Древняя мебель - средние века
Когда Одоакр, предводитель герулов, в 476 году прогнал последнего западно-римского императора, он отослал инсигнии, знаки императорской власти, в Константинополь; для Запада же этот факт означал конец более чем шестивекового господства Рима над Западной Европой. Бесконечные войны и споры на счет территориальных притязаний неизбежно разрушали классическое наследие региона, а это, в свою очередь, отрицательно сказалось на всех видах искусства.
Хотя империя продолжала существовать на востоке, с центром в Константинополе, ее греческо-эллинистическую составляющую ныне потеснили христианские идеалы римских правителей. Христианство определяло также и характер культуры на Западе, где возрастала мощь пап. Стабильность была обусловлена продолжавшейся жизнью Римской империи в Византии, новый расцвет которой обозначился в конце VIII века. Старая классическая эстетика сплавилась с восточными влияниями, обусловив сложение более линеарного стиля и более абстрактного, геометрического характера декора. В византийских интерьерах мозаика стала более яркой и многоцветной, чем в предшествующих по времени интерьерах римлян, и использовалась намного чаще для украшения стен, нежели пола.
Створки триптиха с живописью на дереве. Обе эти створки расписаны мастером из Флемаля (вероятно, этот художник Робер Кампен). На них представлены заказчик Генрих Верль со своим святым патроном Иоанном Крестителем и Святая Варвара. 1438 г. В.101 см; ш.47 см (каждая).
ВИЗАНТИЙСКАЯ МЕБЕЛЬ.
Торговцы мебели в Византии различали изделия столяров, которые изготавливали стандартную мебель для обычных потребителей, и изделия краснодеревщиков, точнее, отражающие веяния в архитектуре и устремления гордой, элитарной культуры. Форма стула с египетской X - образной рамой сохранилась, дополненная завершениями с изображениями голов и лап животных, хотя дерево использовали более тяжелое, чем прежде, а порой даже отделывали металлом.
Стулья оставались символом власти и в качестве таковых зачастую отличались монументальностью и по размерам, и по статусу. Мудреные столы, снабженные съемной подставкой для чтения, демонстрируют гораздо большее внимание к утилитарным функциям объекта. Обеденные столы были очень низкими, в соответствии с античной манерой принимать пищу полулежа, опираясь на один локоть, - этой практике до сих пор следуют многие жители Малой Азии. Самым распространенным предметом обстановки был сундук. Роскошные экземпляры включали декор в виде интарсий или вставки из цветных камней, слоновой кости и драгоценных металлов.
Коронационное кресло. Этот стул в Вестминстерском аббатстве был сделан для Эдуарда I, чтобы поместить в нем шотландскую реликвию - священный камень, отнятый у шотландцев в 1297 г. Около 1300 г.
МЕБЕЛЬ НА ЗАПАДЕ.
Сундук, в том числе дорожный, или кофр, был также самым распространенным образцом мебели и в Западной Европе. Основной вариант деревянного короба состоял из шести сбитых гвоздями досок или даже из выдолбленной колоды. У многих людей из предметов обстановки часто имелся такой сундук. А землевладельцы побогаче обычно владели дюжиной сундуков.
Многие сеньоры вели кочевой образ жизни, переезжая ради постоянного контроля над своими владениями с места на место. Поэтому мебель по большей части делали пригодной для транспортировки. Ковры, настенные драпировки и подушки обычно брали с собой, везя от одного дома к другому. Сундуки, предназначенные для надежной перевозки имущества, имели выпуклые крышки, чтобы с них скатывалась дождевая вода, и декорировали их редко, разве, что обтягивали кожей. Сундуки, составляющие домашнюю мебель, имели более удобные плоские крышки.
РАСТУЩИЙ ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ.
По мере того как столяры совершенствовали свои рабочие навыки, сундуки становились все более красивыми. В сундуке-ларе, первые упоминания о котором относятся к XIII веку, использовались примитивные соединения частей типа ласточкина хвоста, но усиление шпонками делало их гораздо более крепкими и прочными, чем в аналогичных изделиях предшествующего времени.
Резной сундук. Этот французский сундук сделан из дерева грецкого ореха и богато декорирован резьбой в духе поздней, «пламенеющей» готики, воспроизводя изощренную кладку на фасадах и в окнах готических соборов. Конец XV в.
ГОТИКА.
