Скандинавия - вторая половина XVIII ВЕКА
Начало классицизма в странах Скандинавии совпало с первым появлением узнаваемо национальных стилей. Первоначально большинство производимых там предметов мебели были прямой имитацией британского или французского дизайна. Но в конце XVIII века пошла в ход местная древесина более светлых по тону пород, став заменой красному дереву отчасти из соображений экономии, отчасти в силу распространения моды скорее на крашеную мебель, чем на позолоченную.
ДАНИЯ.
Столовая во дворце А.Г.Мольтке в Амалиенбурге, одном из самых изысканных особняков Копенгагена, была оформлена в 1757 году в стиле классицизма французом Никола Анри Жарденом. Это стало одним из ранних внедрений неоклассического стиля на скандинавскую почву, и подобное, почти рабское, следование французской моде было типичным для датчан и их соседей.
Не меньшее значение имели также книги образцов английских мастеров, вроде Хепплуайта и Шератона. Особенно часто на них ориентировались в рисунке буфетов, сделав выбор в пользу более простой английской фанеровки, а не сложных геометрических узоров, которые были характерны для континентальных мастеров, вместе с мраморными плитами в качестве столешниц. Стулья часто имели среднюю планку, форма которой была прямо заимствована из английского классицизма. Как и в остальной Европе, красное дерево стало предпочтительным материалом для стульев и корпусной мебели.
НОРВЕГИЯ.
Вплоть до исхода наполеоновских войн, в 1814 году. Норвегия была в административном подчинении Копенгагена. Дания, как лидер в этом союзе, экспортировала в Норвегию много промышленных товаров, включая мебель.
Классицистический дизайн впервые появился там, в 1770-е годы, почти одновременно с его распространением в Дании. Многие из богатых норвежских семейств были тесно связаны с Британией, и их дома украшала привозная английская мебель, преимущественно в позднегеоргианском стиле, образцы которого копировали местные краснодеревщики. Наряду с красным деревом норвежские мастера начали использовать березу - очень светлую. Характерно скандинавскую породу, которая особенно типична для традиционной мебели.
ШВЕЦИЯ.
«Виновником» утверждения классицизма в Швеции был король Густава III. Он находился во Франции, когда получили известие о кончине отца. Прежде чем вернуться домой, наследник завершил свой визит в Версаль, так что в Швецию он вернулся убежденным сторонником неоклассического стиля, увиденного и усвоенного им при французском дворе. Георг Хаупт, работавший во Франции и Англии, стал ключевой фигурой в развитии шведского классицизма и долго оставался главным придворным краснодеревщиком.
Корпусная мебель, появившаяся в это время тяготела к прямоугольным формам при суживающихся книзу ножках. Сундуки имели скошенные торцы или полуколонны по граням, а часто также и каннелированные латунные накладки и «петушиные гребешки» по типу немецких комодов. Взамен позолоты мебель нередко окрашивали в бледные тона. Английское влияние улавливается в усвоении таких форм, как чайный столик и стул с резной средней планкой, а также в отделке полированным красным деревом, которое вошло в моду к 1790 году.
ФИНЛЯНДИЯ.
Пребывая в отсталом состоянии вплоть до получения в 1809 году статуса независимого территориального образования в составе Российской империи, Финляндия медленно усваивала формы классицизма, который в то время победно шествовал по всем европейским станам. Примерно до 1770 года финские краснодеревщики, чтобы получить звание мастера, все еще выпускали кабинеты в пышных формах рококо, представляя их на суд гильдийных мастеров.
Подлинный расцвет классицизм получил в Финляндии уже в XIX веке благодаря деятельности Карла Людвига Энгеля, усвоившего этот стиль в России. Но в некоторых аспектах финская мебель конца XVIII века кое-что заимствовала от более модных европейских образов. В последние годы XVIII века финны начали использовать фанеровку из дуба, грецкого ореха и, наконец, красного дерева.
Датский угловой кабинет. Этот угловой кабинет из красного дерева состоит из двух секций и декорирован классическими мотивами. Верхняя секция имеет каннелированный фронтон, выступающий над фризом с дентикулами и греческим меандром. Филенчатые створки выделены по сторонам и посередине каннелированными полуколоннами с розетками в центре. За дверцами обнаруживается интерьер с полками. Нижняя секция имеет фризовый ящик дугообразной формы с рифленой поверхностью, ниже находятся еще три ящика. Около 1780 - 1790 г.
Датский комод. Прямоугольная столешница этого комода из красного дерева имеет выступающий край, решенный как архитектурный облом. Три ящика фланкированы каннелированными трехчетвертными колоннами. Корпус покоится на фигурных ножках-скобках. Около 1790 г.