Великобритания: Георг II
Правление Георга II (1727-1760 г.) стало для Британии периодом мира и процветания. Торговые представительства Восточно-Индийской компании в Калькутте и Мадрасе расширили свою деятельность, так что к 1760 году позиции Англии как великой торговой державы были неоспоримы.
ЭПОХА КРАСНОГО ДЕРЕВА.
Привозимое из британских колоний Вест-Индии и Гондураса, красное дерево в начале 1730-х годов стало любимым материалом английских мастеров - мебельщиков. Одной из причин стало то, что 1730 году французы прекратили экспорт древесины грецкого ореха; кроме того, красное дерево имело много преимуществ. Оно прекрасно гармонировало с золотом, серебром, бронзой, и краснодеревщики умело использовали присущее ему богатство оттенков. Твердая древесина позволяла делать утонченные вещи с ажурным декором и резьбой.
Так сложился британский стиль, основанный на использовании красного дерева и менее вычурной орнаментики, чем во французском рококо.
МОДНЫЕ ОБЫЧАИ.
В это время были популярны бюро всевозможных сортов, а для следящих за модой клиентов делались буфеты и комоды «во французском стиле» (с тремя ящиками на ножках).
Диапазон столов простирался от больших позолоченных пристенных сооружений с мраморными столешницами, которые стояли в официальных помещениях для приемов, и до изящных предметов полностью из красного дерева, со столешницей волнистых очертаний и ножкой на основании - треножнике, лучше всего подходящих для модных процедур чаепития.
Крупные обеденные столы сопровождались большими комплектами стульев, которые часто имели резные ажурные спинки и мягкие сиденья, вставленные в раму. Ножки у таких стульев имели завершения типа лапа-шар, просто шар, а порой и в форме завитка.
ВЛИЯНИЕ РОКОКО.
Хотя стиль рококо получил большее распространение в континентальной Европе, из-под резца британских мастеров того времени также выходили образцы невероятно богатого полета фантазий, отличавшего это направление. Стиль рококо оказывал влияние и на характер декора, и на саму форму. Большие шкафы и кровати украшались с резными C-образными завитками, вкупе с листвой и прочими мотивами природы, а у некоторых изделий ножки имели завершения в виде завитков. Мода на асимметричные дуги и завитки распространялась и на предметы меньшего размера, вроде торшеров и столов.
Самым знаменитым представителем стиля рококо в Англии был Томас Чиппендейл, хотя в его продолжительной карьере это был всего лишь один из типов дизайна, к которым он обращался.
Томас Джонсон, авторитетный английский резчик по дереву и дизайнер мебели, опубликовал свои гравюры в таких изданиях, как «Рисунки для рам, канделябров, потолков и т.д.» (1751 г.) и «Сто пятьдесят новых рисунков» (1761 г.) - последнее охватывало небольшие столы и стойки, панели стен, рамы и прочие декоративные предметы небольших размеров. Формы на его рисунках были необычайно причудливы, что стало парафразой декора в духе genre pittoresque, пришедшего со стилем Людовика XV. В своем творчестве Джонсон воплотил элементы трех наиболее популярных мотивов того времени: китайщины, неоготики и рококо.
Стол-треножник. В старых книгах-описях этот стол красного дерева называли бы «столом с лапами». Металлическая защелка встает на место, когда крышка опускается на трехчастное основание. Около 1755 г.
Пристенный стол. Рама этого позолоченного консольного стола с мраморной столешницей украшена обильной резьбой с палладианскими мотивами. Бородатую маску в центре фланкируют головы орлов, высовывающиеся из-под гирлянды с дубовыми листьями и желудями; от нее отходит ажурный фартук. Ножки-кабриоли, вверху оформлены как головки-путти, имеют завершения-завитки. Стол сделан, возможно, Матиасом Локком. Около 1740 г.
Комод. Этот комод красного дерева имеет «серпантиновый» фасад с аналогично решенным верхом. Четыре широких ящика, высота которых уменьшается от нижнего к верхнему, фланкированы пилястрами на скошенных углах, резьба на которых включает картуш и гирлянду подвеску. Комод содержит также выдвижную доску для письма. Ручки типичны для этого времени, они не имеют задней пластины или богато обработанных щитков вокруг замков. Изысканная резьба по угловым пилястрам превращает комод в очень красивое, редкостное произведение. Около 1755 г.
Кресло. Этот тип красного дерева обычно описывается как «Гейнсборо» по той причине, что художник любил включать подобные предметы мебели в свои картины. Кресло могло предназначаться для библиотеки или гостиной. Сиденье и спинка получили новую обивку из шелкового дамаста, похожего на первоначальный материал, а тот, скорее всего, подходил к обивке стен комнаты. Ножки-кабриоли слишком тяжелы, что не позволяет отнести изделие к стилю рококо. Около 1755 г.
Резной канделябр из сосны. Этот позолоченный канделябр имеет резной декор на корпусе (в виде дельфинов) и металлические отводки для свечей, имитирующие резные веточки. Природные мотивы и форма завитка типичны для рококо. Около 1758 г.
Ореховое бюро. Это бюро на подставке не типично для английской мебели. Сделанное из древесины грецкого ореха вместо более привычного красного дерева, оно покоится на резном основании в стиле рококо, ножки завершаются завитками. Около 1735 г.
ДЖИЛ ГРЕНДИ (1693-1780 г.)
Этот краснодеревщик из Лондона на протяжении многих лет вел масштабный экспорт изделий своей мастерской.
Анонс фирмы Гренди гласил, что он «производит и продает все виды кабинетов, стульев, столов, зеркал и т.д.» Его мастерская изготовляла и высококачественные образцы, и хорошую мебель для менее богатых клиентов. Однако наиболее известен, стал Гренди своим экспортом, который он вел главным образом с Испанией. Для испанского герцога Инфантадо он создал прославивший его «японский» гарнитур красного лака, состоявший не менее чем из 77 предметов: самый большой в истории английской мебели. Марка Гренди вызывает большой ажиотаж в среде дилеров и экспертов, но подлинные вещи из его мастерской чрезвычайно редки.
Пристенный стул. Этот стул из березы, с «японской» отделкой красным, перегружен позолоченными деталями шинуазри. Стул демонстрирует сочетание элементов более раннего дизайна, вроде цельной планки спинки и профилированных проножек, с ножками-кабриолями (передние завершаются мотивом «лапа и шар»), ажурной верхней рейкой спинки и квадратным сиденьем. Около 1735 г.
Кресло. Сделанное из красного дерева кресло имеет на средней и боковых рейках спинки резной, но не позолоченный декор в виде раковин. Резьба обнаруживает стремление к крупным мотивам. Около 1740 г.