+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Великобритания: Регентство

 

 

Услуги / Страницы

 

Период Регентства был особой страницей в истории Англии. С 1811 по 1820 годы страной вместо своего отца, страдавшего одной из форм душевной болезни, правил принц Уэльский, позже ставший королем Георгом IV.

Стиль Регентства в английской мебели захватил более широкий временной отрезок и существовал с 1790-х годов до третьего десятилетия XIX века.

История стиля, отражавшего взыскательный вкус самого регента, началась в 1780 году, когда архитектуру неоклассицизма Генри Холланду было поручено оформление его дома в Лондоне, Карлтон Хауса, и завершилась перестройкой для принца Уэльского Королевского павильона в Брайтоне в восточной экзотическом духе, осуществленной архитектором Джоном Нешем в 1815-1823 годах. Георг, принц-регент, и его ближайшее окружение в начале XIX столетия привлекали группу талантливых архитекторов и мастеровых, многие из которых обучались во Франции или участвовали в строительстве Карлтон Хауса. В их число вошли архитектор Чарлз Хитхоут Тэтхэм, мастера интерьера и мебельщики Морель и Хьюг и часовых дел мастер Бенджамен Вуйями.

СТИЛЬ МЕБЕЛИ

Мебель стиля Регентства симметрична, с преобладанием чистых прямых линий. На ее дизайн повлияли образцы французского ампира, а также просты изделия Томаса Шератона, относящиеся к концу XVIII столетия. Поверхности изделий облицовывались древесиной палисандра и украшались позолоченными розетками, лавровыми ветками и различными орнаментами. Ливерпульский мебельщик Джордж Балок известен мастерским обыгрыванием поверхности изделий: он работал с древесиной местных пород, особенно дуба, и получал разнообразные варианты рисунка: стилизованные цветочные головки, листья лотоса, точечный орнамент.

Строгий неоклассический вкус свое выражение в рисунках Томаса Хоупа, опубликованных в 1807 году. Он не только искал вдохновение для новых идей в искусстве Древних Египта, Греции и Рима, но и пытался воссоздать древние формы мебели и даже целые интерьеры. Возможно, самой типичной формой античной мебели является закругленный стул клисмос, производившийся в Древней Греции. От его задних изогнутых ножек отходили опоры, поддерживающие полукруглую спинку.

Гостиные обставлялись разнообразными шкафами-кабинетами, вытеснившими комоды. В столовых появились буфеты и шифоньерки.

ЭКЛЕКТИЗМ

Было бы ошибочным видеть в стиле Регентства некую разновидность неоклассицизма с излюбленным мотивом изогнутых линий. Этот стиль отличается бесконечным разнообразием и свободой форм, а также орнаментальным эклектизмом. Джордж Смит, опубликовавший книгу образцов годом позже Томаса Хоупа, пересмотрел холодные академичные рисунки последнего. Смит комбинировал неоклассические мотивы с французскими ампирными моделями, среди которых были изделия в неоготическом и китайском духе. Экзотические формы и материалы стали характерной особенностью стиля Регентства. Смит популяризировал рисунки Хоупа, сделав их доступными широкой публике.

Джордж Смит подготовил появление впечатляющей мебели с крупными леопардовыми масками и большими стилизованными львиными лапами на ножках изделий, предвосхитивших более массивную мебель 1820-1830 годов.

Шезлонг. Этот элегантный диван шезлонг сделан из палисандра с богатой инкрустацией латунью в виде растительного орнамента. Изогнутая линия спинки, отмеченная в центре «ручкой» - завитком, по бокам оканчивается закруглениями. Сиденье, спинка и боковые части дивана мягкие, обитые тканью. Рама сиденья и подлокотников украшена растительным орнаментом. Изогнутые ножки заканчиваются стилизованными львиными лапами и роликами - колесиками. Около 1810.

Табурет из красного дерева. Чуть изогнутое сиденье табурета эпохи Регентства с закругленными краями изящного сиденья и мягкой резьбой поддерживаются X образной рамой, украшенной простой резьбой; части рамы соединены проножками. Около 1810.

Низкий подсобный кабинетный шкаф. Кабинетный шкаф с многочастным фасадом из палисандра и черного лака завершается крышкой крапчатого серого мрамора и фризом с женской маской. Центральная дверца украшена японской лаковой панелью позднего XVII века. По бокам располагаются округлые открытые полки с зеркальными задними стенками и латунными ограждениями спереди. В отличии от французских изделий, здесь украшения сделаны не из золоченой бронзы, а из золоченой латуни. Около 1810.

