Стулья и кресла - первая половина XVIII ВЕКА 1700 - 1760 г.
В начале века стулья, выполненные в стиле королевы Анны, имели спинки с цельной и узкой планкой посередине, обычно в форме вазона или балясины, которая соединилась с центром задней рейки. Рама скорее была прямой и узкой, со скругленными плечами; сиденье - скругленным или круглым с добавлением мягкой подушки.
Подобные стулья обычно делались из дерева грецкого ореха, хотя для местных вариаций в ход шли вяз и дуб. Стулья имели чуть изогнутые ножки-кабриоли с завершениями-бобышками. Самые ранние варианты включали плоские или профилированные проножки.
Во второй четверти XVIII века получила распространение квадратная форма сидений. Рейки сидений стали более узкими, зачастую изогнутыми, иногда в центре их украшали резные или накладные раковины. Спинки стульев имели «серпантиновые» верхние рейки, оканчивающиеся завитками или волютами.
Колено ножки-кабриоли получило более четко выраженный изгиб, часто его украшала резная раковина или фестон либо же снизу появлялись фланкирующие волюты. Большинство стульев еще имели завершения-бобышки. Завершение типа «лапа и шар» впервые обнаруживается в Англии около 1725 года, а в американских колониях - около 1740 года.
Производители китайской мебели делали стулья, стиль которых отвечал потребностям европейского рынка, сулившего немалые прибыли.
Американский пристенный стул. Этот изготовленный в Массачусетсе стул демонстрирует смешение стилей. У него стройная средняя планка спинки и профилированные проножки, бывшие в моде в начале века, а квадратное сиденье и изогнутые ножки более характерны для мебели середины столетия. Около 1745 г.
Перуанское кресло. Этот стул красного дерева отображает влияния стиля рококо. Венчающая перекладина имеет асимметричное резное украшение; вниз к стойкам и далее к подлокотникам идет непрерывный ритм криволинейных очертаний. Передние ножки кабриоли имеют C-образные завитки в местах изгиба. Около 1750 г.
Шведское кресло. Средняя планка спинки этого стула красного дерева необычна тем, что переходит не в сиденье, а в заднюю перекладину стула. Стилизованная резная раковина украшает верхнюю рейку и «серпантиновый» фартук. Этот стул имеет также профилированные проножки, хотя они к тому времени вышли из моды. Около 1755 г.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО СТИЛЯ.
Отход от официальности интерьеров Барокко вызвал потребность в более удобной мебели, и на этом пути французское кресло Fauteuil, стало самым показательным явлением в мебели XVIII столетия.
В XVIII веке европейская знать и активно наращивающая свою мощь буржуазия желали иметь более элегантную обстановку и комнаты, в которых можно было вести деловые и светские беседы. Соответственно возникла и потребность в более удобной мебели, приглашавшей гостей задержаться в помещении подольше.
Эта потребность в социально более открытой среде привела к развитию стульев новых форм. Французские мебельщики создали fauteuil, мягкое кресло с подлокотниками и открытыми боковинами. Этот предмет, очень женственный по своему облику, оказал влияние на формы стульев во всех прочих странах, ибо он позволял чувствовать себя комфортно тому, кто в нем сидел.
В сравнении с тяжеловесными стульями XVII века, с их высокими спинками эти кресла выглядели более легкими и более утонченными по своей форме, отражая моду на женственный характер всей обстановки. Их декор зачастую выполнялся в одном стиле с оформлением комнаты, с использованием схожих расцветок и материалов.
Чтобы стул был более удобным, его спинку и сиденье делали мягким. Мягкие вставки имелись и на подоконниках - их обтягивали тканью. Стойки подлокотников отступили дальше назад, на четверть длины боковых реек, чтобы не мешать широким юбкам с кринолинами, вошедшими в моду в аристократических кругах около 1720 года.
Декор часто был асимметричным, в духе рококо, и включал мотивы раковин и рокайля. Вся рама стула, стоявшая на ножках - кабриолях, выглядела переплетением грациозных криволинейных контуров. Части конструкции, обычно окрашиваемые в бледно-голубые, зеленые и желтые тона, в соответствии с цветовой гаммой интерьеров рококо, нередко имели и позолоту, призванную акцентировать и общую форму, и резные детали.
Краснодеревщики всей Европы стремились достичь и превзойти уровень французских коллег, дабы соответствовать притязаниям своих богатых клиентов, жаждавших иметь мебель во французском вкусе. Вариантов французского кресла во всех странах европейского континента было множество; в начале XVIII века во всех модных домах наличие fauteuil стало признаком изысканного вкуса.
Немецкое кресло. Этот стул может соперничать с изделиями французских мастеров, влияние которых прослеживается в затейливой рокайльной резьбе и бледных тонах обивки с вышитыми цветами.
Английское кресло. Явно французское по стилю, это кресло мастера Инса и Мэйхью относится все же к более позднему времени. Это видно по конусообразным ножкам, украшенным орнаментом, вошедшим в моду с 1760-х годов. Около 1770 г.
Итальянское кресло. Имея в качестве прообраза французский тип fauteuil, этот итальянский экземпляр отличается высокой, более овальной спинкой с замысловатой позолоченной резьбой. Мягкая пастельная окраска отражает французскую моду на более мягкую атмосферу обстановки. Около 1750 г.