+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Мебель классицизма

 

 

Услуги / Страницы

 

Центр тяжести классицистического дизайна лежит в эстетике Древней Греции и Рима. Первоначальный импульс был задан архитектурой, ибо вплоть до раскопок Помпей и Геркуланума в середине XVIII века примеров античной мебели, как таковых просто не было. Таким образом, мебель раннего классицизма демонстрирует приспособление архитектурных мотивов к стандартным формам мебели: речь идет об использовании архитектурных деталей, а также о побегах аканфа, фестонах и листве, лентах с пересекающимися линиями и завитках. Использование этих мотивов само по себе не было чем-то новым, они встречаются в орнаменте Возрождения барокко. Новым было приспособление и внедрение мотивов, и декоративные схемы, освоенные в результате впечатлений Гран Тура и открытых жилищ в античных поселениях.

НАЧАЛО СТИЛЯ.

Франция стала первой страной, где утвердился новый стиль, хотя в арсенале декоративных форм следы рококо присутствовали вплоть до 1770-х годов. Проводником классицизма стал граф де Кайлюс (1692-1765), своеобразный законодатель французской моды, опубликовавший в 1752 году первый из семи томов «Сборника египетских, этрусских, греческих и римских древностей».

Неоклассическая мебель тяготеет к прямоугольным линиям, избегая кривых. Это происходило не сразу, поскольку более крупные по своим габаритам вещи еще оставались в обиходе после того, как вкусы изменились, и краснодеревщики адаптировали формы рококо, накладывая на них классический орнамент.

РАЗНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ.

На протяжении периода классицизма строительный бум поощрял и к увеличению объема мебельной продукции. В России во второй половине XVIII века дворцов было сооружено больше, чем какой-либо другой из европейских стран. И новые здания, и перестраивающиеся постройки предшествующего времени требовалось обставить новой мебелью, ибо большинству предметов существовавшей ранее обстановки недоставало великолепия, отличавшего двор Екатерины II. Основная масса этой мебели поставлялась из Парижа, поскольку вкусы россиян явно тяготели к нормам французского вкуса. Немецкий мастер Давид Рентген создал мебель специально для русских заказчиков, и она была намного более пышной, нежели мебель французского двора.

СТИЛЬ РОБЕРТА АДАМА.

Английский классицизм вобрал некоторые французские нормы, вроде комода и «французского стула». Архитектура Роберта Адама была новаторской по своему духу; его мебель создавала гармоничное сочетание со светлой гаммой, которую он применял в оформлении интерьеров и в текстиле; живописной декорации уделялось больше внимания, чем во французских аналогах. Адам находился под сильным впечатлением от греческой вазописи и в своем творчестве часто использовал расписные панели: они могли составлять центральную часть полукруглого (demi-lune) либо прямоугольного комода или же образовывать завершение настенного зеркала, фланкированное резными вазами или женскими фигурами.

Томас Чиппендейл также отдал дань, стилю классицизма, выпустив пару прямоугольных пьедесталов с вазами, приставной стол и охладитель для вина, предназначавшиеся для столовой в Хервуд Хаус. Выполняя этот заказ, он создал круглые инкрустированные медальоны на основаниях с резными фестонами и головами баранов над ними, составляющие единый ансамбль с прочими предметами обстановки.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СТИЛЯ.

Опубликованная Джорджем Хепплуайтом и Томасом Шератоном книга образцов по изделиям Адама, где упрощались его приемы, обеспечила им массовый спрос. Воплощенные примеры этого дизайна имели огромное влияние, особенно в Соединенных штатах. Стиль мебели выполненной в этом ключе, получил название «федеральный», что подчеркивало новый статус колоний. На этих изделиях часто имеются клейма с американским орлом, официальным символом.

Шведская мебель того времени называется густавианской по имени короля Густава III, который был настолько восхищен работами французских мебельщиков, что пригласил работать в Швецию. Когда у него иссякли средства на выплату им жалования, те возвратились домой, однако стиль мебельного дизайна стал важным компонентом местных традиций. Голландская мебель отличалась большей простотой и зачастую использованием более темных пород дерева. Декор ограничивался «кружевным» краем, мотивом греческого меандра и розетками.

Европейские тенденции в мебели сфокусированы вокруг французского или английского стилевых вариантов: в Испании, например, в северных областях ориентировались на английский вкус, тогда как на юге доминировала французская традиция.

Английское дамское бюро. Откидывающаяся крышка из атласного дерева и тиса открывает поверхность для письма и изящно устроенные отделения. В нижней части, в зоне фриза, находится длинный ящик. Лиственный орнамент из завитков, латунные круглые ручки и выгравированные крылатые драконы - типично классицистические мотивы. Около 1775 г.

АВТОРСКИЕ КЛЕЙМА.

Введенные в 1751 году французским парламентом ограничения для парижских гильдий обусловили для краснодеревщиков и столяров необходимость помечать свои работы. Каждый мастер имел собственное клеймо, и оттиск этого свинцового estampille был защищен гильдией. С 1743 года многие ремесленники уже удовлетворяли изделия железной печатью со своим именем. Некоторые, вроде изготовителя стульев Жоржа Жакоба и его сыновей, ставили только фамилию. Другие использовали инициалы, как, например, краснодеревщик Робер Вандеркрюз Ла Круа, имевший печать R.V.L.C.

Позолоченное кресло бержер (bergere). Прямоугольная спинка этого стула украшена резным узором из переплетающихся линий. Подлокотники покоятся на сфинксах, передние ножки сужаются к низу. Около 1785 г.

 

 

 

 

^ Наверх