Библиотечный столик. Столешница из древесины палисандра декорирована интарсией из атласного и эбенового дерева в виде греческого орнамента. Во фриз встроены два боковых ящика, в центре находится позолоченная пальметта. Массивные ножки сверху украшены позолоченным головами, а в низу львиными лапами. Около 1810.

Маленький круглый столик. На откидной крышке это столика изображена пасторальная сцена внутри бордюра, фанерованного ракитой. Столешница поддерживается опорой, стоящей на четырех небольших рифленых ножках на колесиках. Начало XIX века.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ЭКЗОТИЗМ

На дизайн английской мебели периода Регентства оказали влияние разнообразные художественные течения Великобритании и других европейских стран.

Дизайнеры Регентства черпали вдохновение из разнообразных художественных источников, будь то купола монгольских храмов или узкие арки исламской архитектуры. Вторжение Наполеона на египетские земли в июле 1798 года означало не только вторжение военное: вместе с солдатами императорской армии в Египет попали художники и поэты, ботаники, зоологи и мастера-картографы. В результате публикации «Описаний Египта» во Франции появилась мода на все египетское.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Египетский стиль вошел в английскую моду после победы адмирала Нельсона над Наполеоном в Нильской битве в 1798 году. Так, на пилястрах книжных шкафов и буфетов стали появляться изображения головы сфинкса. А листья лотоса стали украшать детали стульев, ткани и обои.

Томас Хоуп разрабатывал дизайн мебели на основе гравюр французского египтолога барона Денона и Томаса Чиппендэйла-младшего, который унаследовал знаменитую мастерскую своего отца и в 1805 года создал мебельный гарнитур для Стурхеда с масками сфинкса. В производстве мебели применял красное дерево, а иноземное происхождение используемых в декоре мотивов подчеркивалось включением тщательного полированных необычных пород.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СТИЛЯ ШИНУАЗРИ

Стиль шинуазри, процветавший в Англии в рамках рококо середины XVIII века, вновь появился на художественной сцене Великобритании в начале XIX столетия. Королевский архитектор Хенри Холланд находился под влиянием работы сэра Джорджа Стаунтонтона «Достоверный отчет посольства от короля Великобритании китайскому императору», вышедшей в 1797 году; интерес к странам Дальнего Востока возрос после поражения Наполеона в 1815 году, когда английские дипломаты были посланы к китайскому императору Чиа-Чингу.

Мебель делалась в японском стиле черной с позолотой, таким образом, имитировались лаковые образцы XVII века; лаковые кабинеты или отдельные панели, взятые с более ранних моделей, вовлекались в мебельное производство. Восточный мотив побегов бамбука нашел свое отражение в токарной технике стульев периода Регентства. Многие образцы мебели производились из натурального бамбука, другие же выделкой и окраской подражали ему. Принц-регент обставил несколько комнат павильона в Брайтоне привезенной из Китая бамбуковой мебелью.

Лаковая и бамбуковая мебель завозилась и из Кантона. Торговый обмен между Англией и Китаем установился еще в начале XVII века, но объем китайского импорта в XIX столетии превысил показатели предыдущих лет. Наравне с ввозимой мебелью стали появляться английские изделия в стиле шинуазри; восточные мотивы, например изображения драконов, стали украшать зеркала. Китайские декоративные решетки и мебельные панели помещались на спинки стульев и фризы комодов, украшали буфеты и шифоньерки.

АЗИАТСКИЕ СТИЛИ

Индия так же, как и Китай, оказала значительное влияние на дизайн Королевского павильона в Брайтоне. Архитектор Джон Неш использовал рисунки из книги Томаса Даниэля «Oriental Scenery» и сквозные экраны, копированные из индийских образцов (экраны из перфорированного камня из Мадья Прадеш). Интерес к Индии больше проявился в импорте мебели западных стилей индийского производства, нежели в применении индийских мотивов на английских образцах. Экзотические изделия из палисандрового дерева с инкрустацией из слоновой кости привозились из города Визагапатама, стулья из эбенового (черного) дерева в стиле Регентства доставлялись с Цейлона.

