+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Франция: Директория и Консульство

 

 

Услуги / Страницы

 

Режим директории, наследовавшей за царством террора, был установлен в октябре 1795 года. За ним последовало первое правление Наполеона, Консульство, которое было им объявлено после совершения государственного переворота в ноябре 1799 года; Первым консулом стал сам Наполеон. Консульство просуществовало до провозглашения империи в 1804 году. Художественные стили, именуемые по названиям этих государственных образований, трудно рассматривать отдельно друг от друга, и так же трудно прослеживать связи между легкими аристократическим стилем Людовика XVI и горделивой строгой манерой ампира начала XIX столетия. Однако можно сказать, что стиль Директории, иногда именуемый республиканским стилем, отражает влияние Революции на стиль Людовика XVI, а стиль Консульства лег в основу стиля ампир.

ВЛИЯНИЕ НА ДИЗАЙН

В стиле Директории отразилась ослабленная экономика страны, а также положение, в котором оказались мастера мебельщики после периода Конвенции (1792-1795). Революция лишила мастеров их традиционных покровителей; мебель даже сжигали под Деревом Свободы перед знаменитой фабрикой гобеленов. Гильдия плотников и мебельщиков, не только регулировавшая стандарты, но и организовавшая всю мебельную индустрию, тоже была упразднена в 1791 году. Мебель стиля Директории упрощена, менее масштабна и дешевле по стоимости, нежели мебель стиля Людовика XVI, в ней использовалось минимальное количество украшений и почти не применялись техники маркетри и паркетри.

Дизайн мебели стиля Консульства, уже более «уверенный», отражал национальную гордость Республики и медленный возврат к стабильности и достатку. Стиль отмечался чертами формальности и прямолинейности, часто использовал символы Революции такие, как фригийский колпак, ликторские связки, стрелы, венки и т.д.

КНИГИ ОБРАЗЦОВ

В 1801 году архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен опубликовали «Собрание эскизов для украшения интерьера». Это издание стало книгой образцов того времени и явило своих авторов основными представителями нарождавшегося стиля ампир. В книге строгий классицизм провозглашался официальным стилем того времени: вошла в моду мебель красного дерева с ровными поверхностями и подражающими античными мотивами накладками из золоченой бронзы. Персье и Фонтен многое заимствовали у Жана Демостена Дюгура, проектировавшего строгие неоклассицистические интерьеры для королевских и частных резиденций времени Людовика XVI. Персье и Фонтен учились во Франции и Италии, поэтому были хорошо знакомы с руинами Рима. В самом конце XVIII столетия они заново декорировали Музыкальную комнату и библиотеку в домике императрицы в Мальмезоне и усовершенствовали дизайн мебели, созданной братьями Жакоб, любимыми мастерами Наполеона. Эта работа принесла им заслуженную славу.

АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ

Ораторы и памфлетисты Революции воспевали моральные ценности античного мира, находившие визуальное отражение в работах величайшего революционного художника Жака Луи Давида. Это направление вошло в историю искусства как стиль a lantique.

В мебели стиля Консульства нашли широкое применение греческие и римские мотивы, прочно вошедшие в репертуар мастеров ампира. Чистота классических форм, возрожденная в работах Жакоба Демальте, стала характерной особенностью мебели этого периода. В Британии классические формы сочетались с египетскими мотивами, ставшими модными после Египетской кампании Наполеона и его победы в Битве Пирамид. Популярности египетского искусства способствовала и публикация книги барона Денона «Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту» в 1802 году. Этот археолог и гравер, позже возглавивший музей Наполеона в Лувре, стал ведущим специалистом в области античности и достаточно влиятельным авторитетом в Англии и Франции.

Интерес ко всему египетскому выразился в использовании такого мотива, как голова сфинкса. Ее изображения часто помещались на подлокотниках кресел, верхних частях пилястр или на несущих частях столов (как на столике красного дерева из Елисейского дворца).

