+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Германия: ампир

 

 

Услуги / Страницы

 

Когда в 1806 году Наполеон Бонапарт стал правителем Германии, в стране появилась и ампирная мебель, столь любимая Наполеоном. Декоративное искусство Германии Австрии имело прочные связи с французскими, поскольку многие немецкие ремесленники обучались в Париже. Здесь они знакомились и со стилем ампир. Использовавшиеся в мебельном декоре классические мотивы орлы, мифические существа, лавровые венки и колонны в сочетании с бронзовыми украшениями милитаристского характера напоминала о победах и триумфах Наполеона.

КОРОЛЕВСКИЕ ВЛИЯНИЯ

В Германии ампирная мебель стала популярна именно благодаря членам семьи Бонапарта. Его брат, Жером Бонапарт, в 1810 году стал королем Вестфалии. Он обставил прусский замок Вильгельмсхеэ ампирной мебелью: туда вошли вещи, изготовленные Жоржем Жакобом-Демальте, и импозантный столик с мраморными рельефами дизайна Фридриха Вичмана. В 1806 году Наполеон заказал ампирный гарнитур для своей резиденции в Вюрцбюрге, Франкония. Вещи были исполнены в стиле французских архитекторов Персье и Фонтена, которым Наполеон благоволи. Их книга образцов, вышедшая в 1801 году, «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки» была хорошо принята в Германии и оказала немалое влияние на местных мастеров, вдохновляя их на создание проектов.

НЕМЕЦКИЙ ВАРИАНТ

Немецкая мебель часто была крупнее французских ампирных образцов. Она была тяжеловесна и строго симметрична.

Ампирная мебель была аристократической; она была принята правителями всех монархий и княжеств, составлявших Немецкую конфедерацию после Венского прогресса 1815 года. Главы государств демонстрировали свою мощь строительством новых замков или переделкой уже существующих; роскошные интерьеры этих замков создавались в стиле ампир.

Приемные комнаты и тронные залы обставлялись ампирными образцами. Придворные мебельщики производили разнообразные ансамбли с придиванными и консольными столиками, заимствованными из французских рисунков или публикаций в журналах мод, популярных в то время. Личные покои были обставлены мебелью красного дерева, украшенной орнаментами из позолоченной бронзы. В декоре присутствовали египетские мотивы.

На дизайн стульев и кресел повлияли формы античной мебели. Черты греческих стульев клисмос прослеживаются в линиях стульев архитектора и художника Лео фон Кленце, работавшего в Мюнхене при дворе короля Баварии Людвига I; спроектированные им здания в стиле неоклассицизма до сих пор составляют прелесть этого города.

ВЕНСКИЙ ДИЗАЙН

Вена была крупнейшим центром мебельного производства. Именно здесь появились наиболее интересные, в смысле дизайна образцы необычной формы, например, венский секретер в форме лиры. В отличии от немецких ремесленников австрийские мастера любили разительный и позолоченной бронзы и делали бронзовые украшения, близкие французским.

Одним и самых талантливых венских мебельщиков был Джозеф Ульрих Данхаусер. Он руководил первой венской мебельной мануфактурой с 1804 по 1829 год, до своей смерти. Он заработал себе имя на производстве деревянных украшений. Искусно имитирующих бронзовые.

Венский секретер. Роскошный секретер сделан из красного дерева. Он имеет форму лиры, украшен инкрустацией и позолотой. Полукруглое навершие с ящичком с обеих сторон окружено женскими классическими фигурками. За откидной прямоугольной крышкой, являющейся одновременно рабочей поверхностью, открывается «интерьер» секретера с ящичками и декоративными арками, богато декорированными позолоченной бронзой. Нижняя часть секретера состоит из двух ящиков с декором в виде струн лиры. Секретер стоит на прямоугольном подиуме и четырех ножках в виде львиных лап. Около 1807г.

