Италия - XVII ВЕК 1600 - 1700 г
К началу XVII века Рим сохранил и упрочил свое значение как место пребывания могущественных пап, и Вечный город вступил в полосу небывалого процветания. Архитекторы, скульпторы и художники - все они внесли свой вклад в создание города, воплощавшего славу католической Церкви: новые здания, монументы и живопись отличались по-театральному впечатляющих размеров. Аристократия стремилась тоже не отставать в своих строительных начинаниях, заказывая дворцы, которые становились знаменитыми на всю Европу своим неподражаемым блеском, сиянием богатства и пышности. Влияние Рима распространилось на города остальной Италии, превратив страну в лидера нового стиля - барокко.
Позолоченная рама. Эта позолоченная резная рама несет изображение легенды о Парисе. Ее сделал мастер Филиппо Пароди, возможно, наиболее известный генуэзский резчик конца XVII века, который работал в мастерской Бернини. Наряду с совершенно скульптурными фигурами рама включает листву и мотивы раковин, которые чрезвычайно популярны на протяжении XVII века. На портрете кисти Пьера Миньяра изображена Мария Манчини. Конец XVII в.
Новое архитектурное великолепие требовало не менее эффектной обстановки. С точки зрения формы итальянская мебель XVII века отличалась скульптурными и архитектурными принципами. Она была крупной по масштабу, ее в изобилии украшала объемная резьба с листвой и человеческими фигурами, созданными под прямым влиянием скульптуры. Создатели роскошной дворцовой мебели часто по своим навыкам были скульпторами, а не краснодеревщиками, что оказало глубокое воздействие на развитие стиля барокко. В государственных апартаментах и дворцовых галереях роскошная, скульптурная по облику мебель, вроде пристенных столов и кабинетов, стояла, чередуясь с древними статуями.
Большой кабинет, или stippone, был продукцией в основном мастерских великого герцога во Флоренции. В нем видят заимствование опыта аугсбургских мастеров, по облику и масштабу он производил впечатление архитектурного объекта, в нем имелось много малых ящиков для размещения предметов собирательства. Кабинеты украшались дорогими материалами, вроде эбенового дерева, pietra dura и позолоченной бронзы. Около 1667 года Леонардо Ван дер Винне, краснодеревщик из Нидерландов, стал начальником в мастерских великого герцога Тосканского и, вероятно, ввел в употребление технику цветочного маркетри.
Мебель для государственных приемов также включала пристенные столы с массивными мраморными столешницами и вставками pietra dura, а также внушительными позолоченными основаниями, часто решенными в виде человеческих фигур или формах лиственного орнамента. Стулья имели высокие спинки и нередко обтягивались богатыми тканями, например тонким шелком или бархатом, который изготавливали в мастерских Генуи.
Ореховый стол. Восьмиугольная столешница стола покоится на трехчастной опоре, с тремя завершениями - лапами, украшенной лиственным узором с завитками и стилизованными мужскими фигурками. В верхней части опор расположена квадратная панель, в центре которой изображен стакан рядом с неразборчивой надписью. Конец XVI в. В.81 см; ш.120 см.
Флорентийский кабинет. Этот кабинет, вышедший из мастерских великого герцога Тосканского, декорирован панелями с pietra dura, изображающими мифологические сцены. Влияние архитектуры на мебельный дизайн итальянского барокко прослеживается в использовании пилястр, арочных завершений филенок и фронтонов и в общей структурной четкости формы. Мифология служила верным источником тем декора, и заключенный в них смысл понимали тогда все. 1670 г. В.108 см; ш.90 см.
Флорентийский Пристенный стол. Этот стол сделан из резного позолоченного дерева; столешницу поддерживают коленопреклоненные мифологические фигуры, известные как гарпии. Эти мускулистые фигуры отвечают мощному, мужественному стилю барокко. Мотив заимствован из популярных в то время в Риме рисунков, хотя эти гарпии решены более сдержанно, чем римские примеры. Около 1700 г. В.115 см; ш.180 см; г.82 см.
С новыми зданиями, а также интересом к гуманистической учености многие вельможи стали обзаводиться значительными библиотеками, следовательно, требовалась новая форма мебели: встроенные книжные шкафы. Под влиянием архитектуры эти книжные полки часто декорировали пилястрами или колоннами, а порой и карнизами, украшенными статуями или резными вазами.
Комод со львами. Комод выполнен из древесины грецкого ореха и украшен драгоценными вставками из слоновой кости и перламутра. Изображены аллегории суетности, справедливости и прочие в окружении путти, цветов, листьев, картушей и т. п. Грани скошены и украшены вставками и позолоченными накладками. Передняя стенка комода, включающая три ящика, имеет изогнутую форму, железную фурнитуру; передние ножки решены в виде львов. Около 1680 г. В.94 см; ш.145 см; г.72 см.
В конце XVII века итальянские кровати стали демонстрацией искусства обойщиков, которые использовали тонкие ткани местного производства: обычно никакого дерева вообще не было видно. Балдахин, зачастую драпированный шелком или дамастом, крепился над изголовьем, а матрас окружали обитые тканью панели.
Венецианцы, между тем, выпускали лаковую мебель, опыт производства которой местные ремесленники освоили благодаря торговым связям города со странами Востока. Зеленый и золотой лак до XVIII века оставался прерогативой Венеции. В городе местной качественной древесины не было, чем и можно объяснить популярность таких техник, как лакировка, полностью покрывающая поверхность дерева.
В Италии существовали огромные различия между мебелью, сделанной для ежедневного пользования в обычных комнатах дворца или виллы, и той, что стояла в залах для приемов. Бытовую мебель, вроде табуретов, стульев с X-образной рамой, сундуков (cassone) и столов, делали плотники или столяры, используя местную древесину ореха или фруктовых деревьев.
Ореховый cassone с гербом. Двухуровневая крышка украшена резьбой с мотивами бусин, листьев и рыбьей чешуи, в то время как передняя стенка сундука сохраняет маньеристичные черты, типичные для ренессансного периода: переплетающийся орнамент и панели, поделенные на доли. Cassone стоит на ножках и несет герб семейства Гвиччардини из Флоренции. Подобные сундуки часто предназначались в качестве свадебных подарков. Конец XVI в. В.61 см; ш.174 см.
Андреа Брустолон (1662 - 1732 г.) был учеником генуэзского скульптора Филиппо Пароди. Первоначально он обучался резьбе по камню, затем перешел на другой материал, дерево, и создал много образцов мебели, начиная от рам, столов и кабинетных стоек. Больше всего он известен как создатель стульев с экстравагантной резьбой, выполненных скорее как произведения искусства, нежели удобные, функциональные предметы. Таких образцов сохранилось немного, но до нас дошла часть рисунков мастера.
Похоже, что в период своего ученичества Брустолон ездил в Рим. Соприкоснувшись с римским барокко, он принес в мебель стиль натуралистический и часто аллегорический, с фигурками-кариатидами, чрезвычайно пышной листвой и мотивами животных. Влияние Пароди несомненно.
Кресло. Это кресло сделано из древесины самшита, в которой нет пор, поэтому его легко резать. Декоративная резьба имитирует ветки деревьев с густой листвой и натуралистически трактованными животными. Первоначальная обивка кресла не сохранилась. Ножки и подлокотники образуют сплошную объемную резьбу с изображением листвы и фигурок животных. Высокая спинка типична для стиля барокко. Конец XVII в.