+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Испания и Португалия - первая половина XVIII ВЕКА

 

 

Услуги / Страницы

 

На развитие стиля в Испании и Португалии оказывали влияние династические браки и связанный с ним обмен стилевых стандартов. Ориентиром продолжал оставаться и французский двор Людовика XIV. Испанский король Филипп V женился на итальянке Изабелле (Елизавете) Фарнезе, а его сын - на дочери португальского короля Жуана V, и это принесло новые влияния из-за границы.

НАСЛЕДИЕ ВЕРСАЛЯ.

Филипп V оставался в русле достижений своего деда Людовика XIV, тогда как итальянское влияние шло через прямое привлечение его женой архитекторов и художников из Италии, а именно Филиппо Ювары и Джованни Батиста Сакетти.

Правление Дом Жуана V совпало с открытием месторождений золота и алмазов в колониальной Бразилии. Он использовал свое сказочное богатство для развития национальной монархии Людовика XIV, и подобно Людовику видел в литературе и искусстве средства прославления собственного правления. Ради этого он тратил огромные суммы на парижскую мебель, и заказывал проектирование мебели Шарлю Крессану и Жюсту Орелю Мейсонье. Свое супружеское ложе он заказывал в Голландии, где его выполняли по рисунку Даниэля Маро.

Королевская спальня в Зале Дон-Кихота. Национальный дворец, Келуш, Португалия. Элементы стиля рококо включают паркетный пол и общий декор комнаты по образцу французских boiserie.

СОБСТВЕНННЫЙ СТИЛЬ.

Мебель с Иберийского полуострова была единственной в своем роде. При всем влиянии со стороны французского, итальянского и, благодаря торговым связям, английского дизайна значительную роль играли материалы и вещи, привозимые из колоний: так, из Бразилии поступали твердые породы, а также джакаранда и паусанто. Португальская мебель была особенно тяжелой ввиду плотности шедшей в ход древесины. Японизм, вышедший из моды во Франции и Англии, здесь еще сохранял популярность.

Для стульев образцом был французский тип fauteuil с высокой спинкой, кожаной обивкой и резными верхними перекладинами со стилизованной раковиной в центре. Часто присутствовали позолоченная резьба, прямоугольные проножки и завершения ножек типа «шар и лапа». Мода на платья с кринолинами вызвала необходимость в стульях с более широкими сиденьями и подлокотниками, закручивающимися наружу. Эти стулья обычно имели отдельную рейку в английском вкусе, с позолоченными краями, переходившую в резную верхнюю планку и боковые стойки.

Складной стул XVIII века был похож на более ранние варианты с прямыми ножками, но его проножки были или плоскими, или профилированными. Спинка стула теперь стала фигурной, с вырезанной по центру раковиной или рейкой в виде вазона.

В Португалии часто использовали бразильское розовое дерево. Верхнюю панель и сиденье обтягивали кожей, натягиваемой поверх задних ножек, что позволяло стулу складываться вовнутрь. Скамьи, состоявшие из спинок нескольких стульев, оказались более распространенными, чем французское канапе.

Буфеты, комоды и бюро были большими, и текстура самого дерева создавала декоративный эффект. Завершения ножек, сделанные в виде завитков, были шире и ниже по сравнению с аналогичными элементами мебели каких либо других европейских стран.

Португальские пристенные столы обычно делались из резного и позолоченного дерева: сосны либо розового дерева. Мотивы рококо распределялись вокруг прямоугольной рамы «комплектного» зеркала, помещавшегося над столом. Португальские столы зачастую были крупнее итальянских образцов. Особым коньком португальских краснодеревщиков были многофункциональные столы с поднимающейся столешницей, под которой таились различные поверхности для письма и игры в карты.

Пристенный стол. Этот португальский стол красного дерева имеет мраморную вставную столешницу над фризом с серпантиновым изгибом, углы акцентированы стилизованными раковинами. Все изделие украшено резьбой с декоративными рокайлями и листвой. Стол стоит на ножках-кабриолях, с завершением типа «лапа и шар». Начало XVIII века.

Испанский пристенный стол. Часть парного комплекта, этот изящный стол выделяется своей позолоченной и посеребренной резьбой. Столешница из искусственного мрамора имеет «серпантиновый» изгиб. Ниже идет резной фриз, украшенный листвой и рокайлями, с картушем в центре. Резные ножки-кабриоли соединены крест-накрест проножками. Резьба менее пышная, чем на итальянских образцах того времени. Изгиб ножек не слишком подчеркнут, он заметен, прежде всего, там, где ножка встречается с рамой стола. Около 1760 г.

Испанские стулья. Предположительно, эти стулья входили в комплект обеденной мебели, заказанный для короля Фердинанда VI (правил 1746-1759 г.). Английская мебель в стиле Чиппендейл была популярна в Испании и Португалии. В отличии от британских стульев подобного типа, сделанных, как правило, из красного дерева, эти стулья изготовлены из грецкого ореха. Декоративные акценты выполнены золочением некоторых участков резьбы. Середина XVIII века.

ПОЗОЛОЧЕННАЯ КОЖА.

Эта техника была разработана исламскими мастерами. Ее часто называли «испанской кожей». Методами тиснения или насечки на материал наносится линейный орнамент. Затем роспись и позолота.

Позолоченную кожу применяли для стенных драпировок и обивки стульев в XVII веке, а к XVIII столетию ею обтягивали письменные столы, спинки кроватей и стульев. Если кожа использовалась на сиденье любого типа, от простого складного стула до официального тронного кресла, то тем более полезной она оказывалась для стульев в прихожей, поскольку их легко было чистить.

Для золочения, наиболее удобной была кожа бычков; на ней делали узоры набойкой или же тиснением, когда на поверхности создавался выпуклый орнамент, который затем раскрашивали яркими красками; мелкие детали подчеркивали золотыми точками. Благородные семейства часто включали в рисунок фамильные гербы.

Португальский стул. Этот обтянутый кожей стул, возможно, использовался только на каких-то церемониях, чем объясняется отсутствие признаков износа. Около 1720 г.

Фрагмент декора на спинке.

 

 

 

 

^ Наверх