Венский Геридон. Столешница и фриз этого геридона, фанерованного красным деревом, немного нависают над фризом с позолоченным краем и тремя ножками. Ножки сверху украшены позолоченными львиными масками, а внизу оканчиваются позолоченными львиными лапами. Около 1810г.

Львиная маска из позолоченной бронзы.

 

Буковый стул. Спинка стула сверху закруглена; спинка и мягкое сиденье обиты тканью розовых оттенков. Передние ножки круглые, сужающиеся книзу; задние гнуты ножки-кабриоли. Дизайн стула приписывается Лео фон Кленце.; предположительно, стул происходит из резиденции в Мюнхене. Около 1818г.

Австрийский стол из вишневого дерева. Прямоугольная столешница с закругленными краями, под ней находится простое подстолье с одним выдвижным ящиком. Квадратные в плане ножки стола резко сужаются книзу. Около 1810г.

Комод из Северной Германии. Комод сделан из красного дерева и клена. Столешница прямоугольная со скошенными передними углами. Три ящика украшены вставками эбенового дерева. Ножки короткие, сужены книзу. Начало XIX века.

КАРЛ ФРИДРИХ ШИНКЕЛЬ (1781-1841)

Наиболее влиятельный немецкий мастер начала XIX столетия Шинкель был также архитектором-градостроителем и художником.

Карл Фридрих Шинкель родился около Берлина и получил образование архитектора в берлинской Академии архитектуры. Он учился у архитектора Фридриха Жили, чьи грандиозные планы создания памятника прусскому корою Фридриху Великому произвели большое впечатление на молодого Шинкеля.

Во время путешествий по Франции и Италии он был потрясен классической архитектурой. По его мнению, новые формы в искусстве должны быть вдохновлены античностью, но не должны быть попытками ее рабского воссоздания. По возвращении в Германию он работал на прусское государство, включая работу декоратора в Национальном театре.

Одной из ранних работ Шинкеля были кровать и столик к ней, созданные для королевы Луизы для замка Шарлоттенбург в Берлине. Использование древесины светлых пород предвосхищало стиль бидермейер. Шинкель не боялся экспериментировать с формой. Ему принадлежат интересные образцы мебели, такие, как «архитектурные» секретеры и комфортабельные кресла. Его книга «Роль моделей для мастеров и ремесленников», опубликованная в 1835 году, получила широкое распространение. В поздний период творчества Шинкель отошел от неоклассического стиля и обратился к ренессансным формам.

Для кресла Шинкеля характерны изогнутые линии, высокая спинка и обилие обивочной ткани. Декор в античном стиле.

ГЕРМАНИЯ: БИДЕРМЕЙЕР

Термин «Бидермейер» охватывает широкий спектр простой классической функциональной мебели, созданной между 1805 и 1850 годами, то есть одновременно с мебелью ампира. В аристократических домах парадные помещения обставлялись ампирной мебелью, а личные покои и особняки мебелью в стиле бидермейер, популярной среди среднего класса Германии, Австрии, Швейцарии и Скандинавии.

Политическая нестабильность в германских государствах начала XIX века провоцировала рост нищеты и ощущение неуверенности в обществе. В результате люди укрывались от общественных неурядиц в своих домах, которые с энтузиазмом обставляли.

СДЕРЖАННЫЙ СТИЛЬ

Мебель бидермейера отличается прямыми линиями и отсутствием декоративной резьбы. В оформлении были популярны классические мотивы: колонны, фронтоны, стрелы. Примерно с 1830 года в дизайне появились округлые формы: изогнутые ножки стульев, аркообразные спинки диванов, моделированные архитектурные карнизы у письменных кабинетов.

ПОПУЛЯРНЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВА

Наиболее популярными в производстве мебели бидермейера были привозное красное дерево, слишком, однако, дорогое для покупателя среднего класса, и более доступные ореховое и персиковое деревья, вишня, береза и ясень в сочетании с темным вязом и туей.