Секретер с откидной доской. Этот секретер времени Консульства сделан из орехового дерева в египетском стиле. На пилястрах, расположенных по краям секретера, помещены египетские женские маски из бронзы. Верхняя секция секретера с большим выдвижным ящиком завершается мраморной плитой. Ниже располагается откидная крышка, обратная сторона которой, покрытая кожей, является рабочей поверхностью. Нижняя секция секретера состоит из трех ящиков с ручками в виде львиных масок. Все бронзовые детали изделия подлинные. Около 1800.

Кресла стиля Консульства. Сиденье, спинка и боковые панели под подлокотниками каждого кресла обиты тканью. Сами спинки слегка откинуты назад. Сиденья с подушкой опираются на сужающиеся к низу ножки со вставками стилизованными изображениями египетских женских головок; ножки имеют квадратное в плане окончание. Первоначально эти стулья были обтянуты шелком и входили в большой мебельный гарнитур. Начало XIX века.

Стол-бюро. Столешница этого бюро красного дерева покрыта черной кожей. Центральный ящик стола сделан чуть выше двух боковых, чтобы не мешать сидящему за бюро человеку. В каждом углу фриза стола изображена фигурка сатира. Ножки восьмигранные, сужающиеся книзу, с позолоченными наконечниками. Около 1800 г.

Рекамье стиля Директории. Основные формы этой резной кушетки рекамье орехового дерева нарочито прямолинейны. Ее изогнутая спинка с обеих сторон фланкирована резным рогом изобилия, который увенчивается патерой (круглым орнаментом в виде тарелки), а внизу оканчивается изображением головы барана. Подножка кушетки увенчивается цилиндрическим навершием. Сиденье установлено на панелях, каждая из которых украшена прямолинейной дощечкой. Ножки кровати декорированы резными листьями и заканчиваются колесиками. 1800.

Тумбочка стиля Директории. Этот маленький столик тумбочка орехового дерева имеет два ящичка и дополнительную полку внизу. Прямоугольный шкафчик стоит на рифленых ножках, соединяющихся полкой и имеющих заостренные окончания. 1800.

Комод стиля Директории. Для создания этого комода использовалась древесина красных и других тропических пород. Верхняя поверхность комода с закругленными углами сделана из бело-серого мрамора с прожилками. Ящики комода украшены геометрическими протяжками с золочеными бронзовыми накладками. Ножки короткие и конусообразные. 1800.

ФРАНЦУЗСКИЙ АМПИР

Наполеон провозгласил себя императором в 1804 году. С этого момента до его отречения в 1814 году и поражения от герцога Веллингтона в битве при Ватерлоо в 1815 году Наполеон был главным на европейской сцене. Более того, вся Европа переняла его художественный вкус, и стиль ампир, культивировавшийся Бонапартом, привился во многих странах.

Ампир, завершающий стадию развития европейского классицизма, утверждал преемственность с величием и славой Римской империи и Древнего Египта. Этим объясняется почти археологический интерес к классическим мотивам, подогреваемый архитекторами Персье и Фонтеном, чье сочинение « Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки» было переиздано в 1812 году. Легкий стиль мебели, господствовавший до начала XIX столетия, трансформировался в стиль поистине имперский в служении деспотичным целям императора Наполеона.

ДЕКОР АМПИРА

Неоклассические тенденции проявляются в многочисленных бронзовых изображений грифонов, львов. Сфинксов, встречающихся в ампирной мебели. Особой популярностью пользовались военные мотивы, например трофеи и скрещенные мечи. Некоторые украшения высокого качества производились в мастерской Пьера Томира. Его изделия появлялись на мебели Бенемана и Вайсвайллера. Мебель Бенемана также украшалась подобными вещами работы Антуана Андре Раварио.

МАСТЕРА АМПИРА.

