+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Мебель переходного стиля

 

 

Услуги / Страницы

 

Французская мебель, созданная между 1760 и 1775 годами, относится к переходному стилю, вбирающему в себя элементы, как рококо, так и классицизма.

Французская мебель переходного стиля отражает смену форм рококо неоклассическими формами. Отход от рококо начался во Франции в начале 1750-х годов. Хранитель королевского собрания рисунков Никола Кошен, пробывший два года в Италии, получил задание обновить интерьеры королевских замков, а по отношению к рококо он был настроен крайне негативно. В 1768 году Жан Франсуа де Неффрож опубликовал книгу по архитектуре, где ясно высказывался против рококо, и в том же году архитектор и рисовальщик Жан Шарль Делафосс выпустил том с рисунками мебели и орнаментов в формах переходного стиля.

СТИЛЬ - ГИБРИД.

«Переходные» вещи обычно содержат признаки обоих стилей - то есть Людовика XV и Людовика XVI. Первый из них, с диктатом криволинейных контуров, постепенно уступал место прямоугольным и конусовидным формам со сдержанным характером классицистического декора. Комоды переходного стиля чаще были прямоугольными по форме, нежели «серпантинами», но сохраняли короткие ножки-кабриоли, как и комоды стиля Людовика XV. Наиболее характерным примером переходного стиля можно считать комод с прямым фасадом. Отдельные его элементы сохраняли плавно набухающую, «серпантиновую» форму более раннего времени, но центральная часть, фасад, выступал вперед всей плоскостью. Стулья также утратили криволинейность очертаний, а ножки-кабриоли сменились прямыми каннелированными ножками.

Декор переходного стиля также сочетал в себе элементы и рококо, и классицизма. Некоторые мотивы восходили еще к стилю Людовика XIV, как-то: листья аканфа, бусы с катушкой, пальметты, львиные маски и трофеи. Цветочные мотивы господствовали в стиле Людовика XV, и их еще продолжали использовать в вещах переходного стиля. С утверждением норм классицизма более привычными стали мотивы древнегреческого меандра, переплетающихся завитков и геометрических, или паркетных, узоров.

ВИДНЫЕ КРАСНОДЕРЕВЩИКИ.

Краснодеревщик Луи Жозеф Лелорен обставил мебелью в греческом стиле парижскую ратушу, построенную Лаливом де Жюлли, чрезвычайно влиятельным человеком при французском дворе. Под влиянием мадам де Помпадур личный кабинет короля был полностью расставлен мебелью переходного стиля: 1760 году это были изделия Жанна Франсуа Эбена, а в 1769 - мебель мастера Жана Анри Ризенера.

Комод с паркетным узором и золоченой бронзой. Этот прямоугольный комод тюльпанного и лимонного дерева, с клеймом мастера Карлена (M. Carlin, maitre, 1766), имеет мраморную столешницу с профилированным краем и окантовку по угловым граням. Фризовый ящик прикрыт лентой из переплетающихся кругов - накладкой из позолоченной бронзы. Ниже два ящика декорированы непрерывным паркетным узором. Фартук в центре украшен ажурным картушем из золоченой бронзы, из нее же сделаны завершения ножек-кабриолей - сабо «листья и лапа». Около 1770 г.

СРАВНЕННИЕ И КОНТРАСТ.

Чтобы уяснить особенности переходного стиля, полезно сравнить образцы мебели в стилях Людовика XV и Людовика XVI. Первый является синонимом рококо и характеризуется использованием энергично скручивающегося завитков, раковин, цветочных мотивов, рокайля и асимметрии. Второй стиль, напротив, являет собой неоклассику, демонстрируя формы и мотивы, навеянные древнегреческой и римской архитектурой. В мебели стиля Людовика XV характеризуется изогнутыми формами, криволинейными очертаниями, в том числе ножек, называемых кабриолями, а термин «Людовик XVI» предполагает прямые линии, геометрические формы и профилированные ножки, сходящиеся книзу.

Для первого стиля типичны светлые тона с акцентами, вносимыми позолотой; для фанеровки используются экзотические, богатые оттенками породы дерева, например, королевское. Популярны были лаковая живопись, имитация японской, а так же накладки с золоченой бронзой. В мебели стиля Людовика XVI подчеркивается текстура древесины, например, красного дерева, ради выявления его декоративных эффектов, а накладки из золоченой бронзы уступаю мест резным деталям.

Комод в стиле Людовика XV. Этот комод из королевского и тюльпанного дерева, с паркетной фанеровкой, имеет форму bombe. Мраморная столешница повторяет изгиб фасада, имеющего внизу два широких ящика и вверху два узких. Под накладками в форме С-образных завитков с листьями, фанеровка сделана косыми полосами, образуя форму картуша. Ручки ящиков отлиты в виде лиственных завитков.

Кресло в стиле Людовика XV. В этом кресле изгибающиеся очертания спинки напоминают картуш; сиденье впереди также имеет изгиб. Подлокотники имеют подушечки. Точеная рама С-образных контуров декорирована резьбой с цветочными чашечками.

Провинциальный комод в стиле Людовика XVI. Столешница этого прямоугольного деревянного комода имеет выступ с архитектурным обломом на переходе к корпусу. Все четыре широких ящика украшены классической резьбой с гирляндами из драпировок, бантами из лент в центре и патерами по краям. Короткие квадратные в сечении ножки сужаются к низу. Около 1780 г.

Кресло Fauteuil в стиле Людовика XVI. Это расписное кресло имеет спинку - медальон с резной верхней рейкой. Планка сиденья декорирована узором из витрувианских завитков. Ножки внизу имеют канелюры. Около 1785 г.

 

 

 

 

^ Наверх