+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Густавианский стиль

 

 

Услуги / Страницы

 

В Швеции, как и в Великобритании, последние 40 лет XVIII столетия стали золотым веком дизайна и началом формирования характерно шведского стиля в мебели. Термин «густавианский» используется для описания шведского неоклассического стиля, и относится к периоду между 1755 и 1810 годами.

ГУСТАВ III.

Крупнейшим представителем шведского классицизма был сам король Густав III.

Прежде чем получить корону в 1771 году он жил в Версале, где усвоил вкус к французскому неоклассическому стилю. По возвращению в Швецию для изготовления мебели он пригласил туда французских краснодеревщиков. Когда у него иссякли деньги, чтобы им платить, он вернул их на родину, но мебель оставил себе. Ее копировали местные мастера, но в менее изысканном варианте, который и получил название «густавианского».

В более ранних изделиях часто использовался грецкий орех; позже мебель обычно делали из местных пород, вроде сосны и березы, и чаще расписной, нежели позолоченной, поскольку это было дешевле, а Швеция в ту пору, в отличие от Франции, не относилась к числу богатых стран.

Энтузиазм короля в отношении классицизма навел его на мысль внедрить стиль в облик родового гнезда, Грипсхолм Касл. Зал для официальных приемов, или Большой кабинет, был пышно декорирован именно в этом стиле.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН.

Наиболее предпочтительными стилевыми решениями в ту пору шведского классицизма стали элегантные, в светлом колорите, интерпретации стиля короля Людовика XVI. Большие залы для официальных мероприятий украшались такими архитектурными деталями, как пилястры и колонны.

В этих комнатах самым важным предметом была горка с фаянсом. В помещениях побольше пара горок в неоклассическом стиле, с ярко расписанными фаянсовыми плитками экономила место, обычно занимаемое парными пристенными столами.

Шведские краснодеревщики украшали мебель узорчатой фанеровкой и лентами из красного дерева и прочих тропических пород, вроде королевского дерева или эбенового, придавших изысканность изделиям. Накладки никогда не производили впечатления чего-то чрезмерного: их скромно применяли на торцах корпусной мебели и в качестве завершений ножек. Замысловатые узоры маркетри с типично классицистическими мотивами вроде погребальных урн в некоторых образцах густавианской мебели отражали влияние британской моды.

МОДНЫЕ ДОМА.

Мебель создавалась как часть целостного интерьера, составляющими которого были также покрытия стен и пола. Самыми модными напольными покрытиями считались изделия ковровой фабрики Людовика XV, Savonnerie. Однако часто полы оставались не покрытыми, а узор паркета напоминал маркетри.

Мягкая мебель обтягивалась красным, синим или серым дамастом, соответствовавшим обивке стен. Стулья имели овальные или квадратные спинки и ножки с профилировкой и каннелюрами. Типичными порождениями густавианского стиля, долго сохранявшими популярность, были кушетки и badkarsoffas, что переводится как «диваны-корыта».

СКАНДИНАВСКИЙ СТИЛЬ.

В более поздние времена шведский мебельный дизайн стал строже. Примером провинциальной мебели является двухсекционный прямоугольный кабинет.

Образы густавианского стиля обнаруживают явное влияние европейских стилей мебели, особенного французского. Тем не менее, шведские мебельщики сумели интерпретировать стиль таким образом, что он мгновенно узнается как скандинавский.

Большой кабинет в Грипсхолм Касл. Комнату украшают тяжелые гирлянды из лавра и панели. Обстановка включает стулья и скамьи из позолоченного дерева.

Подсобный столик. Столешница этого неоклассического стола из атласного дерева декорирована мрамором разных цветов. Фриз украшен маркетри из гирлянд и имеет один единственный ящик. На ножках сделана интарсия эбеновым деревом, имитирующая канелюры классических колонн. Дизайн стола принадлежит Джорджу Хаупту; функционально мог использоваться и как кофейный столик. 1769 г.

Густавианское кресло. Средняя рейка этого расписного и позолоченного стула образует рисунок из переплетающихся букв «GS», что означает Густав III. Мягкое сиденье возвышается над фризом и резным фартуком с позолоченной листвой. Около 1780 г.

Густавианские кресла. Эти кресла с белой окраской и позолотой имеют мягкие спинки квадратной формы и сиденья, близкие к квадрату. Далеко выступающие подлокотники снабжены мягкими подушечками. Планка сиденья украшена на каждом из углов позолоченными розетками; каннелированные ножки сужаются книзу. Эти кресла типичны для густавианской мебели того времени, в которой раскраска и обивка выполнены в бледных тонах, здесь - в бледно-розовом. Тем не менее, они считаются провинциальными образцами стиля. Около 1790 г.

Густавианская кушетка. Эта расписная кушетка сделана, вероятно, из сосны; она имеет глубокие, с мягкой обивкой торцы и спинку. Каждая из боковых частей увенчана аркообразной рейкой с завитками, мотиву резной листвы вторят стойки. Местонахождение ножек на рейке сиденья отмечено розетками, промежутки покрыты резьбой с цветочными мотивами. Ножки частично каннелированные и сужены книзу. Первоначальная обивка в XX веке была заменена тканью с более строгими классицистическими мотивами. Около 1780 г.

ГЕОРГ ХАУПТ.

Главный мебельщик королевской семьи стал самым крупным представителем стиля Классицизм в Швеции.

Георг Хаупт был сыном краснодеревщика и, прежде чем его нашла слава в Швеции, успел поработать в Амстердаме, Лондоне и Париже. Около 1768 года он вернулся в Швецию, где вскоре стал известен своими работами, и в 1769 году получил должность главного краснодеревщика короля Адольфа Фредерика.

Большинство из его мебельных проектов ориентированы на французский стиль, включая комоды, ночные подставки и секретеры. Хаупт особенно славился использованием экзотических тропических пород для фанеровки. Считается, что он первым после периода рококо стал применять для фанеровки березу.

Подобно французским рисовальщикам маркетри, Хаупт использовал геометрические формулы: узор из пересекающихся линий с квадрифолиями в центре. В его мебели часто присутствуют накладки из золоченой бронзы, всегда подчиненные общему замыслу. Его шедевром стал письменный стол, переданный королем Адольфом Фредериком королеве Луизе Ульрике.

Фрагмент декора.

Комод из парного комплекта. Корпус комода, покоящийся на ножках-кабриолях, вверху имеет мраморную крышку. Торцовые панели декорированы интарсией в виде вазы. Около 1775 г.

 

 

 

 

^ Наверх