+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Индия и Юго-восточная Азия

 

 

Услуги / Страницы

 

Индия и Юго-восточная Азия.

Хотя стиль Ар деко сформировался и обрел наибольший успех на Западе, свой отклик он получил и в странах Востока.

ИНДИЙСКИЙ ШИК.

Несмотря на сохранение социального консерватизма и общую экономическую неразвитость Индии, ее дизайнеры восприняли эстетические идеалы и стилистические установки, стоявшие за модой на Ар деко, которая охватила и колониальную публику. Стиль Ар деко были в состоянии оценить, поддержать и развить уже по-своему, дизайнеры, эмигрировавшие в Индию из стран Центральной и Восточной Европы, - свои навыки и эстетическую культуру они умели с выгодой применить к устремлениям местной клиентуры.

Центром формирования индийского варианта Ар деко стал Бомбей. Торговые слои и правящая верхушка, уже хорошо знакомые с западным образом жизни, в 1929-1940 годах совместно вырабатывали программу развития Большого Бомбея в зоне Задней бухты. Координационный Совет настаивал на том, чтобы все здания отвечали единому архитектурному стилю, чтобы обеспечить «цельность и гармонию рисунка». Стиль был выбран Ар деко - элегантный, в концепции обтекаемых форм, но не исключавший декоративности. К концу 1930-х годов в Бомбее имелось почти 300 кинотеатров - шикарных дворцами ар деко и внутри, и снаружи. Роскошные, с тонко продуманным оформлением, резиденции богатых индийских князей тоже отражали стиль Ар деко. В мебели же часто комбинировались элементы «высокого стиля» французского Ар деко и местные традиции декора.

СХОЖЕСТЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

В 1920 - 1930-е годы многие объекты японской и китайской архитектуры, включая интерьеры и мебель, делались под влиянием Ар деко. Основные принципы - простой дизайн, скудный декор на основе природных мотивов и использование роскошных, экзотических материалов, таких как лак, слоновая кость и перламутр, - были почерпнуты из традиционного искусства Дальнего Востока, так что здесь они встретились.

По всей Японии и особенно в Токио развитие экономии и индустрии после Первой мировой войны сопровождалось демократизацией жизни и переменами в культуре и укладе жизни. Западные идеи пропагандировались выставками и публикациями, а также самими западными дизайнерами. Землетрясение 1923 года в Токио превратило город в руины, и многие новые здания отражали стиль Ар деко. Всевозможные постройки - кинотеатры, кафе, танцзалы - получали интерьеры, заполненные такими современными материалами, как алюминий, стекло и нержавеющая сталь.

В крупнейшем городе Китая Шанхае изысканный стиль Ар деко был оценен и усвоен китайскими архитекторами и дизайнерами, которые приняли его с энтузиазмом. Шанхай, который называли «восточным Парижем», был процветающим городом. Американский стиль Ар деко преобладал в новых высотных гостиницах, жилых комплексах, офисах, универмагах, кафе и ресторанах.

Тон задал - с его зеленой пирамидальной крышей и мотивами Ар деко 12 -этажный «Cathy Hotel», построенный в 1932 году компанией «Palmer and Turner». Большой театр, спроектированный чешско-венгерским эмигрантом Ласло Худеком - памятник поистине голливудского шика, поражал воображение.

Японский сундук. Этот геометрический ясный по формам сундук, со смело изогнутым силуэтом, в рисунке из золотого и цветного лака воспроизводит клубы паровозного дыма. Проект принадлежит ведущего киотскому художнику в лаковой технике Судзуки Хиосаку II, члену Ryukeiha Kogeikai, что можно перевести как «Ассоциация мастеров Школы обтекаемых форм». Непрерывный ход гнутой древесины создает внешнюю раму, рамы двух центральных створок и рамы двух наружных ящиков. Верхняя полка над каждым из этих боковых ящиков образована куском дерева, вырезанного из торцевой стенки и согнутой под прямым углом. Черный лак использован для полей каждой створки, которые играют роль обрамления для абстрактных композиций внутри филенок. 1937 г. В.83,5 см; ш.112,5 см; г.30,5 см.

Китайский кабинет-тумбочка. Корпус этого кабинета, сделанного из твердой древесной породы и стоящего на профилированных ножках-скобках, имеет прямоугольную форму со скругленными углами. Около 1930 г. В.124,5 см.

