+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Английские книги образцов

 

 

Услуги / Страницы

 

Тем, кто жил и трудился далеко от Лондона, издания с образцами мебели помогли знакомиться с лучшими порождениями столичного вкуса.

Книги образцов ускоряли распространение новой моды в мебельном дизайне. В наше понимание георгианской мебели почти целиком основано на рисунках, иллюстрирующих ее в книгах образцов. Долголетие профессиональной репутации «золотого трио» - Томаса Чиппендейла, Томаса Шератона и Джорджа Хепплуайта - зиждется больше на опубликованных ими книгах, чем на творениях их рук. Книги образцов выпускались по ряду соображений: познакомить с новой модой, принять участие в оценке роботы, произвести впечатление на богатых заказчиков, и, разумеется, привлечь внимание новых клиентов. Лондонские краснодеревщики Уильям Инс и Джон Мэйхью, издавшие в 1759 - 1762 годах «Универсальную систему домашней мебели» даже перевели эти тома на французский, что бы охватить емкий рынок по ту сторону Ла-Манша.

Некоторые из образцов, приводимых в подобных изданиях уже существовали, например, изделие Роберта и Джеймса Адамов или работы Чиппендейла, Инса Мэйхью. Многие рисунки не предполагали рабского копирования - скорее они служили общим руководством для других изготовителей мебели. На таблице «Французские стулья», приведенной справа, стул можно было делать и как кресло, с подлокотником, и как пристенный стул, а Чиппендейл давал различные варианты для решения ножек.

Остальные мастера воодушевлялись возможностью самостоятельно воссоздавать вещи, служившие прототипами этих рисунков. Некоторые публикации включали чертежи, сделанные в масштабной сетке. Большинство уже содержали указания высоты и инструкции по допустимым ее корректировкам, ибо эти изменения зависели от размера комнаты, для которой предназначалась мебель.

Выпущенные Томасом Шератоном два тома «The Cabinet Dictionary» (1803) убеждали, что нечего не могло помешать выполнению данных им инструкций. Книга включала перспективные чертежи, размеры, указания породы дерева или марку используемой краски, описание типов мебели и даже советы насчет того, куда поставить тот или иной предмет.

Любопытный факт: не смотря на невероятную известность, нет вещей, которые можно было бы с абсолютной уверенностью приписать Джорджу Хепплуайту. Своей славой он целиком обязан опубликованным им работам, и знаменитым он стал уже после смерти благодаря вышедшему в 1788 году изданию «The Cabinet Maker and Upholsterer,s Guide». Книга предназначалась для изготовителей мебели и для заказчиков. Хепплуайт был большим ценителем стиля Адама, и не в последнюю очередь благодаря как раз его публикациям творчество Адама остается хорошо известным и сегодня.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КНИГ ОБРАЗЦОВ.

До 1715 года было напечатано совсем немного рисунков английской мебели. Публикации Даниэля Маро, впервые появившиеся в 1702 году в Англии, хорошо знали и использовали, поскольку они давали много идей по всем направлением декоративного искусства, включая решение интерьеров и обстановки. Английские рисунки с образцами мебели так же впервые увидели свет в публикациях по архитектуре: рисунки с каминами, столами для простенков и рамами для зеркал было привычно встретить в архитектурном окружении. В 1735 году вышел Акт охраны авторского права для граверов, защищавший рисовальщиков от копирования их робот конкурентами.

С 1740 года каждый год появлялись два или три издания с образцами мебели и так продолжалось до конца столетия. В 1754 году вышла книга Томаса Чиппендейла «Руководство для джентльменов и краснодеревщиков», где внимание было сконцентрировано именно на мебели, и это задавало стандарт для последующих книг образцов, опубликованных начинах с 1760-х годов. Книга помогала также последующим поколениям уяснить специфику марки Чиппендейла; тоже можно сказать о более позднем издании, подготовленном Шератоном.

Бюро-кабинет из красного дерева. Подобные предметы выполнялись из двух частей; в верхней секции находились книжные полки, прикрытые дверцами или стеклянными створками; в нижней секции под откидной крышкой фасада с письменной доской, были ящики или полка для белья. Первоначально предполагалось, что оно будут стоять в спальнях, но в течении XVIII столетия они переместились и в другие части дома. В американских колониях такой дорогой предмет мебели мог стоять только в самой большой комнате.

Французские стулья, «The Gentleman& Cabinet-Makers Director». Таблица XX. Чтобы показать возможные интерпретации своих изделий, Чиппендейл взял мягкий стул. Его можно было сделать с боковинами-подлокотниками или без таковых, то есть сделать креслом или пристенным стулом. Завершения ножек могли иметь форму завитка или же быть разделены натрое; характер резьбы можно было приспособить к навыкам краснодеревщика и вкусам заказчика.

Резной пристенный стул Чиппендейл из вишневого дерева. Этот стул из Филадельфии имеет почти прямые каннелированные боковые стойки и изогнутую верхнюю рейку с резным орнаментальным мотивом в центре, над резной ажурной средней планкой спинки. Квадратное, заглубленное и чуть сужающееся сиденье на передней рейке в центре украшено резной стилизованной раковиной. Передние ножки-кабриоли с эффектной резьбой имеют завершения «лапа и шар». В основу дизайна положен рисунок из книги образцов, где предложена интерпретация, типичная для стиля рококо. Около 1770 г.

ЛОНДОНСКИЙ ПРЕЙСКУРАНТ ТОМАСА ШИРЕРА.

Авторитетная книга образцов, опубликованная в 1788 году Лондонским краснодеревщиком Томасом Ширером, знакомила с идеями самого Ширера и Джорджа Хепплуайта.

Книга «Лондонский прейскурант краснодеревщиков » (The Cabinet Maker,s London Book of Prices) была практически пособием по торговли, где приводились перечни цен, помогавшие высчитать стоимость роботы. Ее компилировали для Лондонского общества краснодеревщиков подмастерья, работавшие в Лондоне и в Вестминстере, и первоначально она была задумана не как книга образцов, а как ценовой ориентир.

Первое издание включало только 20 таблиц, но имело подробный текст и указатель типов мебели. Мебель для сидения, зеркала, мягкие кровати не приводились, поскольку их производили не краснодеревщики, а особые специалисты-столяры. Лишь в издании 1793 года, сильно расширенном, были приведены все критерии расчета стоимости для всех типов мебели. Свыше 250 страниц просвещали во всех деталях ценообразования. Было напечатано приблизительно 1000 экземпляров, и большинство использовались в мастерских, сохранив актуальность и в первое десятилетие XIX века.

Расчет стоимости изделия, особенно с точки зрения подмастерья, был не простым делом. Подмастерьем, или квалифицированным наемным работником, выплачивалось либо жалование за день, либо «с изделия». Стоимость дерева и материалов обычно брал на себя мастер, но все побочные расходы вычитались из сумм, причитавшихся подмастерьям. Свои расчеты они докладывали мастеру, и эта книга должна была свести к минимуму взаимные обиды. «The London Book of Prices» дает нам полную картину всего репертуара георгианской мебели.

Комод Томаса Ширера. «The cabinet maker,s London book of Prices». Таблица 17. Рисунок этого комода с фасадом изогнутой, или «серпантиновой» формы использован для создания образца, представленного слева. Комод стоит на канелированных ножках-скобках. Выступ столешницы оформлен как архитектурный облом.

Английский комод. Этот комод сделан по рисунку, приведенному в книге Ширера (вверху). Геометрический узор на столешнице, вероятно, существенно увеличивал стоимость изделия. Около 1790 г.

 

 

 

 

^ Наверх