Готический стиль - доминирующая эстетика Средневековья - понимался как антитеза цивилизованному классическому миру. Это было норманнское нововведение, в котором каролингские и бургундские художественные традиции сплавились с исламскими элементами сарацинской Сицилии. Величайшим достижением готического искусства стали соборы заальпийской Европы, и элементы этой церковной архитектуры образовали основу дизайна готической мебели.
Основным элементом готического стиля была стрельчатая арка, заменившая полуциркульную римскую арку. Это нововведение было инженерного свойства: церкви могли быть отныне шире, поскольку вес перекрытий можно распределить по ряду свободно стоящих столбов и соединяющих их ребер, вместо того чтобы делать массивные, толстые стены. Эта архитектурная структура получила отражение и в ажурной кладке больших оконных проемов соборов и церквей, а характерные для нее мотивы трифолия и квадрифолия так же хорошо подходили к украшению скамей и столов. Для хранения священнических риз все чаще использовался вертикально стоящий шкаф.
Еще одним новшеством периода готики стал буфет, название которого (cupboard) происходит от его первоначальной функции: в богатых домах он предназначался для показа ценного серебряного блюда (cups). У английских и фламандских мастеров региональные варианты стиля включали предпочтение филенчатой отделки.
За исключением Италии, где доминирующей модой оставался романский стиль, готика процветала в Европе до конца XV века и оставалась в ходу даже после того, как влияние Ренессанса повернуло северян лицом к классической традиции.
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ.
Вопреки распространенному отношению к готическому стилю как жесткому и мрачному, интерьеры и мебель той поры были исключительно светлыми и многоцветными. Краснодеревщики обычно работали с местными породами: в Англии в северных частях Европы - дуб, в альпийском регионе - сосна и прочие хвойные породы, в Средиземноморье - фруктовые деревья. Сохранившаяся средневековая мебель, сделанная из дуба, всегда выглядит очень темной из-за патины времени, но свежеобработанный дуб производит гораздо более легкое впечатление. Кроме того, многие предметы мебели ярко раскрашивались, в том числе основными цветами и позолотой. Особенно часто получали раскраску сундуки. Хотя до сегодняшнего дня сохранилось мало образцов, и поныне можно видеть следы средневековой живописи на потолках и стенах церквей.
Церковная скамья, сделанная во Франции. Эта профилированная дубовая скамья-сундук имеет филенки и ажурный резной узор.
РЕНЕССАНСНАЯ ИТАЛИЯ.
Деятели Итальянского Возрождения осознавали, что они вступают в новую, современную эпоху, пусть даже способствуя закладке только ее основ. Леонардо Бруни первым представил историю как триаду, состоящую из античности, современности и вклинившейся между ними середины, «темного века», или Средневековья, что отражало негативное отношение к этой эпохе и научного знания, и художественной практики, отныне ориентированных на классику.
ДУХ ПОЗНАНИЯ.
В конце XIV века влиятельный город - государство Флоренция вышел из периода социальных неурядиц и невзгод, связанных с чумой, и вступил в полосу дотоле неведомого процветания. Совершенно особая итальянская городская культура и особенно республиканские устремления флорентийцев стали почвой для формирования философии гражданского гуманизма, питавшего ренессансную мысль. Университеты и торговое сословие начали переоценку науки, философии, искусства и дизайна античной Греции и Древнего Рима, а богатая Флоренция стала центром притяжения для многих художников. Все они надеялись на заказы купеческих домов, жаждавших продемонстрировать свой успех и хороший вкус. Тот же дух научного познания, который вел к потрясающим открытиям Коперника, Везалия и Галилея, направлял и ход развития искусств. Андреа Палладио разрабатывал теорию архитектурных пропорций, опираясь на изучение образцов классического зодчества, а Филиппо Брунеллески сформулировал законы линейной перспективы. Художники отказались от вытянутых, стилизованных фигур средневековой живописи, перейдя к более точному изображению человеческого тела, подкрепляя свои навыки достижениями анатомии.
Майоликовая тарелка. Термин «майолика» применяется для обозначения характерно ренессансной керамики с белой глазурью. Белизну дает добавляемый в глазурь оксид олова. На этой тарелке изображен художник, расписывающий тарелку в той же технике. Около 1510 г.
ВЗРЫВ МЕЦЕНАТСВА.
Все вышеозначенные процессы оказали неизбежное влияние на мебель. Горожане отстраивали пышные ратуши и палаццо, наполняли новое пространство предметами мебели и произведениями декоративного искусства, отражавшими их социальные притязания. Богатейшие семейства, такие как Медичи во Флоренции, Монтефельтро в Урбино и Фарнезе в Риме, нанимали виднейших художников и ремесленников для создания монументальных предметов обстановки.
