Элементы стиля - вторая половина XVIII ВЕКА 1700 - 1760 г.
Декоративные детали в мебели классицизма являются плодом вдохновения, навеянного Древней Грецией и Римом. Новый стиль ознаменовался отказом от асимметричных преувеличений рококо и переходом к более уравновешенному, линеарному языку форм, основанному на принципе симметрии. Архитектурные детали, вроде фризов и фестонов, использовались для украшения реек стульев, а для ножек столов определяющими стали формы и пропорции, греческих колон. Многие классические мотивы имели символическое значение. Особой популярностью пользовались греческие урны.
ОВАЛЬНЫЕ СПИНКИ СТУЛЬЕВ. Спинки стульев, имеющие формы овала или щита, с 1760-х годов все больше входили в моду, прежде всего во Франции. Рамы этих роскошных стульев обычно были позолочены, резьба включала классические мотивы, вроде листьев аканфа. Кресла самой тонкой работы обтягивались дорогой тканью - шелком или дамастом.
Французское кресло.
ГИРЛЯНДЫ И ФЕСТОНЫ. Гирлянда - это декоративный мотив, основанный на реальных связках из листьев лавра, лент или же на мотивах бутонов, стручков, початков. Прототипом служили древнеримские рельефы из камня, которые воспроизводили гирлянды, украшавшие алтари и храмы.
Гирлянда из листьев лавра.
ГРЕЧЕСКИЕ УРНЫ. Изображение урн вырезали, и включали в узоры маркетри или же накладывали на мебель как скульптурный рельеф. Основой служила форма античных греческих ваз, часто использовавшихся для сохранения праха умерших. Мотив был популярен в стилях Людовика XVI и Адама. Урна часто включала классические маски и гирлянды.
Греческая урна в кабинетах красного дерева.
АНТЕМИОН. В основе стилизованного цветочного мотива антемион лежит древнегреческое изображение цветка и листьев жимолости. Обычно он использовался как повторяющийся мотив в горизонтальном развертывании, часто в чередовании с резным аканфом, пальметтой или лотосом, образуя декоративный фриз. Отдельные мотивы иногда применялись и для вертикальных панелей.
Фриз с антемионом на полукруглом комоде.
ВСТАВКИ - ИНКРУСТАЦИИ. Утонченные мотивы инкрустаций были особенно популярны в качестве декоративной отделки столов и корпусной мебели. Многие мотивы, например раковины и цветы, заимствованы у природы; не менее популярны были также веера и вазы. На самых изысканных образцах мебели классицизма декоративные мотивы поражают исключительным владением техникой инкрустации.
Овальная вставка с мотивом раковины.
ГОЛОВА БАРАНА. Мотив с головой барана или козы в античности использовался для оформления алтарей, вероятно, как изображение жертвоприношения. Англичанин Роберт Адам первым применил его для отделки мебели. Резные головки барана стали популярным приемом декора столов на трех ножках, а также удобными опорами для гирлянд.
Резные головки баранов.
ПАРКЕТ. Краснодеревщики не преминули воспользоваться тем обстоятельством, что из колоний поступало много нового и эффектного облицовочного материала - дерева экзотических пород с особенно выразительной текстурой. Паркетный рисунок с геометрическими орнаментами из кубов, ромбов и решеток разных переплетений, с точечным орнаментов в промежутках был чрезвычайно популярен.
Паркетный рисунок на корпусе кабинета.
ФРИЗЫ. Фриз - это горизонтальная полоса, используемая для декоративной отделки корпусной мебели, стульев, столов. Часто копировались архитектурные детали из фризов античных построек, где фриз расположен над колоннами. Их мотивы включают завитки в духе Витрувия, греческий меандр, овы (они несут в себе символику жизни и смерти) и ленты - цепи из небольших шариков, именуемые бусами.
Позолоченная маска на фризе.
ИНТАРСИЯ. Краснодеревщики, работавшие в стиле классицизма, использовали плоские поверхности прямоугольной мебели для создания иллюзорно-трехмерных инкрустированных изображений, интарсий. Это могли быть и сложные архитектурные построения, которые особенно часто встречаются в итальянских и германских изделиях, и совсем простые цветочные букеты, перевязанные лентами.
Панель с интарсией из немецкого кабинета.
НОЖКИ - КОЛОННЫ. В противовес преобладающим в предшествующий период изогнутым кабриолям, в основе которых лежал контур лапы животного, ножки столов и стульев классицизма часто выглядели как миниатюрные греческие или римские колонны. Почти непременно сужающиеся к низу и каннелированные, они иногда имели дополнительный декор, например в виде растительных побегов.
Позолоченная резьба с почками - бутонами.
ЛАТУННЫЕ - РУЧКИ. Ручки поставлялись в мебельные мастерские отдельными ремесленниками. Во второй половине XVIII века, в отличие от изделий рококо, ручки приобретают симметричную форму, обычно овальную или круглую, хотя рисунок был разнообразным. И ручки, и замочные пластинки часто украшались классическим декором, например лавровыми венками.
Овальные латунные ручки.
АТЛАСНОЕ ДЕРЕВО. Период с 1765 по 1800 год порой называют эпохой атласного дерева. Это светло-желтое дерево из Вест-Индии отличается шелковистым блеском, похожим на переливы атласной ткани, отсюда и его название. Поскольку стоило оно очень дорого, то применяли его главным образом для фанеровки мебели. Много образцов мебели с подобной отделкой сделано по рисункам Роберта Адама.
Инкрустация на столешнице стола.
КЛАССИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ. Изобразительные мотивы классического типа, вроде профиля римского императора, получили широкое распространение во второй половине XVIII века. Мотивы часто появлялись на фризах или в центре дверных панелей. Особенно популярны были профильные изображения по типу камней. Подобные медальоны типичны для приемов декора, которыми пользовались братья Адамы.
Римская камея.