Китайская нефритовая настольная ширма. Эта китайская ширма включает панель из нефритовой пластины, на которой вырезаны павильон и фигуры под соснами. Панель заключена в решетчатую раму. Около 1930 г. В.53,5 см.

Дворец Умайд Бхаван в Джодхпуре, Индия. Эта ванная комната - лишь один из интерьеров дворца, где широко использованы обтекаемые формы, динамичные кривые и роскошные материалы. Строивший его Генри Воган Ланчестер привез в Джодхпур автора проекта, архитектора Дж. А. Голдстроу, чтобы обеспечить целостное воплощение замысла.

Японская ширма. Эту деревянную ширму проектировал Бан-Ура Шого. Лаконичный, асимметричный узор из цветов и листьев, выполненный в многоцветной лаковой технике, типичен для японского дизайна. Около 1936 г. В.91 см.; ш.109 см; г.31 см.

Японский радиоприемник. Деревянный корпус этого предмета придуман Иноу Хиконосуке. Внутри круглящихся форм заключены стилизованные цветочные мотивы. Лаковая техника была любимым материалом японских дизайнеров. Сияющие золотые вставки, акцентированные серебряной фольгой, гордо красуются на гладком фоне из черного лака. 1934 г.

ЭКАРТ МУТЕЗИУС (1904 - 1989 г.)

В своих проектах для индорского махараджи Экарт Мутезиус удачно сочетал простоту и функциональность с декоративностью и фантазией французского Ар Деко.

Страсть к модному и современному как нельзя ярче заявила о себе в роскошных дворцах, которые западные архитекторы создавали для богатых индийских князей.

Один из таких дворцов был заказан немецкому архитектору Экарту Мутезиусу в 1930 году махаранджей Индора, выпускником Оксфорда Йешвантом Рао Холькаром. Мутезиус спроектировал оборудованный кондиционерами дворец, с композицией в виде буквы «U», известный как Маник Баг. В нем имелись личные апартаменты, большой бальный зал, банкетный зал и гостевые комнаты. Конструкция включала стальную раму, бетонные стены и деревянную крышу.

Мутезиус персонально отвечал за оформление всех интерьеров и создал современный дворец, стилистическое воплощение Ар Деко. Почти все элементы задуманной им отделки, от полов и оконных рам до осветительных приборов были заказаны у немецких фирм и отгружены в Индию. Мебель закупили у нескольких лучших французских дизайнеров.

Мутезиус обставил комнаты дворца дорогой мебелью из роскошных материалов. Кабинет махараджи украсился изысканным эбеновым гарнитуром макассар, а спальня - креслом Айлин Грей и шезлонгом Ле Корбюзье, покрытым леопардовой шкурой. Кровати во дворце были сделаны из алюминия и хрома, а глубокие кожаные кресла имели хромированные рамы и встроенные лампы для чтения. Имелись также плюшевые ковры Айвэна да Сильвы Брунса и серебряные изделия Жана Пюифорка.

Пристенный стол из Маник Баг. Ультрасовременная, геометрическая форма дизайна Мутезиуса служит отголоском U-образных линий, наполняющих интерьеры дворца. 1930 - 1933 г.

Пристенный стул из стальных трубок. Этот стул обтянут блестящим красным винилом. Он был заказан Мутезиусу для интерьеров Маник Баг. 1930 - 1933.

ГАРНИТУР.

Неотъемлемой чертой интерьеров Ар деко стали одинаково решенные, специально проектируемые комплекты элегантной, роскошной мебели.

Комплект из нескольких предметов мебели имел долгую и богатую традицию. Начиная со второй половины XVIII века модные гостиные в европейских домах, прежде всего во Франции, часто оформлялись как единый, целостный интерьер, в который входили и большие, тщательно продуманные мебельные гарнитуры. В середине XIX столетия комнаты стали более плотно заполнять мебелью, а стремление к комфорту в растущей среде средних классов привело к появлению мебели, которая часто выпускались в комплектах элегантных предметов машинного производства.

ЭЛЕГАНТНОСТЬ И КОМФОРТ.

В 1920 - 1930-е годы дизайнерам, работавшим в стиле Ар деко, пришлось удовлетворять спрос на комплексное оформление интерьеров. Они видели свою цель не только в создании чисто визуального образа, но и в обеспечении комфорта.