Стол из мрамора и алебастра. Этот стол сделан Фарнезе в Риме по рисунку архитектора Джакомо Бароцци да Виньола (1507 - 1573 г.) В.96 см; ш.381 см; г.168 см.
СВАДЕБНЫЕ СУНДУКИ.
Кассоне (cassone), или свадебный сундук, принадлежал к числу наиболее ценимых вещей в любом доме, и в таком случае на его украшение затрат не жалели. Боковые стороны часто покрывали расписными или позолоченными gesso, встроенными в рельефный орнамент или полностью скульптурными, с изображениями героев и сюжетов классической античности. В Италии для украшения таких сундуков приглашались лучшие художники и скульпторы, и те образцы, которые дожили до наших дней, раскрывают богатство декора, сравняться с которым может лишь религиозное искусство той эпохи.
ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Мебель, которую часто делали из ореха или ивы, получала декор маркетри и инкрустации из слоновой кости, камня или драгоценных пород дерева, вроде эбенового, а также искусную резьбу, часто с гротесками. Орнамент с гротесками (слово происходит от итальянского grottesco) исполнял роль шутливой игры со смещением границ между миром природы и миром человека. Сиденье, вырезанное в форме открытой створки раковины, одновременно и забавляет и заставляет задуматься. Декоративная мебель помещалась в такие же декоративные интерьеры, где стены порой являли собой смело задуманные обманки (trompe loeil), которые выглядели то, как приоткрытые дверцы шкафа, то, как окна с открывающимися пейзажными далями.
Рабочий кабинет герцога Урбинского во дворце Урбино. Стены реконструированного кабинета украшены деревянными панелями с инкрустацией из разных пород - ореха, березы, розового дерева, дуба и фруктовых деревьев с основой из древесины грецкого ореха. Обманки изображают шкаф с инструментами ученого.
Стул gqbello. Этот стул, сделанный в XV веке во Флоренции, выполнен из ореха с включением резьбы и инкрустации. 1489 - 1491 г.
ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ.
Искусство Возрождения, подобно стилю готики в Средние века, определялось ходом развития архитектуры. Ввод колонн, принципиального элемента греческого или римского здания, отныне стал характерен и для мебельного дизайна. Особенно ценились кариатиды - колонноподобные опоры, изображавшие женские фигуры. Стул, традиционное выражение социального статуса и власти, пережил пору Ренессанса процесс демократии, превратившись в привычный атрибут домашней жизни. Аналой, или стул с X - образной рамой, сделанный из двух пар коротких брусьев, пересекающихся в центральной точке и связанных перекладиной, стал широко распространенным. Наиболее пышные образцы покрывались тонким слоем серебра или обтягивались бархатом, но большинство стульев представляли собой более скромные предметы. Первоначальная форма аналоя заимствована у античности, а кожаное сиденье, натянутое между двумя X - рамами, использовалось в ренессансной Италии так же часто, как и в античной Греции. Пристенный стул называемый sgabello, был в исходном виде табуретом с восьмиугольным сиденьем и длинной декоративной спинкой-планкой. Иногда эту спинку могли удалять, превращая стул в табурет.
РЕНЕССАНСНАЯ ЕВРОПА.
Гуманистическая ученость в сочетании с покровительством сильных мира сего способствовала утверждению идеалов Возрождения, уже укоренившихся к югу от Альп, во Франции и Северной Европе. Притязания Франции на Неаполитанское королевство и оказание влияния на прочие итальянские государства привели к серии военных кампаний и взятия под французский контроль части полуострова. Это усилило интеллектуальный и художественный обмен между Францией и центрами ренессансной культуры в Италии, прежде всего Флоренцией и Римом.
РЕНЕССАНС ПРИХОДИТ ВО ФРАНЦИЮ.
Продолжительное папское правление в Авиньонском анклаве и после переноса папского престола обратно в Рим обеспечило сильное итальянское влияние во Франции. Многие из художников, прибывших для выполнения крупного заказа, фресок папского дворца в Авиньоне, приехали из Сиены. Эту традицию с энтузиазмом продолжил Франциск I, когда пригласил итальянских знаменитостей, вроде Бенвенуто Челлини, Франческо Приматиччо и Николо дель Аббате, для отделки интерьеров нового замка в Фонтенбло.
Продолжительная работа итальянцев в этой резиденции обеспечила формирование целой художественной школы, и затем стиль Фонтенбло стал распространяться по всей заальпийской Европе. Это была специфически французская интерпретация итальянского маньеризма.