ИСТОРИЗМ

К концу периода Регентства художники и мебельщики отвернулись от восточной экзотики и обратились к художественным традициям собственной страны. Сражения и победа над Наполеоном вызвали рост национального самосознания; огромной популярностью начали пользоваться исторические романы Вальтера Скотта. На фоне всеобщего интереса к национальным культурным истокам Джордж Балок и Ричард Бридженс в конце 1810 начале 1820-х годов включили в мебель для Абботсфорда и Астон-Холла мотивы Жакоба и мотивы времен королевы Елизаветы. Преобладали готические мотивы, особенно в декоре застекленных баров и панелей для облицовки дверец кабинетов. Стрельчатые арки появились в 1807 году, они украшали спинки стульев на страницах Джорджа Смита.

Китайское привозное бюро. Бюро со скошенным верхом, тремя выдвижными ящиками и резной царгой стоит на изящных изогнутых ножках. Бюро покрыто золотым и черным лаком; пейзаж с озером и цветы выполнены лаком. XIX век.

Торшер периода Регентства. Торшер сделан из дерева, покрытого бронзировкой и позолотой. От фриза, декорированного в технике гильош, опускаются три позолоченные опоры с львиными масками, соединенными диагональными перекладинами. Треугольная основа поддерживается тремя позолоченными ножками в виде львиных лап.

Небольшой готический кабинет. Верхняя секция лакового кабинета увенчивается открытой площадкой с зубчатым ограждением и четырьмя угловыми восьмигранными башенками. Нижняя секция оканчивается небольшой галерейкой с резьбой в виде четырехлистников. Резные узорные дверцы фланкируются двумя выступающими опорами; кабинет стоит на невысоком постаменте. Начало XIX века.

ТОМАС ХОУП

Самый знаменитый дизайнер эпохи Регентства Томас Хоуп в разработке моделей мебели воплотил свою любовь к античным декоративным мотивам.

Томас Хоуп был выходцем из обеспеченной семьи банкира, но стал одним из самых известных знатоков мебели и антиквариата начала XIX столетия. Также он разрабатывал мебель собственного дизайна. В 1807 году опубликовал книгу образцов « Мебель для дома и оформление интерьеров », демонстрирующую интерьеры, мебель и фрагменты декора его собственного дома на Дьючес-стрит в Лондоне. Интересы, археологически точно воспроизводившие греческие, были обставлены предметами мебели в Греко-римском и египетском стилях. Присутствовали классические стулья с Х-образной рамой и стулья клисмос, спинки которых были декорированы волнистым орнаментом.

Хоуп больше всего известен введением мотива маски. Маски, прототипами которых были греческие маски комедии и трагедии, стали использоваться в дизайне мебели периода Регентства. Сохранилась мебель Хоупа «Deepdend» из его особняка в Сюррее; знаменитая коллекция античного мрамора Хоупа представлена в художественной галерее леди Левер.

Стул красного дерева с X образной рамой. Мог быть сделан по рисунку Томаса Хоупа в стиле курульного кресла древних римлян. 1800-1810.

Позолоченный табурет с бронзой. Имеет форму тела грифона с симметричными позолоченными головами и крыльями. Мягкое сиденье, обитое зеленым бархатом, поддерживается ножками в виде лап грифона. Около 1810.

Круглый стол геридон. Со столешницей из флорентийской мозаики (pietra dura) воспроизводит ампирный стиль Томаса Хоупа. В декоре используется мотив львиной маски; массивные бронзовые ножки в виде львиных лап покрыты позолотой. Конец XIX века.

БРИТАНСКИЕ ТРАДИЦИИ

Английская мебель первых двадцати лет XIX столетия имеет больше общего с легкой элегантной мебелью конца XVIII века, нежели со стильными образцами Томаса Хоупа. Обычно она изготовлялась из красного дерева, цельного или применяемого в качестве фанеровки, а также из вошедшей в моду древесины палисандра. Мебель могла быть изготовлена и из дешевой древесины, например бука, а потом окрашивалась под палисандр или другие экзотические породы. Изделия из недорогого дерева также украшали penwork, чем обычно занимались молодые женщины. Здесь очевидна живописная прелесть широких обработанных поверхностей мебели периода Регентства.

В начале XIX столетия дуб стал использоваться в производстве мебели общественных помещений, что вошло в моду благодаря работам Джорджа Баллока. Дубовая мебель играла видную роль в интерьерах 1820-1830-х годов.

