Испания и Португалия - XVII ВЕК
В начале XVII столетия Испания была очень могущественным государством, в которые входили и соседняя Португалия, и многие другие части Европы. Однако к концу века Испания во многом утратила прежние власть и богатство, и для Португалии, получившей независимость, настал период мира и экономической стабильности.
Испанию и Португалию от остальной Европы отделяют Пиренеи, и основное влияние шло из Северной Африки, то есть было мавританским. Обе страны имели также прочные экономические и политические связи с Востоком, так что в иберийской мебели прослеживаются черты восточных влияний, в том числе индийских. Это индо-португальская мебель, сделанная в Гоа для португальских клиентов, это и сами индийские ремесленники, работавшие в Португалии, прежде всего в Лиссабоне. К концу века влияние португальского мебельного искусства распространилось до Англии и Нидерландов, поскольку между странами существовали сильные торговые связи.
Индо – Португальский кабинет. Автор этого кабинета использовал для каркаса своего изделия местные сорта дерева - тик и розовое дерево, поверх которого выполнена инкрустация эбеновым деревом и слоновой костью. Нижние панели оформлены узором маркетри. Ножки и проножки палисандровой стойки спиралевидные, скошенные, завершения ножек - в виде булочек. Кабинет сделан в Индии, возможно, в Гоа. Конец XVII в. В.126 см; ш.95 см; г.46 см.
Испанская знать вела довольно кочевой образ жизни, так что мебель требовалось постоянно переносить с места на место. Мебельщики работали в основном с местной древесиной грецкого ореха. Кабинеты, или varguecos, имели по бокам ручки, чтобы их удобно было поднимать с подставок или опускать. В XVI веке varguecos были предметом роскоши, в XVII веке они стали уже более привычными. Varguecos начала XVII века часто украшались геометрическим орнаментом, но позднее получили распространение архитектурные мотивы и витые барочные колонны. Как и в Северной Европе, краснодеревщики начали применять фанеровку из экзотического эбенового дерева, слоновой кости и черепаховых пластинок. Сундуки уступили место буфетам или дорожным сундукам.
Испанский Varguecos. Этот кабинет сделан из древесины грецкого ореха и украшен костью, слоновой костью, золотой фольгой и росписью. Мебель такого типа изготовляли в южном испанском городе Варгас. Передняя стенка декорирована изощренными железными накладками, типичными для испанской декоративной традиции. В верхней секции, когда она открывается, видны ящики. Нижняя секция демонстрирует сильные арабские влияния. Начало XVII в. В.150 см.
Складной ренессансный стул с X - образной рамой еще сохранял популярность.
К концу века мастера стали делать свои варианты французских кресел, fauteuils. Они имели высокие, изящные спинки, тщательно вырезанные проножки, перемежаемые завитками, и профилированные ножки. Обычно их обтягивали тканью или тисненой кожей, которые крепились к основе гвоздиками с декоративными шляпками. Испанские стулья обычно имели завершения ножек в виде завитков, тогда как для французских стульев более типичны шарообразные завершения.
Популярными оставались и простые столы на подставках, обычно покрываемые тканью. Испанские приставные столы отличались ножками под углом и четко выделенными, изогнутыми железными перекладинами, соединенными с перекрестными проножками. Многие из этих столов могли складываться, что делало их легко переносимыми.
Испанские и португальские кровати отличались от кроватей в остальной Европе. Тяжелые прикроватные занавеси не были в ходу, поскольку климат в Испании и Португалии теплый.
Португальская мебель, как и испанская, сохраняла традиционные черты вплоть до середины века. Самым популярным местным сортом древесины был каштан, но постепенно большое распространение получило ввозимое из Бразилии розовое дерево, или палисандр, - первый сорт тропического американского дерева, который стали использовать европейские краснодеревщики: материал был легким в обработке, и мастера охотно делали косые ножки и перекладины с точеными «шарами блюдцами», а также пышно украшенные кроватные «сооружения».
Буфеты и большие комоды, которые своим происхождением обязаны все увеличивающемуся количеству церковной утвари в монастырских храмах, первоначально были самым разукрашенным видом португальской мебели, с резьбой, имитировавшей геометрические узоры на мавританских изразцах. Кабинет, или contador, в середине века был самой характерной разновидностью португальской мебели. Contador был кабинетом, помещенным на невероятно изысканную стойку, отделка которой сочеталась с верхней секцией изделия.
Стулья с высокой спинкой были похожи на испанские образцы; их обтягивали тисненой позолоченной кожей, фиксируемой латунными штифтами. Подобное покрытие останется стандартным для сидений и спинок вплоть до середины XVIII столетия. Около 1680 года получил развитие новый тип стула. Он имел высокую, изогнутых очертаний спинку, скошенные ножки и подлокотники, а также тяжелую, с завитками переднюю ножку.
Мебель, создаваемая португальскими мастерами в колониальной империи, содержала элементы европейского и местных стилей. В Гоа из благородного черного дерева создавались стулья европеизированного вида, с низкими спинками. Тяжелые, спиралевидные проножки, используемые для колониальных португальских или индо-португальских стульев, сундуков, столов и рам кроватей, испытывали влияние традиций индийского мебельного искусства.