+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Италия - вторая половина XVIII ВЕКА

 

 

Услуги / Страницы

 

Итальянские государства остались разрозненными политическими образованиями в течение всего XVIII века. Соперничавшие между собой области приняли неоклассический стиль в разное время: Рим, Неаполь, Турин и Генуя неуклонно наращивали опыт нового освоения классики, тогда как Венеция воспринимала его гораздо медленнее, и первые образцы классицизма появились там лишь к концу XVIII столетия.

ВЛИЯНИЯ.

Франция и в меньшей степени Англия выступали главными проводниками принципов классицизма. Однако новый стиль имел и прямые источники влияния - непосредственно от античных мест в Италии, где велись археологические раскопки. В 1757 году в Неаполе вышел первый том (из восьми) знаменитого издания «Le antichita di Ercolano esposte», где описывались находки, сделанные в Геркулануме. Иллюстрации с античными мотивами орнамента, вроде пальметт, бус, лент, камей, львиных масок и т.д., непрерывно питали фантазию декораторов интерьеров и мебельщиков. Увиденные в Геркулануме цвета - красный, зеленый, синий и белый - также стали очень популярны в расписной мебели.

Джованни Батиста Пиранези опубликовал «Diverse Maniere d”Adornare i Cammini», где был дан самый пышный вариант неоклассицизма. Его рисунки служили авторитетным подспорьем для архитекторов не только в Риме, где их усовершенствовала и применила на практике команда, оформлявшая в то время ряд помещений в Ватикане, а также повсюду в Европе.

ТИПЫ И МАТЕРИАЛЫ МЕБЕЛИ.

Комоды имели прямоугольный корпус, в соответствии с нормами стиля Людовика XVI, но их ножки были отчетливо итальянскими - с резко сужающейся книзу, подчеркнуто треугольной формой и заглубленными шейками.

Шкафы, или armadios, местного производства делилась из древесины грецкого ореха, но более нарядные варианты получали роспись и позолоту.

Дизайн письменных столов находился под сильным влиянием французских стандартов. Секретер с откидной крышкой часто украшался инструкцией на классические мотивы, орнаментальные или фигуративные; секретер с косым верхом, хотя и похожий на английские образцы, также декорировался инкрустацией или сложной фанеровкой.

Столешницы были преимущественно мраморными, Pietra dura, или с классическим рисунком в технике scagliola. Иногда их изготавливали из римского мрамора или материала, который расписывали «под мрамор».

Многие итальянские стулья имели в качестве прототипа французский или английский дизайн, например типа fauteuil и стула с открытой планкой спинки. Однако еще продолжали выпускать скульптурные, троноподобные стулья. Главными признаками, отличавшими итальянские стулья от продукции остальной Европы, были контур спинки, обычно имевшей сильно выступающие криволинейные очертания, декоративная роспись, расширяющиеся подлокотники и пропорции, в целом обычно сильно преувеличенные. Рейки с декором из переплетающихся кругов и розетки в виде солнца с лучами также относятся к итальянским особенностям. Диваны либо имели сплошную обивку при открытой спинке и мягком сидение, либо были плетеными.

Местное дерево, вроде грецкого ореха, оливы, сосны, мебельщики использовали, но недостаток качественной древесины означал необходимость применять роспись, мотивы для которой брались из репертуара неоклассицизма.

МЕСТНЫЕ ВАРИАЦИИ.

В Турине мебель для королевских дворцов выпускал Джузеппе Мария Бонцаниго, ориентировавшийся на французские нормы 1770-х годов. Творчество Бонцаниго считается наиболее ярким достижением итальянского классицизма в сфере мебели; его изделия славятся высоким качеством резьбы.

В Риме выпускали мощную, чрезвычайно скульптурную мебель. Представитель римского классицизма, архитектор и мастер-мебельщик Джузеппе Валадьер реставрировал многие древние памятники Вечного города, а заодно создал мебель, включая столы с толстыми мраморными столешницами, золоченой окантовкой, фанеровкой и облицовкой.

