+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

СТУЛЬЯ ЧИППЕНДЕЙЛ

 

 

Услуги / Страницы

 

Рисунки стула, которые Чиппендейл воспроизвел в своей книге «The Gentleman & Cabinet - Maker’s Director» (1762), предлагают примеры различных дизайнерских решений в стилях, существовавших в середине XVIII века - рококо, китайском, готическом и неоклассическом. Имя Чиппендейла является почти родовым определением для мебели XVIII века и особенно стульев. Однако его рисунки заимствованы из опубликованных французских и английских книг. Его наиболее оригинальные работы можно отыскать в изделиях классицистического толка, создавшихся им с 1760 года под впечатлением интерьеров архитектора Роберта Адама.

Несмотря на разнообразие влияний, сказавшихся на его рисунках, многие чиппендейловские стулья следуют базовому образцу, и стилистическое влияние больше всего проявляется в резной отделке. Поскольку большинство спинок в его стульях имели ажурные и пересекающиеся средние планки с резными завитками, то именно форма и резьба обнаруживает доминирующее влияние: это форма картуша и аканф с завитками рококо, готические арки, решетки шинуазри, пересекающиеся полоски. Мотивы лиры и веера, типичные для классицизма. Внимание к подчеркнуто рельефной, проработанной резьбе. Наблюдающееся в чиппендейловских рисунках, означает преобладание красного дерева, удобного для резьбы.

Поперечные планки стульев обычно имели «серпантиновую» форму, иногда с резными выступами по бокам, при изгибе стоек наружу. Большинство из них имеют сиденья квадратной или трапециевидной формы, и поскольку Чиппендейл предпочитал использовать набивку уже для готового изделия, то более дешевые или колониальные варианты имеют заглубленные сиденья для съемной подушки.

Обеденный стул в стиле Георга III. Этот стул красного дерева, из комплекта в одиннадцать предметов, имеет серпантиновую поперечную планку, поддерживаемую ажурным средником с переплетающимися побегами и C-образными завитками, окруженными листьями. Ножки тоже профилированы C-образными завитками; резные листья украшают колено. Около 1775 г.

Индийский приставной стул. Этот азиатский стул имеет «серпантиновую» поперечную планку над ажурным средником в виде вазона. Фигурный фартук опирается на ножки-кабриоли, колено в которых покрыто резным аканфом. Около 1770 г.

Американский обеденный стул. Этот стул один из парного комплекта, выполненного из грецкого ореха Делаварской долины. Изогнутая поперечная планка в центре имеет резную раковину, средник в виде вазона сделан ажурным. Около 1770 г.

Американский резной пристенный стул. Этот стул из грецкого ореха имеет «серпантиновую» поперечную планку с раковиной в центре и среднюю планку в виде ажурного вазона. Стул снабжен вкладным сиденьем. Конец XVIII века.

Английский обеденный стул. Этот стул красного дерева имеет похожую на арку поперечную планку и стойки, украшенные в углах резными раковинами, которые присутствуют также в центре ажурного средника и фигурного фартука. Около 1770 г.

Кресло в стиле Георга III. Это детское кресло красного дерева имеет открытые боковины, «серпантиновую» поперечную планку и спинку в виде лесенки из аналогичных планок. Изогнутые подлокотники переходят в каннелированные стойки. Около 1790 г.

Американское кресло. Это кресло, сделанное в Филадельфии из разных пород, имеет «серпантиновую» поперечную планку, средник в виде греческой урны, отходящие в стороны подлокотники с завитками на концах. Вторая половина XVIII века.

Нью-гемпширские обеденные стулья. Каждый из этих стульев красного дерева имеет «серпантиновую» поперечную планку со скругленными углами и выступающие наружу стойки. Вазон средней планки образован ажурным узором из завитков и перевернутого сердца. Сиденье имеет трапециевидную форму и плавный выступ в центре. Изделие стоит на квадратного сечения ножках с отступом спереди. Стулья сохранили старую либо первоначальную завершающую отделку, их приписывают портсмутскому мастеру Роберту Харольду. Около 1765 - 1775 г.

Английские обеденные стулья. Изогнутая «серпантиновая» поперечная планка каждого из стульев красного дерева украшена в скругленных углах завитками и листвой. Ажурные средние планки в форме вазона дополнены резным аканфом и лиственным узором. Резные подлокотники с завершениями-завитками опираются на стойки, «западающие» в глубину. Передние, ровные ножки и задние, выступающие наружу, соединены проножками. Седловидное сиденье покрыто красной кожей. Около 1770 г.

Английские обеденные стулья. Эти стулья красного дерева имеют «серпантиновые» поперечные планки, украшенные резными листьями аканфа, и стойки, декорированные мотивами цветов и решетки. Вазон средней планки спинки является ажурным, его образуют мотивы аканфа и рокайля. Фигурные подлокотники опираются на стойки C-образной формы. Стулья имеют вкладные сиденья. Передние ножки имеют квадратное сечение, задние сделаны выступающими наружу. Около 1760 г.

Скамья в стиле Георга III. Эта скамья красного дерева, похожая на сдвоенный стул с «серпантиновыми» поперечными планками, выполнена в раннем стиле Георга III. Обе средние планки сделаны в виде ажурного вазона. Боковины открытые, подлокотники имеют форму непрерывного, выступающего наружу завитка. Мягкое сиденье сделано внахлест, ножки квадратного сечения - прямые передние и выступающие наружу задние - соединены проножками.

ЧИППЕНДЕЛ: РИСУНКИ СТУЛА.

В изданной в 1762 году книге «Director», 25 страниц посвящены изделиям для сидения и свыше 60 рисунков - стульям и их спинкам.

В заметках, сопровождающих таблицы с иллюстрациями, Чиппендейл написал, что «существуют разные рисунки стульев для копирования. Завершения передних ножек, как правило, разные, и их выбор большой».

В прочих вопросах он придерживался собственных предпочтений: так, он считал, что стулья надлежит обтягивать той же тканью, что и драпировки на окнах, а высота спинки обычно не должна превышать 55 см. над уровнем сиденья, хотя эти размеры могли меняться, чтобы соответствовать прочим стульям в комнате.

 

Чиппендейл чувствовал, что «сиденья лучше всего выглядят, когда они выступают над планками, и когда имеют хорошо сделанный латунный бортик, но наиболее распространенным является применение латунных гвоздиков в один или два ряда». Несмотря на обилие рисунков в его книге «Director», туда включены не все образцы, фигурирующие под маркой «Чиппендейл», например, там нет рисунка со спинкой-лесенкой.

Из всех чиппендейловских рисунков, приведенных в его книге, образцы его стульев и спинок стульев оказались, пожалуй, наибольшее влияние на мебельный дизайн того времени.

 

 

 

 

^ Наверх