ИЗЫСКАННЫЕ МОТИВЫ

Несмотря на то, что мебель для домов или загородных спален людей среднего достатка была намного проще классических образцов, изготавливавшихся для ближайшего круга принца-регента, в ней отразились необыкновенная изобретательность и любовь к экзотике, свойственные тому времени. Мягкая резьба, изображавшая листья лотоса, напоминала о древней культуре долины Нила, в греческом орнаменте на фризах столов или книжных шкафов звучали голоса эпохи расцвета древних Афин. Даже самые скромные изделия украшались скрещенными реечками из экзотических пород дерева. Вернулась в моду блестящая латунь, используемая для инкрустаций, рисунков или сквозных галереек. Широко применял латунь мебельщик Джордж Оукли; он выполнял из нее рисунки в виде звезд.

НОВЫЕ ФОРМЫ

Одной из характерных особенностей того времени является появление новых форм мебели, предназначенных для повседневных нужд. Ярким примером тому может служить большое разнообразие столов, предназначенных для различных занятий. Придиванные столы с откидными краями и центральным цоколем стояли перед диванами, а библиотечные столы с кожаной столешницей и ограждением по краям, предотвращающим падение мелких предметов, проектировались специально для использования в библиотеках. В это время были разработаны рабочие столы для швейного оборудования и так называемые столы-гнезда; иногда обозначаемые как столы-квартет, они были сделаны таким образом, что по трое и по четверо могли входить один в другой.

Шифоньерки разновидность кабинетного шкафчика были изобретены около 1800 года. Игральные и обеденные столы, оба типа изобретения Георгианской эпохи, оставались популярными и часто делались с центральными цоколями и ножками, стилизованными под побеги тростника.

Так называемый трафальгарский стул, возможно, является из архетипов дизайна периода Регентства. Такие стулья обладали вкладными сиденьями, хотя у некоторых сиденья были плетеные.

Плетенья, заимствованное из дальневосточной традиции, в это время опять вошло в моду; оно применялось в изготовлении сидений и спинок библиотечных кресел.

«Давенпорт», изящный письменный столик, - еще один новый тип мебели, названный по имени капитана Давенпорта, дизайна фирмы «Гиллоу».

СТИЛЬ ФИРМЫ «ГИЛЛОУ»

В производстве мебели в национальных традициях доминировала фирма «Гиллоу» («Gillow»), начинавшая в Ланкашире и затем открывшая мастерскую в Лондоне. Ее мебель известна благодаря высококачественной древесине красного дерева, часто с тщательно подобранными и состыкованными облицовочными элементами; ее также отличают совершенно особенные мотивы оформления. В отличие от таких дизайнеров, как Хепплуайт, представители «Гиллоу» не выпускали книг образцов, но в архивах Вестминстера есть перечень ее продукции, позволяющий судить о развитии стиля. Часто на изделиях фирмы проставляли штамп с названием производителя (обычно в верхнем правом углу ящика), что было не типично для того времени. Хотя маркирование продукции вошло в традицию немного позже, клейма фирмы «Гиллоу» известны и на образцах 1790-х годов.

Шотландский комод. Комод выполнен из красного дерева с самшитовыми вставками. Под D-образной крышкой находится неглубокий ящик с отделениями и поверхностью для письма. Под фризом располагаются четыре ящика, фланкированные двумя панелями из вяза. Под ящиками находится округлый фартук. В декоре резных ножек используется мотив тростниковых стеблей.

Чайный столик в стиле Георга IV. Элегантный столик сделан из красного дерева. Прямоугольная столешница с закругленными углами раскладывается, увеличивая площадь поверхности. Под столешницей находится подстолье из пламенеющего красного дерева с резным пояском. Резная опора украшена изображениями листьев аканта; поддерживающие ее широко стоящие ножки декорированы тростниковым и лиственным орнаментом; ножки имеют латунные завершения и колесики. Начало XIX века.

Кресло. Кресло с резными и богато декорированными рамой, ножками и подлокотниками. Сиденье, спинка и боковины плетенные, к ним предусмотрены привязывающиеся подушки. Небольшие подушечки есть на подлокотниках. Передние ножки круглые и прямые, сужающиеся книзу, с орнаментом в виде пучка тростниковых стеблей, задние ножки изогнуты; ножки стоят на колесиках. Около 1810.

Кабинет в технике penwork. Узкая полочка опирается на миниатюрные колонны, которые повторяют по форме колонны, поддерживающие основную полку с единственным ящиком. Кабинет стоит на цоколе, все поверхности покрыты росписями в технике penwork. 1810-1820г.