Краснодеревщиками славилась Ломбардия, и один из самых талантливых ее мастеров считался Джузеппе Маджолини, украшавший свои изделия маркетри, геометрическим узором, резными медальонами и цветочными головками, а также инструкцией.

Венеция по-прежнему выпускала самые крупные, роскошные и дорогостоящие зеркала. Рамы стали прямоугольными, но резной декор в виде завитков сохранял верность стилю рококо. Здесь оставались популярными выпуклые формы, но появление мотивов классицизма в расписных изделиях свидетельствует о постепенном утверждении нового стиля.

Позолоченный пристенный стол. Этот стол в стиле Людовика XV, происхождением из Турина, выделяется своим резным и позолоченным фризом, на котором покоится полукруглая мраморная столешница. Он имеет сужающиеся к низу ножки, оплетенные резными фестонами. Приписывается мастеру Джузеппе Мария Бонцаниго. Около 1780 г.

Генуэзский комод. Этот комод принадлежит к парному комплекту, созданному для палаццо Салуццо по французским аналогам. Фигурной формы столешница повторяет очертания корпуса, имеющего два ящика. Четыре ножки - кабриоли также имеют роспись и позолоту. Около 1760 г.

ГРАН ТУР.

Путешествие по Европе позволяло погрузиться в искусство и культуру Греко-Римского мира и способствовало утверждению классических идеалов.

Предпринять путешествие по Европе еще в конце XVI века молодые английские аристократы и нетитулованные богачи считали совершенно необходимым для завершения классического образования. Такие путешествия примерно после 1670 года получили название Гран Тур, «большая поездка» - тогда в свет вышла во французском переводе книга Ричарда Лэссела «Путешествие, или Поездка через всю Италию».

ЗАДАЧИ ГРАН ТУРА.

«Все наши верования, все наши искусства, почти все, что возвышает нас над дикарями, пришло с побережья Средиземного моря». Так написал д-р Сэмюэл Джонсон, автор первого английского словаря, в объяснение того, почему образованные люди должны посетить Италию.

Путешественники прибывали в Италию через морские порты Геную, Ливорно или Чивитавеккья, либо по суше, двигаясь через Альпы к Турину. В зависимости от времени года, они посещали Флоренцию, Рим, Неаполь и Венецию. О Флоренции можно было познакомиться с коллекцией антиков, собранной членами семьи Медичи; Венеция манила своими карнавалами. Однако, ввиду необходимого изучения классической античности, что было целью большинства поездок под названием Гран Тур, главным центром притяжения был Рим, где было сосредоточенно наибольшее число античных объектов. Из Рима путешественники направлялись на юг к Неаполю, чтобы посетить древние города Помпеи и Геркуланум, подняться к кратеру Везувия и осмотреть остатки различных греческих колоний в так называемой Великой Греции.

Подобные поездки обходились не дешево, часто требуя также немало сил, но они давали возможность привилегированному туристу видеть воочию памятники Греко-римской античности, шедевры итальянского Возрождения и барокко. Картины и скульптуры также изучались, прежде всего, в частных собраниях, так как публичных музеев тогда еще почти не было.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ.

Молодые путешественники, следовавшие по маршруту Гран Тур, хорошо знали греческую и римскую литературу, их сопровождали учитель или наставник. Многочисленные представители высших классов Англии стали первыми, кто путешествовал ради удовольствия и просвещения, но прибывали туристы из других стран - немецких княжеств, Дании, Польши, России, Швеции и Америки. Туры наследных принцев освещались прессой, особенно римской газетой «Diari Ordinario».

Эти образованные туристы часто оказывали помощь многим влиятельным иностранцам, приезжавшим во Флоренцию, Рим, Венецию. Они выступали в роли гидов и агентов, сопровождая своих клиентов к достопримечательностям.

МАРШРУТ.

