталось в истории как время великих преобразований, позволивших России занять достойное место на европейской политической арене. Реформы, с завидной энергией проводимые властным монархом, не только кардинально изменили государственный аппарат, армию, флот, но коснулись и всех без исключения сторон жизни его подданных. Веками устоявшиеся традиции решительно менялись, а вместе с ними и внешние формы быта: манера поведения, костюм, прическа, обстановка. Инициатором всех происходивших в Россия перемен был сам царь. Не случайно, сложившийся в период его правления, получил условное название «петровское барокко», во многом отразив вкусы и художественные пристрастия своего главного вдохновителя. Самой крупной «строительной площадкой» для Петра стал новый северный город, любимый «парадиз», со сказочной быстротой возводимый на безлюдных берегах Невы. Итальянец Доменико Трезини, немец Иоганн Фридрих Браунштейн, француз Жан Батист Александр Леблон представляли различные направления европейского барокко. Однако построенные ими в Санкт Петербурге дворцы обладали неповторимыми чертами, столь импонировавшими царственному заказчику; по сравнению с европейским «петровское барокко» было более сдержанным, менее динамичным и раскованным в своем декоре. Рокайльные французские мотивы сочетались в нем с бюргерским рационализмом и традиционно русской тягой к красочному узорочью. |
Строившаяся в традициях европейской архитектуры северная столица разительно отличалась от облика патриархальной Москвы, причем не только внешне. Внутренне убранство петербургских домом делалось все более разнообразным. Изменившиеся в начале ХVIII века мировоззрение и отношение к быту способствовали появлению новых для России конструктивных вариантов мебели, отвечавших возросшим требованиям к светской жизни.
До 1712 года на берегах Невы строили в основном деревянные, сколоченные наспех дома, которые носили временный, вынужденный характер. «Рабочие долгие годы жили в землянках, для начальства строились избы, а для немногих представителей знати - незатейливые хоромы»1. Об облике последних можно судить по сохранившемуся домику Петру I, срубленному, как издавна рубились все русские избы из двух светелок с сенцами. Однако царская изба была обшита тесом и раскрашена под кирпич, что делало ее похожей на европейский дом. Такая двойственность художественного решения была характерна не только для построек этого периода, но и для предметов их внутреннего убранства, число которых было крайне невелико.
Характерным примером можно считать «висячий» шкафчик из собрания Государственного Эрмитажа, на дверце которого вырезана надпись: «1705». Небольшой по размерам, прямоугольный, он декорирован резными деревянными накладками простых геометрических форм, традиционных для народного искусства. Однако высокий крупный карниз с объемными «овами» и профилированные рамки на стенках, отдаленно напоминающие боковины так называемых «данцигских» или «гамбургских» шкафов, свидетельствуют о знакомстве исполнителя с модными привозными изделиями. Вероятно, уже в это время появляются и первые предметы, полностью скопированные русскими умельцами с западных образцов или выполненные мастерами иностранцами, призванными на работу в Петербург.
К последним можно отнести и столярного мастера Ягана Шмитта, «из завоеванных нарвчанин», который написал по требованию Петра I специальное «мнение» о столярном мастерстве.
К концу 1710 х годов в жизни Петербурга произошли значительные перемены, во многом обусловленные Полтавской победой над шведами, позволившей русским окончательно утвердиться на невских берегах. В 1712 году «приговором» Сената был утвержден список дворян, числом более тысячи двухсот человек, для обязательного переезда на недавно отвоеванные земли. В этом же году обосновался в Петербурге т царский двор, а вслед за ним иноземные послы. Специальным указом от 1714 года царь временно запретил каменное строительство в других городах России, что заметно ускорило возведение домов и дворцов знати в новой столице, где уже к 1717 году насчитывалось четыре с половиной тысячи дворов.
Зеленый кабинет в Летнем дворце Петра I в Санкт Петербурге 1713 - 1714.
![]() |
Как по оформлению, так и по назначению Зеленый кабинет в Летнем дворце Петра I принадлежит к числу самых показательных интерьеров первой четверти XVIII века. Отделка помещений деревянными панелями выполнена в соответствии с господствовавшей при европейских дворах модой. Впервые в русском искусстве здесь использованы элементы ордерной архитектуры. Панели украшены искусной росписью с рокайльными мотивами и золочеными профильными деталями. Названия «кибинет» комната обязана находившимся здесь предметам мебели кабинетам, - служившим хранилищами писем, документов и драгоценностей. Кабинеты получили распространение в европейском искусстве еще в ХVII столетии и вскоре стали неотъемлемым элементом обстановки покоев, предназначенных для деловых занятий.
Преобразуясь к ХVIII веку в более сложную форму бюро кабинета, этот тип корпусной мебели становится характерным для повседневного быта людей из близкого окружения Петра I. Тяга к собирательству различных «куриозных» вещей, познанию наук и художеств отразилось также в появлении специальных библиотечных шкафов витрин именно таких, которые сохранились в зеленом кабинете Летнего дворца. Позолота, выделяющая основные профильные членения и резные детали, придает особую элегантность шкафам витринам. За характерными переплетами дверец с мелкими лунными стеклами представлены различные экспонаты, положившие начало первому российскому общедоступному