Высокий комод из красного дерева. Высокий комод увенчивается панельным карнизом над шестью рядами длинных ящиков. Все ящики обшиты красным деревом; ручки-кольца держаться на опорах в виде ракушек. Маленькие саблевидные ножки изогнуты вперед. Начало XIX века.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ГЕОРГ IV И УИЛЬЯМ IV

Когда в 1820 году умер Георг III, английский трон перешел его сыну Георгу IV, который уже девять лет правил страной в качестве регента. Интерьеры, созданные во время правления этого обладателя поистине экстравагантного вкуса, особенно интерьеры Виндзорского замка, являются одними из самых роскошных и великолепных в истории Англии. Реконструкция апартаментов восточной и южной сторон Верхнего Двора замка в 1824-1830-х годах была поручена архитектору сэру Джефри Уайтвиллу. Мебели и драпировки были поставлены мебельщиком Никола Морелем. Эти интерьеры, изобиловавшие золотом, были созданы во французском вкусе.

Со смертью Георга IV в 1830 году английским королем стал его брат Уильям IV. Время его правления было важным переходным этапом между периодом Регентства и Викторианской эпохой. Большинство образцов мебели производилось в классическом стиле, хотя они были заметно тяжелее мебели времени Регентства.

ВСЕ ЛЮДОВИКИ

Интерес к французской мебели XVIII века возродилась в конце 1810-х годов, когда французские образцы стали доступны после Революции. Эти вещи, особенно инкрустированные черепашьими панцирями, и мебель в стиле Буль коллекционировались герцогом Веллингтонским и принцем-регентом. Иногда относившийся к новой волне рококо, стиль этих предметов назывался (неправильно) стилем Людовика XIV. Волнистые линии мебели Людовика IV были перенесены на мебель, типичную для времени Людовика XIV или Людовика XVI.

Елизаветинский салон в замке Бельвуар, созданный Бенджамином Дином и Мэттью Коуттом в 1820-х годах, сочетал мебель французского рококо и английскую золоченую мебель.

Этот богатый стиль особенно соответствовал мебели с обитыми спинками и боковинками и гнутыми ножками-кабриолями. В корпусной мебели преобладали прямолинейные классические линии.

Старый французский стиль отразился на страницах книг образцов 1825 года, включая публикации Джона Тэйлора, Хенри Уайтекера и Томаса Кинга. Джон уил опубликовал репринты книг образцов современников Томаса Чиппендейла середины XVIII века, таких, как Матиас Локк, Томас Джонсон и Хенри Копланд, тем самым, популяризуя так называемое возрождение стиля Чиппендейла в конце 1820-1830-х годов.

СТИЛЬ ПОЗДНЕГО РЕГЕНТСТВА

Большинство предметов мебели из красного дерева того периода были образцами утяжеленного стиля Регентства, предвосхищавшими массивность викторианской мебели. Резьба находилась под классическим влиянием и комбинировала ребристые и овальные элементы. Комоды ставились на маленькие ножки или цоколи. Ножки столов и стульев редко делались изогнутыми. Столбики кроватей отличались простым дизайном.

Софа в стиле Уильяма IV. Спинка дивана с обеих сторон украшена изящной резьбой в виде акантовых листьев. Обивка спинки, сиденья и подлокотников, а также чехлы подушек-валиков, обеспечивающих больший комфорт, сделаны из одной ткани. Резные ножки по форме напоминают урны, на концах колесики. Начало XIX века.

Библиотечный стол. Дубовый библиотечный стол Георга IVс интарсией эбеновым деревом. В подстолье находятся два ящика; стол стоит на резных фигурных ножках в форме балясин, украшенных резьбой в виде драпировок, соединенных проножкой. Клеймо «Holden $ Co», Ливерпуль. Начало XIX века.

Кровать в стиле Уильяма IV. Элегантную кровать из красного дерева с резным фризом венчает навершие (балдахин), поддерживаемое четырьмя столбами. У изголовья кровати опорные столбы прямые, лишенные декора, между ними спинка (изначально находившаяся в ногах). Столбы у подножия украшены резьбой в виде стеблей тростника и листьев. Драпировки сделаны из ткани с цветочным рисунком. Начало XIX века.

Библиотечное кресло в стиле Георга IV. Кресло сделано из красного дерева с использованием резных мотивов стеблей тростника и завитков. Спинка и боковины, обтянуты тканью, представляют единое пластическое целое в форме латинской буквы U. Резные ножки оканчиваются латунными наконечниками и колесиками. Кресло имело пару Начало XIX века.

Библиотечный стол. Столешница имеет моделированные скошенные края и изящную резную царгу. В декоре стола использованы черепаха и вставки из позолоченного металла. Стол стоит на ножках-кабриолях. Около 1830.

 

 

 

 

^ Наверх