Галерея Франциска I в замке Фонтенбло. Галерею украшают 12 фресковых композиций, помещенных в скульптурные обрамления; внизу проходят резные панели орехового дерева. Эта самая роскошная из подобных галерей во французских замках; с нею во Францию пришел стиль итальянского маньеризма. Около 1533 - 1540 г.
Замок Шамбор, построенный Франциском I в долине Луары, - это, возможно, лучший пример ренессансной архитектуры во Франции. Мебель Французского Возрождения развивалась в основном в створе архитектурных процессов. Жак Андруэ дю Серсо публиковал труды, включавшие рисунки с предметами мебели. Многие из его гравюр, представляющих архитектурные детали, были приспособлены и для декоративного использования в мебели. Он черпал вдохновение в античности, в особенности увлекаясь листьями аканфа, перьями и мотивами геральдики. Экзотические и фантастические животные были любимыми темами у мастеров декоративной резьбы. Орех вытеснил дуб, став главной древесиной у мебельщиков.
Замок Шамбор, построенный в 1519 - 1547 годах. Это одно из самых прекрасных творений ренессансной архитектуры во Франции.
НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ.
Идеалы итальянского Возрождения впервые достигли немецкоязычных стран благодаря художникам, как Альбрехт Дюрер, который дважды посетил Италию. Однако на мебельный дизайн более непосредственное влияние оказало творчество «малых мастеров» или Kleinmeister, базировавшихся в Нюрнберге, Вестфалии и Нидерландах и занимавшихся орнаментом. Они делали гравюры на металле или дереве с узорами, перерабатывающими мотивы классической античности и итальянские образцы. Эти узоры составлялись из непрерывных лент цветочных мотивов, птиц, животных, обнаженных фигур, вазонов и трофеев.
Однако существование мощных гильдий в таких городах, как, например Берлин, означало, что введение мебели нового типа задерживалось из-за того, что рисунки установленного образца, по которым проверялось соответствие соискателя на звание мастера, редко изменялись. Города Нюрнберг и Аугсбург, где не было гильдий, прославились своими краснодеревщиками, такими как Петр Флётнер и Лоренц Штёр, который опубликовал ксилографии с рисунками для интарсий: подобным образом украшенные панели были популярны в Аугсбурге.
НОВЫЕ СТИЛИ.
С точки зрения конструкции развитие ренессансной мебели можно рассматривать как эволюцию средневекового стула-трона, обычно имевшего основание в виде сундука, в более легкий вариант, с опорами вокруг нижней планки. Большей популярностью стали пользоваться открытые подлокотники, отражая ту тенденцию к более легкой мебели.
Французский стул caquetoire (болтовня) создавался как отклик на меняющиеся вкусы, он имел широкое, трапециевидное сиденье, чтобы на нем красиво располагались свободно ниспадающие складки дамских платьев. Более привычной становилась обивка, хотя большинство стульев и скамей пока что имели твердые, деревянные поверхности.
Caquetoire, или «стул болтовни». Этот стул, сделанный из ореха, имеет крепкую X - образную раму с прямоугольной планкой для спины и подлокотниками, завершающимися завитками. Сиденье выполнено из кожи. XVI в. В.85 см; ш.50 см; г.60 см.
Развивались и новые типы корпусной мебели, вроде кухонного шкафа, отпочковавшегося от средневекового буфета; его делали из различных комбинаций опор, полок и закрытых кабинетов с дверцами. Кабинет, который в средневековой Европе использовали для хранения и показа серебряного блюда, стал более пышным. Семейные сокровища времен Ренессанса обычно включали ювелирные украшения и различные художественные безделушки; для их надежного хранения требовалось много небольших ящиков. Эти ящики часто обтягивали изнутри тканью, чтобы защитить содержимое. В Южной Германии буфеты, первоначально создававшиеся установкой одного ящика поверх другого, достигли более полезного использования своей вместимости, при отсутствии разделяющего верхнюю и нижнюю секции фриза, хотя старая форма оставалась популярной и после 1600 года.
Длинные обеденные столы еще изготавливали с простой столешницей, установленной на козлы, как то делали в Средние века. В богатых домах не было строгого выделения обеденной зоны, поэтому столы по мере необходимости переносили на иное место.
Буфет по образцу Петера Флётнера. Этот массивный, с тщательно выполненной резьбой двухсекционный буфет, решенный в виде панелей, сделан в Южной Германии и имеет, подчеркнуто архитектурный облик.