Упразднение Гильдии плотников и мебельщиков в 1791 году означало, что отныне мастера могли основывать мастерские, где бы работали ремесленники разных специальностей. Старорежимные мастерские восстанавливались после Революции в расчете на широкую клиентуру среднего класса, которая зачастую была менее требовательна, чем аристократия. У многих возникали опасения, что это может привести к общему спаду качества французской мебели. Однако предметы, изготовленные для императора и круга его приближенных, обнаруживают ту же степень технического совершенства, что и изделия предыдущего столетия. Многие знаменитые краснодеревщики работали еще при дворе Людовика XVI: Белланжер, Бенеман, Жорж Жакоб, Молитор и Вейсвейлер. Начало XIX века было также чрезвычайно продуктивным: 1810-1811 годах на изготовление мебели императорских резиденций было затрачено 17 000 франков, а полмиллиона франков было отдано одному Жоржу Жакобу-Демальте на создание мебели для дворца Тюильри. В первое десятилетие XIX века в мебельном производстве, как для внутреннего, так и для внешнего рынка в Париже было задействовано 10 000 рабочих. На Жакоба-Демальте работали, по меньшей мере, 88 мастеров, частично в его мастерской в Порт Сен Дени.

Помещения, размещенные в стиле ампир, были обильно декорированы тканями и драпировками. Потолки зачастую обтягивали тканями, обычно полосатыми, ярких цветов (синий, красный, зеленый, желтый) в подражание палаткам военного лагеря.

НОВЫЕ ФОРМЫ

В это время возникало много новых форм мебели. Очень модной была кровать ладья, обычно на постаменте, с круглыми концами и задрапированная тканью. По форме она напоминает кушетку рекамье дневную кровать, и меридьен софу с округлыми краями, один из которого выше другого. У публики среднего класса были популярны более дешевые кровати lit droit с треугольным фронтом. Поначалу в спальные апартаменты помещали зеркала псише (высокое подвижное зеркало на напольной раме). Небольшой круглый столик геридон, или подставка для канделябра, был многофункциональным; иногда он имел металлические ножки, сходные со старинными металлическими изделиями, часто в сочетании с каменой столешницей.

Комод стал более функциональным, иногда его ящики стали прятать за дверцами. Стулья делали с саблевидными задними ножками на манер греческих и с округлыми или прямоугольными спинками. Подлокотники кресел, как правило, поддерживались стилизованными фигурками людей или лебедей. В туалетной комнате императрицы Жозефины в Фонтенбло, возможно, находятся самые знаменитые стулья в стиле ампир с изогнутой спинкой в форме гондолы.

Кресла с львиными головами. Эти кресла выполнены из красного дерева. У них простые прямолинейные спинки, сиденья и спинки обиты тканью, подлокотники оформлены в виде львиных голов. Мягкие сиденья покоятся на изогнутых ножках, передние ножки оканчиваются стилизованными львиными лапами. Кресла приписываются парижскому мастеру Жану Батисту Демэю. Мотив львиных масок часто встречается в английской мебели того времени и сравнительно редко в мебели французского ампира. 1805-1810 г.

Столик для игры в трик-трак. В этом игральном столике из «пламенеющего» красного дерева есть поворачивающаяся столешница, с одной стороны превращающая его в письменный стол, а с другой стороны у столика есть один ложный ящичек и ящичек для игральных принадлежностей. Столик стоит на квадратных в плане сужающихся книзу ножках с латунными колесиками на концах. 1810.

Кресло для бюро. Слегка вогнутая спинка этого кресла из красного дерева имеет решетчатую вставку. Подлокотники поддерживают фигуры крылатых львов из черного дерева. Рама с обтянутым тканью сиденьем покоится на средней длины ножках; передние ножки токарной работы прямые с кольцами, задние саблевидные. 1800.

Диван из красного дерева. Этот диван украшенный позолотой, сделан из красного дерева. На его прямоугольной спинке располагаются позолоченные бронзовые фигурки людей, гончих, урны, розетки и пальметты. Подлокотники округлой формы также украшены позолотой, на сиденье для удобства предусмотрена подушка. Ножки короткие, украшенные позолоченной резьбой в виде листьев. Начало XIX века.

Комод из красного дерева. Под прямоугольным мраморным пепельно-серым верхом комода располагается фриз с одним выдвижным ящиком. Фасад комода с тремя ящиками немного вдавлен вглубь и фланкирован двумя колоннами с крутыми ножками. Начало XIX века.

