+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СТИЛЬ ШИНУАЗРИ

 

 

Услуги / Страницы

 

С начала XVII века европейцы находились под обаянием редких экзотических предметов из Китая и Японии. Изысканные шелковые ткани, фарфор и лаковые изделия, привозимые купцами Восточно-Индийской компании, сформировали спрос на азиатский дизайн. Невероятная дороговизна этих импортных вещей стала толчком к созданию их имитаций европейскими рисовальщиками и воплощавших их рисунки мастерами. Стиль получил название шинуазри, от французского chinois - «китайский».

Мода и романтическая увлеченность дальневосточной культурой обусловили соединение причудливых, экзотических мотивов с дорогостоящими материалами. Интерьеры, особенно спальни и гостиные, целиком декорировались фантастическими пейзажами с отвесными скалами, золотистыми ивами, утонченными пагодами, драконами, фигурками китайцев и диковинными птицами.

ВОСТОЧНЫЙ ДЕКОР.

Мода на интерьеры шинуазри достигла пика между 1750 и 1765 годами, сомкнувшись со стилистикой рококо, отличающейся схожей фривольностью и любовью к асимметрии. Однако стиль шинуазри держался дольше, захватив XIX век. Обстановка часто включала и подлинные китайские предметы, которые уже с середины XVII века стали поставлять на западный рынок - лаковые ширмы или фарфор.

В 1765 году Томас Чиппендейл выполнил проект нового оформления парадной спальни в государственной резиденции Ностелл Прайэри в Йоркшире в китайском стиле. Он создал мебельный гарнитур с зеленым лаком, декорированный китайскими пейзажами и фигурами, а также зеркальной рамой, изобразив мифическую птицу хо-хо и китайскую пагоду.

Настоящий китайский лак был европейцам недоступен: его хотя и привозили, но при транспортировке он портился, так что мебельщики воссоздавали технику иными способами. Европейская мебель того времени, сделанная в китайском стиле, часто «японизировалась». Широко известная книга Джона Стокера и Джорджа Паркера «Трактат по японизму» («A Treatise of Japanning, 1688») содержала конкретные советы по лаковой технике и рисунки шинуазри, которые широко копировались в то время.

ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ.

В 1750-е годы изделия в китайском стиле начали приобретать новые и еще более экзотические формы декора. Такие дизайнеры, как Томас Чиппендейл, Инс, Мэйхью публиковали рисунки для «китайской» мебели, включая стулья с ажурными решетчатыми спинками и поперечными планками в форме пагод. Мотив пересекающихся палок постоянно появляется в образцах мебели, приводимых в чиппендейловском «Director»: на спинках стульев, проножках, дверцах книжных шкафов, кроватных досках и каминных аксессуарах. В основе некоторых из этих элементов лежат мотивы подлинно восточной мебели, но в отличии от предназначенных европейцам китайских изделий эта продукция составляла часть европейской идеи - шинуазри XVIII века. По мере усиления торговых контактов с Дальним Востоком рисунки становились более точными. Популярность шинуазри сохранялась и в конце XVIII века и в XIX столетии, но пик интереса к подобной стилистике пришелся, все же, на середину XVIII века. Многие предметы мебели украшались тогда декоративными панелями; полностью лаковые или японизированные образцы классицизма встречаются редко.

Главным цветом английских лаковых изделий были черный, красный, желтый, зеленый, коричневый, цвет черепахового панциря и гораздо реже синий. Хотя «китайщина» была в большой моде, изделия европейского происхождения обычно декорировались в расчете на европейские вкусы. Мастера скорее вдохновлялись иноземными мотивами, китайскими или японскими, нежели копировали их. Учитывая стилевые различия, легко различить оригинальные произведения восточной мебели XVIII столетия и европейские интерпретации лаковых изделий и шинуазри.

Лаковый комод – bombe. Этот европейский лаковый комод с позолотой содержит три ящика. Верх сделан из дерева, а не мрамора; ручки и гербовые щитки выполнены в стиле рококо. Края корпуса декорированы рельефной резьбой, ножки имеют завершения в виде подков. Около 1760 г.

Кабинет. Этот кабинет в стиле Георга III украшен в духе шинуазри фигурками людей и животных. На дверцах и замках имеются навесные петли из позолоченного метала. Внутри кабинета устроены десять небольших ящиков. Подставка сделана позже корпуса. Около 1760 г.

Скамья в восточном стиле. Эта псевдобамбуковая скамья в стиле Георга III имеет плетеные спинку и боковые части. Плетенка часто комбинировалась с рамами, имитирующими бамбук. Рама состоит из прямоугольной спинки и постепенно понижающихся подлокотников, сиденье имеет отдельные диванные подушки. Около 1765 г.

Секретер-кабинет в стиле Георга I. Этот редкий кабинет с белым фоном в японском стиле имеет фигурный заглубленный карниз. Хотя это и ранее произведение европейского стиля шинуазри, но образец, бесспорно, первоклассный. За зеркальными створками обнаруживается элегантная композиция из ящиков и отделений из бумаг. В нижней секции имеется ящик с выдвижной доской, которая служит поверхностью для письма, и дополнительными ящичками и отделениями. Кабинет украшен тонко исполненной росписью с фигурками и орнаментом на «японском» фоне. Утонченный декор навеян реальными образцами китайского фарфора, а не рекомендациями Стокера и Паркера в книге «A Treatise of Japanning (1668). Около 1725 г.

ЛАКОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ.

Восточная традиция лаковых изделий насчитывает тысячи лет.

Восточный лак добывается из сока дерева Rhus vernicifera, растущего в Китае, Японии и Корее. Известно, что в Китае и Японии он применялся с глубокой древности, со времен неолита.

Лаковые поверхности получаются из очень тонких слоев этого состава, каждый их которых должен полностью высохнуть, прежде чем наносится следующий. В результате образуется твердая и блестящая поверхность, устойчивая к воздействию жары и влаги и даже пригодная к использованию на пищевых емкостях.

Восточные лаковые изделия были высоко ценимы в Европе. К середине XVIII столетия лаковые панели нередко вынимались из своего первоначального каркаса, и служили декором в новых предметах мебели, где к ним добавлялись накладки из позолоченной бронзы.

Китайский овальный стол. Этот поворачивающийся стол декорирован дорогой лаковой живописью. Основание-треножник и края стола украшены мотивом греческого меандра. Завершения ножек имеют форму завитков. Около 1780 г.

Фрагмент инкрустации.

 

 

 

 

^ Наверх