+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Pitera dura и scagliola

 

 

Услуги / Страницы

 

Флорентийские столы и кабинеты, с их роскошной, многоцветной инкрустацией полудрагоценными камнями ценились в XVII богатыми заказчиками.

PIETRA DURA, что означает «твердый камень», предполагает владение техникой мозаичной кладки из твердых и полудрагоценных камней. Изготовление pietra dura (полное название - commesso di pietre dure) было одной из разновидностей ремесла, которой краснодеревщики владели со времен Ренессанса. Тот же эффект, но при существенно меньшей цене, создавала и техника scagliola.

Зародившись в Италии, техника pietra dura предполагала столь точную подгонку камней друг к другу, что места соединений не видны. Для устойчивости мозаика наклеивалась на сланцевую основу. Трудоемкий процесс создания картины из камня оставался неизменным на протяжении столетий. Pietra dura применяли для столешниц, что создавало впечатляющий контраст с позолоченными консольными основаниями, типичными для того времени. Многоцветные картины с цветочными или натуралистичными мотивами демонстрировали не только дорогие материалы, но и высокое мастерство.

Фрагмент с Pietra dura. По этому фрагменту с изображением попугая можно судить о разнообразии цвета и фактуры, которое дает использование полудрагоценных камней. Эта панель - одна из шести в кабинете, приобретенном для Чарлкот-парк, Англия.

ТРУД КОМАНДЫ.

В самых крупных мастерских существовало разделение труда. Художник либо скульптор подготавливал рисунок, после чего другие ремесленники выбирали камни, полировали их и резали на тонкие пластинки. Делали калькирование рисунка, чтобы сразу срезать камень нужных очертаний, потом их кусочки осторожно наклеивали и собирали вместе, в нужном порядке, на основании. Если рисунок был особенно утонченным, его могли прорисовывать грифелем. Под конец камни шлифовали абразивными порошками.

Стол Pietra dura, Чарлкот-Парк, Англия. В центре столешницы - овал из оникса в окружении цветочных узоров из редких, замечательных по красоте яшм. Облицовка остальной поверхности включает арабески из мрамора и полудрагоценных камней. Говорят, что стол был вывезен наполеоновскими солдатами из Палаццо Боргезе в Риме. XVI в.

МАСТЕРСКИЕ ВЕЛИКОГО ГЕРЦОГА.

Эти флорентийские мастерские, располагавшиеся в галереях дворца Уффици, были лидером в развитии техники pietra dura в мебели. Другие мастерские порой переманивали флорентийских умельцев, чтобы те могли научить своим приемам кого-то на стороне. В 1588 году Фердинанд I Медичи дал мастерским статус придворных, где надлежало делать и мебель и мозаики. Заказы поступали на вещи, как для резиденций великого герцога, так и для влиятельных европейских домов. Ассортимент включал как кабинеты и столешницы, так и шкатулки или архитектурный декор.

В Париже Генрих IV и Людовик XIII основали собственные королевские мастерские при Лувре (см. Франция: Генрих IV и Людовик XIII).

Флорентийский кабинет. Этот деревянный кабинет, изготовленный в мастерских великого герцога во Флоренции, имеет панели из pietra dura с изображениями мифологических сцен. Архитектурное влияние на мебельный дизайн итальянского барокко чувствуется в структурной ясности изделия. 1670 г. В.108 см; ш.90 см.

МАТЕРИАЛЫ.

Pietra dura - это техника где используются различные полудрагоценные камни, выбираемые ради их цвета или общего узора.

Яшма - это разнообразие матового халцедона, встречающееся во множестве оттенков.

Ляпис-лазурь - синий непрозрачный камень, иногда с белыми вкраплениями, применявшийся еще в Древнем Египте.

Малахит - полудрагоценный камень. Имеет светлые и темные зеленые ленты, что придает ему ни с чем несравнимую декоративность.

Мрамор - высоко ценится за свои оттенки и богатую фактуру. Самый знаменитый мрамор добывался в Карраре, недалеко от Флоренции.

Халцедон - прозрачный серый камень, но встречается и в довольно широком цветовом диапазоне от зеленого яблока до оранжево-красного.

Порфир - вулканическая порода, состоящая из крупных кристаллов. Существует много видов, находящихся внутри скальных пород.

Агат - ленточная форма халцедона, ценимая за красивый рисунок и узоры, образующиеся при расщеплении пластины.

SCAGLIOLA.

Название scagliola относится к искусственному мрамору. Первые документально подтвержденные образцы появились в конце XVII века в Германии и Италии. Панели и столешницы с pietra dura, особенно вышедшие из флорентийских мастерских великого герцога, были невероятно дорогими, так что не столь богатые заказчики старались найти альтернативу и удовольствовались созданными для них имитациями в технике scagliola.

В то время были популярны черно-белые рисунки с перспективными построениями, и для воплощения подобных картин scagliola оказалась превосходным средством. Этой технике было доступно все - иллюзия изображения из мрамора, гравюры, «обманки», инкрустации эбеновым деревом и слоновой костью, живописных эффектов. Scagliola достигла совершенства в XVIII веке - как в мебели, так и в архитектурном декоре (одна из ее вершин - интерьер Большой прихожей в Стоуве, Бэкингемшир).

ТЕХНИКА.

Scagliola создается растиранием в порошок минерала селенит и смешиванием его с цветными пигментами и животным клеем до получения однородной пасты. Как и в случае с pietra dura, рисунок переносится на каменную плиту, на которой он процарапывается. В отличие от маркетри или pietra dura, где речь идет об инкрустации, жидкая scagliola выливается в сделанные на камне углубления, затем ей дают застыть.

Дополнительные эффекты, вроде прожилок или разных цветовых вариаций, достигаются добавлением в смесь мраморной, гранитной, гипсовой, порфировой или еще какой - либо крошки либо процарапыванием и заполнением отвердевшего состава во второй раз. Когда материал полностью застынет, его полируют льняным маслом, чтобы придать полностью завершенный вид.

Столешница декорированная Scagiola. Графическая композиция для столешницы этого изысканного стола создана Пьетро Антонио Паолини во Флоренции. Технику scagiola могли использовать для создания реалистических эффектов в духе «обманок» (trompe loeil); подобным образом здесь трактована скрипка с нотами, ренессансный рисунок, карта, цветы и птицы. 1732 г. Ш.142 см. г.68 см.

 

 

 

 

^ Наверх