+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Франция: Людовик XV

 

 

Услуги / Страницы

 

Доминирующий стиль в период правления Людовика XV (1723-1774 г.) получил название рококо; он считался модным примерно с 1730 по 1765 год. Сложение стиля происходило как соединение разных влияний, включая экзотический китайский рисунок, мотивы рокайля, основанные на выложенных раковинами гротах, а также причудливые арабески и гротески, ставшие популярными благодаря творчеству Жана Берена.

Во Франции ремесленники работали в тисках жестко контролируемой гильдийной системы. В период между 1743 и 1751 годами они вынуждены были ставить собственные инициалы на своих изделиях, а перед ними буквы J.V.E. (jure des menuisiers et ebenistes).

Дамский письменный стол. Этот дамский письменный стол был сделан Жаном Франсуа Эбеном, мастером немецкого происхождения, для мадам де Помпадур, любовницы Людовика XV. Стол сделан из дуба и фанерован красным деревом, королевским, тюльпанным и разными другими породами; отделкой служат накладки из позолоченной бронзы. Узор маркетри на столешнице отражает любовь мадам Помпадур к изящному: кроме вазы с цветами, там присутствуют рисунки, изображающие архитектуру, живопись, музыку и садовое искусство. В накладки на каждом углу включены элементы герба владельца. Когда крышка отодвигается назад, под нею обнаруживаются принадлежности письменного стола, и площадь поверхности почти удваивается. Около 1762 г. В.69,8 см; ш.81,9 см.

СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬ.

Развиваясь из дизайна времен Регентства, стиль рококо, известный также под названием «современный стиль», игнорировал правила классической архитектуры и, соответственно, питался игрой фантазии на мотивы завитков, раковин, орнаментальных гротесков и разнообразной листвы с далекими от природы характеристиками. Были также популярны накладки ormolu и резной декор.

Новый стиль нашел отклик в среде французской аристократии, и распространился по Европе благодаря влиянию таких ремесленников как Жюст Орель Мейсонье, автор золотых и серебряных изделий. Параллельно с Жаном Батистом Пийманом Мейсонье разрабатывал живописный жанр (genre pittoresgue - первоначальное название рококо). Гравюры Пиймана использовались для маркетри - наряду с тканями и керамикой - и включали восточные мотивы.

Шкаф из красного лака. Это пример двухстворчатого шкафа, который во второй половине XVIII века начал вытеснять четырехдверный буфет. Данный образец показывает охватившее тогда Европу увлечение, лаковыми произведениями и китайскими декоративными мотивами. Корпус, решенный в яркокиноварном ключе, украшен цветочными мотивами и бабочками в китайском стиле. Фигурный фартук подчеркнут позолоченной пальметтой, завершения - скобки украшены накладками. Около 1750 г. В.157 см; ш.138 см; г.55 см.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ВЛИЯНИЯ.

Скульптор и архитектор Никола Пино опубликовал рисунки для декоративной резьбы, предназначенной украшать стены, потолки, камины, пристенные столы и торшеры, которые широко использовались краснодеревщиками вроде Шарля Крессана. Эти гравюры способствовали распространению рококо по всему континенту.

Картины Антуана Ватто ввели новую декоративную тематику, «галантный праздник» (fete galante). Эти сцены на фоне природы, где аристократические пары предстают в перипетиях амурных дел, изображались в маркетри, расписной мебели, коврах и тканях.

КОМФОРТ И НЕОФИЦИАЛЬНОСТЬ.

Новые стили отвечали желаниям комфорта и интимной беседы, причем уже существующие формы были приспособлены к новым декоративным схемам. Пристенные столы обычно получали отделку в виде позолоты или росписи и особенно тонкую резьбу, часто выполненную в мягком дереве, например сосны. Мотивы резьбы включали листву раковины и завитки в виде букв C и S. Стулья предназначались для расстановки вдоль стен, они отвечали обшивке стен и общему архитектурному решению интерьера. Мягкая софа, или canapé, в сущности была изделием fauteuil a la Reine - удлиненным и с аркообразной спинкой.

Интерьер Шато де Батай. Эта элегантная гостиная обставлена в духе комфорта и женственного изящества, что так ценили в тот период богатые французские заказчики. Свидетельством тому служит сочетание позолоты с мягкой обивкой.

МЕБЕЛЬ ДЛЯ РАБОТЫ.

В спальнях использовались широкие письменные столы, бюро. Обычно они имели три ящика спереди и сзади, хотя задние были ложными. Декорирование задней стороны означало, что вещи предназначались для размещения в середине комнаты. Часто в домах выделялись комнаты для работы.

КОМОД.

Самыми престижными и дорогими предметами обстановки были комоды, которые отличал пышный декор. Они могли стоять в разных комнатах, включая спальню, хотя в гостиных их начали размещать позже, к концу столетия. Угловатые буфеты (commodes a encoignures) имели на любом конце полку-витрину. Пристенный комод появился около 1750 года, он имел один ящик и длинные ножки, оформленные исключительно в стиле Людовика XV. Комод со створками (a vantaux), имевший два ряда ящиков позади двухдверного фасада, получил особую популярность в правлении Людовика XVI (1774-1792 г.).

Италия.

В первой половине XVIII века большинство итальянских государств перешло под контроль Испании и Австрии. Независимость сохранили только Венеция, Генуя и Лука, хотя республики Венеция и Генуя переживали спад.