НАПОЛЕОН БОНОПАРТ

Искусство изготовления мебели во Франции во время правления Наполеона благодаря его покровительству достигло небывалой высоты.

Ампир возник на стыке искусства и политических устремлений послереволюционной Франции в условиях социального экономического переворота. Он оформился благодаря влиянию личности самого Наполеона и его уверенности в пропагандисткой силе атрибутов внешнего величия. В новом стиле появился личный вкус Наполеона, предпочитавшего чистый рисунок строгих линий как отражение мужественности военного духа. Популярными стали такие формы ампирной мебели, как кровати, покрытые тканью наподобие тента, стулья наподобие солдатских, трюмо.

Став в 1804 году императором Франции, Наполеон развернул широкую программу в сфере искусства и оформления интерьеров, сделав официальными придворными архитекторами Шарля Персье и Пьера Франсуа Леонара Фонтена. Их знаменитая книга « Собрание эскизов » оказала ощутимое влияние на мебельное производство во всех областях Европы.

Благодаря покровительству Наполеона Париж вновь стал центром производства мебели, а военные завоевания императора (он сажал своих родственников на троны европейских держав) способствовали распространению стиля ампир далеко за пределами Франции.

Наполеон лично контролировал новые мебельные предприятия для обеспечения высшего качества мебельной продукции. С помощью Garde Meuble Imperial, отвечавшей за обстановку императорских дворцов и следившей за изготовлением образцов мебельщиками и мастерами по бронзе, он стал инициатором смены меблировки в императорских дворцах в аскетичной милитаристской манере, отражавшей стиль его собственной жизни. Дворцы опустели во время Революции, их обстановка была продана с молотка за границу. Бонапарт заказал мебельные гарнитуры для дворца Сен Клу в 1802 году. Интерьеры дворца в Фонтенбло были заново оформлены в 1804 году для папы Римского Пия VII; в интерьерах Версальского, СентЖерменского и Елисейского дворцов также появилась мебель в классическом духе.

Самой знаменитой резиденцией Наполеона был замок Мальмезон, приобретенный его женой Жозефиной в 1799 году. Замок был перестроен Персье и Фонтеном и обставлен мебелью Жакоба. В оформлении здания использованы мотивы, связанные с личностью Наполеона.

Наполеон Бонапарт.

ФРАНЦИЯ: РЕСТАВРАЦИЯ

Стиль реставрации, как ясно из его названия, относится ко времени реставрации монархии Бурбонов после окончательного поражения Наполеона в 1815 году до ее падения в 1830 году.

Людовик XVIII взошел на французский престол в 1815 году, после него с 1824 года правил Карл Х, который отрекся от престола в 1830 году в пользу изгнанного Луи Филиппа, герцога Орлеанского. Это было время политических волнений, вылившихся в революции 1830 и 1848 годов и вынудивших Луи Филиппа бежать в Англию.

Произошли изменения и на мебельном рынке. Мебельная продукция вызывала все больший интерес представителей среднего класса, столкнувшихся с необходимостью обставлять апартаменты, которые на первых парах они могли себе позволить снимать. Индустриализации мебельного производства способствовало усовершенствование техники и использовании пара.

СМЕНА СТИЛЕЙ

Ампир оставался основным стилем производившейся мебели; многие мастера ампира, например, Жакоб-Демальте, Феликс Реман и П.А. Белланже, продолжали успешно работать в этом стиле.

Однако связанные с Наполеоном мотивы стали постепенно исчезать, все больше внимания уделяли комфорту, ампир понемногу уходил с художественной сцены. Строгость прямых линий сменилась изогнутыми формами забытого рококо. Элегантность ампирных образцов сменилась тяжеловесностью. Во всей Европе мебель стала более массивной, инкрустация - проще, а украшения - более мелкими, а то и совсем исчезли.

СТИЛЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ

Мебель стиля Реставрации зачастую сложно отличить от ампирных образцов. Поверхности мебели эпохи Реставрации могут быть проще и менее декоративны, чем поверхности ампирных изделий, в оформлении которых обычно преследовалась цель создать видимость богатства.

BOIS CLAIRS

Мебель эпохи Реставрации обычно делалась из дуба, но облицовывалась светлыми породами дерева, так называемыми bois clairs. Эти перемены вкуса начались в 1806 году, когда англичане блокировали поступление красного дерева из французских колоний. В результате возросла популярность местных пород дерева: ореха, вяза, ясеня, тиса, платана, бука и разновидностей клена.

Красное дерево по причине высокой стоимости использовалось для оформления лишь самых дорогих интерьеров, поэтому часто его присутствие в том или ином изделии могло служить показателем его высокой цены.

Традиционно считается, что своим появлением bios clairs обязаны герцогине Беррийской, невестке Карла Х, но это не обосновано. Красное дерево, однако, продолжали использовать в качестве основного и облицовочного материалов.

Мебель инкрустировалась древесиной различных пород, обычно эбенового (черного) дерева, и металлами латунью, сплавами олова. Иногда в качестве декора использовались расписные фарфоровые вставки.

НЕОГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

В конце периода Реставрации в дизайне французской мебели стали появляться романтические черты.

Вероятно, впервые они появились в книге Пьера де ла Месанджера «Collection de meubles et objects de gout», опубликованной в 1802-1835 одах в «Journal des dames et des modes». Ла Месанжер попытался на основе старого архитектурного стиля Персье и Фонтена создать стиль простой и более «домашний», отвечающий интересам среднего покупателя. Также он стал вводить в мебельный декор новые мотивы, которые получили широкое распространение уже в следующую эпоху, - готические мотивы так называемого стиля трубадуров.

В отличие от китайских мотивов, полностью забытых во Франции в начале XIX века, но игравших не последнюю роль в искусстве Англии того времени, готический стиль имел некоторые отголоски во французском искусстве. К примеру, в 1804 оду мебельщик Мансион-младший предложил Наполеону изделие в неоготическом стиле.

Однако стрельчатые арки, типичные для этого стиля, появились в ампирной мебели не раньше конца 1820-х - начале 1830-х годов.

Секретер с откидной крышкой. Под карнизом этого секретера из красного дерева располагаются две застекленные дверцы, скрывающие полки. Выдвижная панель, предназначенная для письменных занятий, помещается в нижней секции секретера, под ней нижние дверцы фланкируются двумя массивными завитками. Около 1820.

Туалетный столик. Столик из красного дерева имеет подвижную раму зеркала, закрепленную на двух маленьких верхних ящичках, расположенных на нижнем выдвижном ящике. Столик поддерживают C образные опоры и фигурный полик. Около 1825.

Кресла с дельфинами. Гарнитур из шести стульев красного дерева, созданных Пьером Антуаном Белланже. Прямые спинки имеют завитки на концах. Изогнутые подлокотники украшены головами дельфинов, ножки изогнутые, сиденья мягкие, обитые тканью. Около 1815.

Подсобный стол в стиле Карла X. Овальная столешница из палисандра инкрустирована и окаймлена накладкой из самшита. В подстолье имеется ящичек для письменных принадлежностей. Столик стоит на шести ножках, соединенных внизу проножками. Около 1830.

Круглый стол для середины комнаты. Стол сделан из палисандра и фруктовых пород с использованием техники маркетри. Под круглой столешницей расположены четыре выдвижных ящичка; стол поддерживает опора в виде колонн и четыре ножки на медных колесиках. Около 1830.

Меридьен. У этого диванчика из красного дерева спинка с одной стороны выше, чем с другой. Края рамы элегантно изогнуты, фриз прямой, ножки в форме волют. 1820-1830 г.

 Деталь валика.

 

Стол с мраморной столешницей. Столешница из мрамора с серыми прожилками поддерживается массивной опорой в форме балясины; фриз гладкий. Три изогнутые ножки, квадратные в сечении, расходятся от центра под одинаковым углом.

 

 

 

 

^ Наверх