+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Неоготика

 

 

Услуги / Страницы

 

Дизайн в средневековом готическом стиле, возрожденный в XVIII веке, стал популярен в 1750-е годы. Этот стиль сосуществовал с классицизмом и никогда не занимал лидирующих позиций. Возрождение готики первоначально было чисто английским явлением, однако к исходу столетия новые постройки в неоготическом стиле появились также во Франции и Германии.

В 1742 году английский архитектор Бэтти Ленгли опубликовал книгу «Улучшенная готическая архитектура» (Gothic Architecture Improved) - авторитетное издание, включавшее подборку рисунков по архитектуре и решению интерьеров. Он опубликовал также и рисунки мебели. Его книга не отличается исторической точностью, но подчеркивает визуальный, эмоциональный аспект готики по отношению к более формализованному классицистическому дизайну.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СТИЛЯ.

Как и в случае с классицизмом, готическая мебель зиждется на идее, а не на конкретных образцах, и рисунки, опубликованные Ленгли, Уильямом Кентом, Мэтью Дарли, Томасом Чиппендейлом и другими, являлись романтизированным истолкованием средневекового готического дизайна. Книга Дарли «Новая книга о китайских, готических и современных стульях» (A New Book of Chinese, Gothic and Modern Chairs, 1750 - 1751) и «Director» Томаса Чиппендейла включали разделы по готической мебели XVIII века. Изделиями в готическом вкусе прославился и Сэндерсон Миллер.

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ.

Мебель в неоготическом стиле была украшена элементами, воспроизводившими мотивы средневековой архитектуры. Сюда входили ажурные детали, узоры из пересекающихся линий, арки и сложной формы колонны - элементы из арсенала церковной литературы XII - XIII веков.

Особенно подходящей к стилю готики считалась мебель для библиотеки. Стол красного дерева, сделанный для библиотеки Помфрит Касл в Лондоне, украшен на торцах резьбой в виде окна-розы и готическими колоннами, фланкирующими арочную выемку для колен.

Очень популярен был виндзорский готический стул. У него была спинка из трех ажурных планок, где резьба напоминала характерную кладку окон, без применения обычных виндзорских «веретен»; иногда выгибающаяся спинка была оформлена как стрельчатая арка. Под изогнутой стойкой подлокотника находился еще один ряд ажурных планок поменьше. Некоторые из самых изысканных образцов таких стульев поначалу делались из тиса, хотя популярны были и дуб, береза, вяз. Виндзорские стулья редко изготавливали только из одного вида дерева, поскольку элементы сложной формы требовали древесины разной твердости.

Готическая мебель сохраняла притягательность до конца XVIII века. Роберт Адам делал кресла, вдохновившись обликом коронационного кресла из Вестминстерского аббатства.

СТРОБЕРИ ХИЛЛ.

Орас Уолпол, влиятельный писатель автор «готического» романа «Замок Отранто» (The Castle of Otranto), имел загородный дом недалеко от Лондона - Строберри Хилл, спроектированный и оформленный в готическом стиле. Галерея была перекрыта веерными сводами; зеркала, помещенные между сводами, создавали сложный пространственный образ. В библиотеке, окна были с трех-лепестковым завершением, а одно - трехчастным, арочным; интерьер дополняли массивные книжные полки, декорированные краббами, пинаклями, арками и ажурной резьбой.

Английский сундук. Этот редкостный позолоченный и расписной дубовый сундук выполнен в духе средневековых расписных сундуков времен готики. Однако у него нет опоясывающих железных полос, которые в Средние века использовали для укрепления конструкции. Крышка сундука плоская, а панели на торцах и фасаде украшены позолоченной скульптурной резьбой в готическом стиле, с фигурками внутри арок и другим характерным декором. В эту композицию включен и гербовой щиток вокруг замочной скважины. Сундук опирается на ножки-скобки. Середина XVIII века.

Часы в высоком корпусе. Эти стандартные часы в корпусе-башенке из дуба и красного дерева украшены готическими мотивами. Дверца оформлена стрельчатыми и килевидной арками и фланкирована колоннами с валиками. 1770 г.

Английский стул. Этот стул красного дерева является стулом для музыкальных занятий. Высота круглого сиденья регулируется. Ножки похожи на колонны с валиками. Спинка решена в виде трех сквозных стрельчатых арок. Около 1800 г.

Английский книжный шкаф. Это сооружение красного дерева украшено мотивами, принадлежащим готике, шинуазри и классицизму. Ажурное навершие включает решетчатый узор в духе шинуазри, пинакли справа и слева, в центре - разорванный фронтон с завитками «лебединая шея». Застекленные двери оформлены как ажурный переплет пересекающегося и филенчатого типов. Около 1765 г.

ГОТИЧЕСКИЙ ЧИППЕНДЕЙЛ.

В своей книге «The Gentleman’s & Cabinet - Maker Director» Томас Чиппендейл приложил готический дизайн к мебели того времени.

Чиппендейл был первым дизайнером, применившим термин «готика» в отношении к мебели, а его рисунки стульев и шкафов в неоготическом стиле были особенно популярны. Спинки его «готических» стульев заимствованы из элементов церковной архитектуры. Он комбинировал декоративные мотивы, вроде пинаклей, аркад и арок - ланцетовидных, пересекающихся, килевидных с ажурным заполнением. Эти детали легко сочетаются с рокайльными мотивами, вроде раковин, которые в тот период еще были в ходу. Колоны с валиками по стволу часто служили приемом оформления ножек стульев для храмовых интерьеров, хотя рисунки Чиппендейла свидетельствуют, что для «готических» стульев могли использоваться и другие формы ножек.

Во времена Чиппендейла, когда появились его готические рисунки, стали популярны увеселительные заведения, которые было модно строить в пейзажном окружении.

Кресло для холла, табл. XVII, «The Gentleman & Cabinet - Maker,s Director». Этот проект - один из нескольких видов, применявшихся для прихожих или комнат-беседок. 1762 г.

 

 

 

 

^ Наверх