+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Южная Африка - Вторая половина XVIII ВЕКА 1700 - 1760 г.

 

 

Услуги / Страницы

 

Кейптаун был заложен купцами голландской Восточно-Индийской компании в 1652 году как промежуточный пункт между Амстердамом и Индией. Однако лишь к концу XVIII века число поселенцев в этом городе на южной оконечности африканского материка достигло трех тысяч, и там появилась необходимость в собственных ремесленниках.

К концу столетия поселенцы основали и другие городки, помимо Кейптауна. Самые зажиточные фермеры строили дома с фронтонами в кейпголландском стиле. Незначительная прослойка богатых поселенцев считала престижным иметь европейскую мебель, и к 1770 - 1780-м годам ее в большом количестве завезли и из Англии, и из Нидерландов.

Первые образцы мебели, сделанной собственно на юге Африке, показывают влияние голландского, французского и английского дизайна; стиль голландского барокко процветал в XVIII веке, а классицизм в основном присутствовал только в приемах декора.

ПАТРИЦИИ И СЕЛЯНЕ.

В выпускавшей мебели к тому времени существовало четкое разделение между «патрицианской» и «сельской» мебелью. Первая представляет собой высококачественные образцы, предназначавшиеся для купеческой прослойки, главным образом в Кейптауне и ближайших окрестностях. В дизайне они ориентированы на образцы французских и английских краснодеревщиков и, пусть даже сделанные из простой древесины, в окончательном оформлении включают экзотические породы, привезенные с Востока. «Сельская» мебель обнаруживает попытки подражания изделиям этого типа, но она изначально ограничена использованием только местной древесины.

Удаленность Южной Африки означала неизбежное запаздывание в освоении технических навыков, уже применявшихся европейскими краснодеревщиками. Отсюда следовало, что до конца столетия в мебели не могло появиться изощренной фанеровки или маркетри, а соединения типа «паз» и «шип» здесь использовались редко.

ТИПЫ МЕБЕЛИ.

К концу XVIII века барочный буфет с плоским веером был вытеснен массивным кабинетом. Такие кабинеты обычно имели изогнутый карниз, корпус тоже был «серпантиновой» формы или bombe, но они были прямые, ножки с завершениями «шар» или «лапа и шар». Кабинет был одним из наиболее отличительных изделий кейптаунской мебели, и его облик сильно отличался от классицистических европейских аналогов того времени.

Были популярны также стройные конторки с фронтальной доской для письма, закрепленной на подставке как «столы для библий». Угловые буфеты в целом были вариантом французского «encoignure». К концу столетия получил распространение комод в английском стиле: его снабжали щедрой фанеровкой привозными породами, вроде атласного или эбенового дерева. Желтое дерево использовалось как основной материал для корпуса, и нередко оно создавало выразительные цветовые контрасты.

Столы делались с ножками-кабриолями, и с ножками, профилированными в виде спиралей. К концу столетия раздвижные ножки раскладных столов с прямоугольными или овальными столешницами делались с сужением книзу.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ.

Стулья, кресла, скамьи - весь этот ряд мебели находился под сильным влиянием европейской моды, особенно английской, иногда с комбинированием разных стилистических признаков в одном изделии. Стулья эбенового дерева с плетеными сиденьями, в чем сказывалось влияние дальневосточных колоний - изготавливались, прежде всего, для богатых обитателей Кейптауна или для церквей. Плетенка применялась и для кушеток. Стулья с двумя рейками по среднику спинки и ножками в виде профилированных балясин спереди и прямых стоек сзади оставались популярными до 1780-х годов. Английские стулья в стиле королевы Анны, с цельными средниками спинками и ножками-кабриолями, делались до конца XVIII века. Угловые стулья выпускались долгое время спустя после того, как они вышли из моды в Европе. Популярность спинок в виде щита на стульях и скамьях была связана с возросшим влиянием английского дизайна после 1795 года, когда Великобритания приобрела контроль над Кейптауном.

Кабинет желтого дерева. В этом кабинете раму корпуса с тяжелыми выступами образует основной материал, желтое дерево. Фигурный карниз в центре украшен блоком с резным аканфовым листом. В верхней секции средняя стойка украшена инкрустированным орнаментом шеврон, обвязки на дверцах имеют серпантиновый контур. Высота ящиков увеличивается к низу, основание имеет облом каблучок. Общий облик определяется доминирующим влиянием мебели голландского барокко. Около 1785 г.

Пристенный стул. Этот стул желтого дерева создан под влиянием английских стульев в стиле королевы Анны с их простой резной поперечной планкой, цельным средником в виде вазона, сиденьем с фигурным фартуком, ножками-кабриолями. Однако он отличается от них размерами. Около 1750 г.

КЕЙП ЧИППЕНДЕЙЛ.

Широкий успех книги Чиппендейла «Director» оказал влияние и на ряд - пусть небольшой - Южноафриканских мастеров.

В Южной Африке есть свидетельства истолкований тех вариантов мебели, которые были предложены Томасом Чиппендейлом. К ним относятся скамья-диван со спинкой-лесенкой, некоторые стулья и деревянная скамья на четверых, а также стол с мраморной столешницей. Рисунки Чиппендейла с образцами в готическом и китайском стилях в кейптаунском регионе вдохновили, по крайне мере, одного краснодеревщика. Хотя происхождение таких вещей не всегда известно, все они предназначались для домов богатых клиентов.

Похоже, что экземпляры книги Чиппендейла «The Gentleman’s and Cabinet - Maker’s Director» находили путь на юг Африки в багаже иммигрантов-ремесленников и купцов, следивших за модой, и этот процесс там шел активнее, чем в Америке. Возможно, и сами образцы чиппендейловской мебели поступали в Кейптаун из Англии в период 1770 - 1780-х годов, и их последовательно копировали местные ремесленники. Не исключено, что клиент, привезший такие образцы с собой, мог заказать и другие предметы в том же стиле, например стул или стол, чтобы комната была обставлена одинаковой мебелью. 

Приставной стол тикового дерева. У этого стола мраморная столешница, вероятно привезенная из Европы. Простой фриз выделен валиком, и в центре украшен, обвивающимися C-образными завитками и скобками между скошенными ножками и фризом. Около 1775 г.

 

 

 

 

^ Наверх