ИТАЛЬЯНСКОЕ РОКОКО.

Италия больше не была лидером европейского культурного процесса. Земельная аристократия, строившая большие палаццо, была в целом консервативна, и стиль барокко держался в такой среде дольше, чем где-либо еще.

Постепенно в течение второй четверти XVIII века интерьеры стали менее официальными - на передний план вышел более легкий и грациозный стиль рококо, популярность которого достигла пика в период между 1730 и 1750 годами.

Мебель итальянского рококо находилась под определяющим влиянием французских стилей Регентства и Людовика XV, но ее украшали декоративной лаковой живописью, многоцветной росписью и вычурными резными деталями. В разных районах страны стили мебели имели местные, весьма различающие варианты. Пьемонтские мастера испытывали сильное влияние со стороны соседней Франции, а генуэзская мебель отличалась искусно выполненными конструкциями. Ломбардская мебель была строгой и суровой, а венецианская, напротив, по-театральному эффектной и красочной.

Сицилийский комод. Расписной комод с двумя ящиками, чуть изогнутыми стенками и следующими этому изгибу ножками свидетельствуют о знакомстве автора с французской модой. Роспись на панелях боковых стенках и ящиков является упрощенной интерпретацией арабесок, завитков и лиственного орнамента, типичных для французских изделий, где тон задавали такие мастера, как Жан Батист Пийман, разработавший живописный жанр - genre pittoresque. Роспись применялась также для имитации дорогих мраморных столешниц. Около 1760 г. Ш.153 см.

НОВЫЕ ФОРМЫ.

Для итальянских стульев образцами часто оказывались французские fauteuils, но в Италии предпочитали более высокие спинки в виде веера, затейливо вырезанные и, как правило, позолоченные. Мебель без росписи обычно изготовляли из ореха, но распространенными были и фруктовые породы. Приставные стулья в английском вкусе имели ажурную спинку с рельефным или ажурным резным картушем в центре и умеренные ножки - кабриоли, некоторые - плоские проножки.

Облик табурета, софы, кушетки соответствовал французской моде, хотя длинные скамьи, снабженные рядом спинок, как у стульев, соединенных вместе, больше походили на английские образцы.

Большинство столов имели утонченные, изогнутые ножки. Пристенные и приставные столы еще сохраняли тяжелую резьбу и позолоту. Мраморные столешницы чаще получали обрамление, нежели просто покоились на конструкции. Столы отныне изготавливались для конкретных комнат: например, trespoli предназначался для спальни, ему надлежало поддерживать туалетное зеркало.

Широко распространенные небольшие столы под названием gueridons часто делали парными, они чаще всего имели единственную скругленную резную опору над основанием - треножником. Более крупные столы имели резные проножки, часто с картушем или декоративным украшением на стыке в середине.

Письменные столы вошли в обиход еще в XVI веке, но теперь появились новые формы. Бюро, или бюро-кабинет, стало вполне обычной вещью. Боковые стороны бюро часто имели прямоугольную форму, центральная секция - изогнутую. Облицовка бюро выделялась, как правило, сложным геометрическим узором, выполненным из дерева грецкого ореха, или тюльпанного дерева у генуэзских мастеров.

Буфет или credenza, обычно делали из фруктовых пород, он имел удлиненные ножки- скобки, которые расширялись от фасада в стороны. Бюро-книжный шкаф, образцом для которого служили английские изделия, часто отличался преувеличенным гребнем наверху. Нижняя секция имела «серпантиновые» ящики (прямоугольные на концах) и короткие ножки скобки. Бюро-книжные шкафы, как правило, получали фанеровку грецкого ореха или лаковую живопись, позолоту и роспись.

Также был популярен комод во французском стиле, хотя итальянские варианты часто имели более короткие ножки. Они редко имели накладки из позолоченной бронзы, их чаще всего украшали затейливой фанеровкой и росписью.

Бюро-кабинет. Это экстравагантное бюро-кабинет создано в Риме для папы Пия VI и декорировано в японском стиле - лаковой техникой и позолотой. Фигурки на верху изображают четыре времени года. Начало XVIII века.

ПЬЕТРО ПИФФЕТТИ (1700-1770 г.)

Главный краснодеревщик Сардинского королевства Пьетро Пиффетти считается самым изощренным итальянским мастером XVIII века.

Знаменитый мастер Пьетро Пиффетти обучался у архитектора Филиппо Ювары, влияние которого чувствуется в очень скульптурных формах мебели. Пиффетти работал вместе с Юварой над созданием ряда замечательных интерьеров, где все поверхности покрыты обильной декорацией в формах рококо. Работы Пиффетти славились предельно тщательной отделкой деталей и качеством, соперничавшим с достижениями великих мастеров Франции.

Мебель, созданная Пиффетти, включала изощренные узоры маркетри из экзотических пород дерева и драгоценных материалов, вроде черепаховых пластинок, перламутра и слоновой кости с нанесенной на нее гравировкой. Его эффектные творения были скорее декоративными, нежели практичными вещами. Он прославился своей парадной мебелью. Его легкий и даже фривольный стиль, включавший театральные мотивы, стал законченным выражением блистательного периода рококо.

Этот впечатляющий предмет обстановки украшен характерным для Пиффетти маркетри из слоновой кости и перламутра. Сюжетные сцены выполнены по гравюрам на мотивы осады Трои. Около 1760 г. В.308 см.

 

 

 

 

^ Наверх