Французские дизайнеры Ар деко создавали роскошные мебельные гарнитуры. Каждый предмет мебели выделялся роскошным материалом, будь то шагрень или кожа какого-то животного, лаковый декор или фанеровка экзотическими породами, близкая по цвету или контрастная ткань обивки. Эмиль Жак Рюльман представил полный набор мебели для «резиденции богатого коллекционера предметов искусства», и эта экспозиция привлекла всеобщее внимание на Парижской выставке 1925 года. Поль Фолло создавал гарнитуры в стиле XVIII века, Жюль Лелё проектировал роскошные гарнитуры для посольств, министерств и океанских лайнеров. Андре Груль создал экстравагантный ансамбль - эффектный спальный гарнитур, фанерованный зеленой кожей ската (галюша) и обитый розовым бархатом; на выставке 1925 года он был выставлен под названием «комната мадам» в павильоне французского посольства, вызвав настоящую сенсацию.

ОТ АР ДЕКО К МОДЕРНИЗМУ.

Гарнитуры мебели Ар деко проектировались и в Великобритании. Фирма «Betty Joel» выпускала гарнитуры в стиле Рюльмана, «Syrie Maugham» - комплекты в бежевых и белых тонах, включающие зеркальное стекло и посеребренное дерево. Однако верх взял более модернистский стиль. В 1929 году С. Чермаев разработал для фирмы «Waring & Gillow» комфортный и практичный мебельный гарнитур для гостиной. Обстановка комнаты включала шестиугольный кофейный столик, вокруг которого размещались диваны геометрической формы.

АМЕРИКАНСКИЕ ГАРНИТУРЫ.

В Соединенных Штатах в 1928 году, на выставке Американской галереи дизайнеров, десять участников представили полное оформление комнат. Среди них был Дональд Дески, автор проекта «мужской курительной комнаты» - с элегантной мебелью прямоугольных форм, декорированной геометрическими мотивами и сделанной из новых материалов типа хромированной стали, стекла и бакелита. Пауль Т. Франкль показал на той же выставке целую комнату, заполненную его мебелью в виде миниатюрных небоскребов.

В Нью-йоркском универмаге «Масу» в том же 1928 году Бруно Пауль выставил свою «комнату джентльмена», соединив в ее оформлении западную и восточную традиции. Японские окна, похожие на ширмы, отлично дополняли плюшевые кресла и фанерованный сервант. В следующем году в журнале «Good Furniture» Пауль заявил, что «интерьер в целом более важен, чем какая-либо из его частей».

Норман Бел Геддис сделал многое для популяризации концепции обтекаемых форм, определившей облик американского варианта современного искусства.

СПАЛЬНЫЙ ГАРНИТУР.

Особую популярность в тот период получили мебельные ансамбли для спальных комнат. Центральным элементом обычно была кровать, которую окружали прочие предметы, в число которых входили сундуки, туалетные столики, гардеробы и т.д. Все они были выдержаны в геометрических формах и одинаковых породах дерева.

Высокий сундук для мужской спальни. Этот предмет обстановки имеет вверху ложный ящик, где находится опускающееся зеркало. Пять ящиков основной секции книзу постепенно увеличиваются по высоте. Сбоку находится высокое и узкое отделение, фанерованное кедром. В.120 см.

Сундук. Этот сундук включает ложный ящик в зоне фриза. Ниже, расположены три широких ящика, снабженных очень длинными металлическими ручками. Ш.114 см.

Прикроватный стол. Этот стол имеет ложный ящик над буфетным отделением, которое оформлено так, что бы выглядеть как ящик. В.65 см.

Зеркало для спальной комнаты. Лаконичный дизайн включает прямоугольную форму с мягкими дугами вверху и внизу и торцами, «сжатыми» деревянными полосками. Зеркало входило в парный комплект. Ш.101 см.

Письменный стол на цоколе. Этот стол имеет в зоне фриза ложные ящики. Боковые тумбы включают по два ящика. Ш.120 см.

Геометрия обтекаемых форм. На обложке октябрьского выпуска «House Beautiful» (1935 г.) помещен макет элегантного современного интерьера. Стулья имеют ровные изгибы, с их белым тоном образует эффектный контраст обивки красного цвета.

Отель «Савой». Эта хорошо продуманная по дизайну комната в лондонском «Savoy Hotel» решена в постельных тонах. Органичной частью декора является первоначальная мебель Ар Деко.

 

 

 

 

^ Наверх