Гран тур давал также возможность приобретать антики, составляя коллекции древностей. Раскопки «новых» руин предпринимались не итальянцами, в частности англичанами, зачастую в надежде открыть предметы, которые можно увести домой. Благодатный итальянский климат, дешевизна жизни также привлекали путешественников: их туры порой затягивались до восьми лет.

Туристы путешествовали по Европе - пока еще без Греции, куда доступ иностранцам был закрыт, - и изучали, измеряли, зарисовывали образцы классической архитектуры. Многие принцы крови и аристократы нанимали художников, чтобы те документировали их продвижение по маршруту. Другие давали деньги профессионалам, как это произошло с Робертом Адамом, издавшим после своей поездки гравюры, основанные на их рисунках. Основанное в Лондоне в 1743 году Общество дилетантов (Society of Dilettanti) финансировало экспедиции, члены которых делали тщательные рисунки, и выпущенные по ним гравюры подогревали интерес к античным объектам, ибо для тех, кто не мог себе позволить путешествие, публикации позволяли знакомиться с миром классических образов у себя дома.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.

Папа Римский и другие итальянские правители одаривали своих высоких гостей подлинными антиками, а прочие туристы пробавлялись закупками сувениров массового производства, вроде ковров, небольших мозаик, гравюр Джованни Баттисты Пиранези с видами Рима.

Некоторые сувениры были столь масштабными, что итальянским мастерам приходилось устраиваться в резиденции заказчика-путешественника. Англичанин сер Френсис Дэшвуд попробовал воссоздать целиком римскую виллу, вместе с мозаичным полами. Туристы возвращались с кусками построек или скульптурами, знакомство с которыми приносило на родине немалую пользу профессионалам вроде Роберта Адама.

Подобные сувениры способствовали распространению классического идеала. Однако наибольшее влияние на классицистический дизайн оказали, видимо, романтически приподнятые образы античности, созданные Пиранези.

Пара французских табуретов. Знание классического дизайна, полученное во время Гран Тура, можно усмотреть в греческом орнаменте, украшающем каннелированные ножки этих парных французских табуретов.

Сувенир из мира классики. Это модель руин с Римского форума выполнена в сиенском мраморе. Копии руин были популярным сувениром вплоть до XIX века.

Парижский секретер. Этот secretaire a abattant, то есть с откидной крышкой, имеет панели с интарсиями, изображающими античные руины с фигурками, выделенными вставками из слоновой кости. Около 1775 г.

РУИНЫ ГЕРКУЛАНУМА.

Раскопки руин, обнаруженных на месте Древнеримского города Геркуланума в середине XVIII, оказали огромное воздействие на Европейский мебельный дизайн.

Геркуланум - это античный город у подножия Везувия в Неаполитанском заливе. В римскую эпоху Геркуланум вместе с соседним городом Помпеи был богатым городом с изысканными виллами. Однако в результате извержения Везувия в 79 году оба города были погребены под слоем вулканического пепла, законсервировавшего жителей и их дома в том состоянии, в каком они были застигнуты катастрофой - полностью сохранив архитектурную среду даже мебель. Геркуланум был обнаружен в 1709 году, но надлежащие раскопки начались только в 1738 году под эгидой короля Обеих Сицилий.

Археологические раскопки в Геркулануме оказали огромное воздействие на европейский дизайн и позволили глубже осознать тот мир, который открыли классические древности. На свет были извлечены предметы античной мебели, вроде стола-треножника с завершениями-копытами; невероятный резонанс получило открытие настенной живописи с изображением римской обстановки.

Римская фреска из Геркуланума. Изображены несколько образцов мебели, включая стол, треножник с имитацией ног животных и ложе, на котором восседают мужчина и женщина. 50 - 70-е годы нашей эры.

Пристенный стол в классическом стиле. Этот английский стол сделан в классическом стиле. Инкрустированная на итальянский манер, в виде геометрической четкой решетки, мраморная столешница покоится над резными гирляндами, листвой и медальоном с профилем римского императора. Сходящиеся к низу ножки украшены резьбой с пальметтами внутри лавровых венков. Около 1760 г.

 

 

 

 

^ Наверх