+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Франция: Регентство

 

 

Услуги / Страницы

 

Умирая, Людовик XIV оставил трон своему младшему внуку, будущему Людовику XV, который по закону в ближайшие восемь лет еще не мог стать королем. На период 1715 - 1723 годов Филипп, герцог Орлеанский, был назначен регентом, и это время получило название «эпоха Регентства».

Герцог Орлеанский перенес местоположение двора в свою парижскую резиденцию, Пале-Рояль, где весь уклад придворной жизни отличался меньшей официальностью, чем в Версале. Он нанял архитектора Жиля Мари Оппенора, чтобы тот руководил масштабными работами по переделке интерьеров дворца Пале-Рояль.

Оппенор, сын краснодеревщика, жил в Лувре, а затем прошел обучение в Италии, где штудировал архитектуру и копировал памятники классической античности. Он сделал проект оформления Итальянской гостиной в Пале-Рояль, обшив стены и двери новомодными декоративными панелями, известными под названием boiserie, что Роберт де Котт использовал в Лувре во время правления Людовика XIV. Блестящий и стремительный графический стиль Оппенора охватывал убедительно жизнеподобные цветы, пучки листьев, мифологические фигуры и проказливых животных.

Шарль Крессан работал и как скульптор, и как краснодеревщик герцога Орлеанского, воплотив многие из рисунков Оппенора. Крессан изготавливал большие комоды с мраморными крышками и накладками ormolu, элегантные письменные столы и многие другие произведения в стиле рококо. Он также делал мебель для португальского короля Дом Жуана V и курфюрста Баварского Карла Альберта.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СТИЛЯ.

Переезд двора в Париж означал, что этот город стал законодателем моды, и французская знать стала предпочитать городскую жизнь уединению в своих родовых поместьях. Они переделывали свои парижские особняки, и строили новые, а их примеру следовало и торговое сословие. Обстановка комнат оставалась скудной: большая часть мебели выстраивалась симметрично вдоль стен, открывая взору цветочные узоры великолепного натертого деревянного паркета.

Мебель следовала этим важным переменам в дизайне и элементах «стиля Регентства», старт которым дала переделка интерьеров Пале-Рояля. В конструкции вместо прямых опор буфеты, столы и стулья получили теперь ножки чуть изогнутые, перекликающиеся с силуэтом арбалета. Фанеровка, включая технику Буля, еще сохраняла популярность; для обрамления ящиков, панелей, краев, углов и ножек мебели использовались тонкие бронзовые вставки.

Комод развивался из сундука с ящиками, он имел изогнутые ножки и преувеличено изогнутый корпус, который называли bombe. Парные комоды с зеркалами над ними, или пристенные столы, часто фланкировали окна, а проемы окон «фиксировались» табуретами. Наиболее популярным вариантом был комод той формы, какую разработал Крессан. Этот комод имел два ящика - один над другим - и изогнутый «серпантином» фасад с выразительным фартуком, а также ножки-кабриоли. «Бюро Мазарини» сменилось письменным столом с тремя узкими ящиками - bureau plat. Эти предметы обстановки обычно фанеровались дорогими породами дерева, а по краям корпуса и ножкам имели накладки ormolu; «обувь» на ножках получила название sabots.

Комод. Этот комод вишневого дерева, с тремя ящиками, сделан на юго-западе Франции. Главным украшением служит здесь сам цвет полированного дерева, но свои акценты вносят также сильно изогнутые боковые стороны и фартук, покрытые резными картушами, листвой и рокайльными мотивами. Ножки имеют завершения в виде завитков. Гербовые щитки и ручки ящиков сделаны из латуни, замочные скважины оформлены асимметричным узором, типичным для рококо. Начало XVIII в. В.98 см; ш.123 см; г.99 см.

ВЛИЯНИЕ МОДЫ.

В гостиных, где люди собирались для бесед, тон задавали, прежде всего, женщины, и это означало, что в моду стали входить интерьеры элегантные, менее официальные. Женщины оказали влияние и на дизайн стульев. Этот вид мебели не переживал заметных изменений примерно до 1720 года, когда мода на платья с юбками-кринолинами вызывала необходимость укоротить подлокотники стульев. Спинки у стульев стали ниже, чтобы не мешать тщательно сооружаемым прическам той поры. Желание большего комфорта привело к созданию кресла с панелями между подлокотниками и сиденьем - bergere.

Мягкое кресло с открытыми боковыми сторонами, fauteuil, имело много вариантов: «кресло королевы», fauteuil a la Reine, стояло у обшитой панелями стены комнаты, а к центру комнаты перемещали кресло поменьше, fauteuil en cabriolet. В гостиных контуры софы и спинок кресел перекликались с характером панелей, оформлявших стены комнаты.

Кресло с ковровым покрытием. Это кресло из дерева грецкого ореха имеет мягкие подлокотники, а стойки, на которые они опираются, похожи на завитки. Кабриоли соединяются проножками, наперекрест. Около 1715 г. В.107 см; ш.73,5 см; г.91,5 см.

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ НАКЛАДКИ.

В качестве декоративных деталей использовались орнаментальные накладки, служившие и защитой для краев и фанеровки изделий. Накладка - это орнамент, крепящийся к мебели. Как правило, накладки делали из позолоченной бронзы, или ormolu означает «золотой фон».

Расправленную бронзу выливали в песочную форму; полученную в итоге шершавую бронзу очищали, резали, потом шлифовали или полировали. Законченная поверхность затем окрашивалась ртутью и золотом. Позолота ртутью давала самые дорогие накладки, но процесс был в высшей степени токсичным.

Придворный мастер регента, герцога Орлеанского Филиппа II, Шарль Крессан работал в качестве скульптора и мастера интарсий из эбенового дерева. Он был автором целого ряда тончайших ormolu того времени. Выполненные им накладки из позолоченной бронзы украшали его подписные произведения, комоды, а изобразительные мотивы в виде женских головок стали известны как espagnolettes. Эти головки напоминают женские образы в живописи Антуана Ватто. На более крупных предметах корпусной мебели, вроде комодов и бюро, мотивы накладок ormolu часто служат сигналом изменения моды.

Комод «с женскими головками». Характерная изгибающаяся форма (bombe) этого комода королевского дерева подчеркнута накладками из позолоченной бронзы. Отлитые в виде женских головок, они вторят главному силуэту основной формы. Около 1720 г. В.130 см.

 

 

 

 

^ Наверх