Природный рисунок дерева, являвшийся основной декоративной чертой мебели этого стиля, подчеркивался различными пирамидальными или фонтанообразными формами. Вяз и орех были популярны из-за богатства оттенков их древесины Более темные породы использовались на бордюрах, обрамляющих ромбовидные замочные скважины, на ножках и карнизах изделий.

СДЕРЖАННЫЕ ПО СТИЛЮ ИНТЕРЬЕРЫ

Интерьеры в стиле бидермейер были обставлены скромно, внимание больше уделялось практичности и комфорту, нежели декоративности. Мебель удобная и уютная, была средних размеров и округленных форм.

Многие предметы мебели имели «пару» - изделие подобного размера для придания равновесия интерьеру. Например, секретер с откидной крышкой и переходная форма шкафа, выглядевшего как имитация секретера, но использовавшегося как гардероб.

Богатая цветовая палитра была характерной чертой интерьеров стиля бидермейер; в создании домашней обстановки широко использовались светлые обивочные ткани, занавески, а также мебель из светлых пород дерева.

Технические новшества в течении XIX века, стали оказывать заметное влияние на производство только во второй половине столетия, поэтому ранние вещи в стиле бидермейер были полностью ручной работы. Мебельная обивка была простой, шелковой или из конского волоса, поверхность дерева ровной, полированной.

К средине XIX века стиль, определившийся как комфортный, но достаточно непривлекательный, получил название «бидермейер» («обыватель», «приличный общественный человек»). Это название впервые появилось в печати, характеризируя вымышленного героя, и не имело оттенка комплимента.

Популярность стиля понемногу спадала, и только в начале XX столетия эта тенденция прекратилась мебель в стиле бидермейер вновь стала востребована. Это, в свою очередь, привело к тиражированию изделий.

Секретер. Откидная крышка этого секретера, полностью фанерованного древесной вишни, обнаруживает его внутреннее пространство. «Интерьер» состоит из одиннадцати маленьких ящиков, окружающих центральное квадратное отделение с шатровым сводом. Нижняя секция состоит из трех больших ящиков. Этот практичный секретер демонстрирует основные качества мебели бидермайера; удобство и комфорт; он стоял в гостиной центральном помещении дома. Около 1820г.

Обеденные стулья. Стулья изготовленные из орехового дерева. Фигурные спинки состоят из двух прямых опор с перекладиной, верхней резной рамы и центральной вставки шарообразной формы. Суживающиеся сиденья, обтянутые тканью, и гнутые ножки типичны для того периода. Стулья обиты тканью с неоклассическим рисунком в полосочку и цветами (возможно, это оригинальная ткань, первоначально натянутая на эти стулья). 1820-1830г.

Софа. Форма этой софы заимствована из классических образцов и типична для простого геометрического стиля, который предпочитали проектировщики бидермайера. Изысканные резьба и декор были не свойственны стилю. Софа фанерована древесиной вишни, с темными вставками эбенового дерева, подчеркивающими гладкую поверхность дерева. Для удобства сиденье сделано на пружинах. Около 1825г.

Обеденный стол. Этот стол происходит из Южной Германии; он фанерован древесиной вишни, на столешнице выложен лучевой рисунок в виде звезды. В некоторых участках дерево затемнено для создания эффекта большей декоративности. Простая по дизайну опора стоит на треугольном полике. Около 1830г.

Настенное зеркало. Архитектурная рама декорирована древесиной вишни. Колонны, фанерованные эбеновым деревом, с базами и капителями, поддерживают классический карниз и фронтон. Центральная накладка изображает богиню Диану. 1820-1830г.

Застекленный кабинет. Этот кабинет, фанерованный древесиной березы, сделан в Берлине. Большое овальное стекло, вставленное в дверцу, украшено изображением солнца и исходящих от него лучей. В нижней части кабинета сделан единственный выдвижной ящик. Около 1820г.

Комод, фанерованный ореховым деревом. Верхний ящик комода располагается под крышкой комода. Два нижних ящика фланкируются колоннами черного дерева с позолоченными коринфскими капителями и базами. Центральный ящик декорирован изображениями цветов и мифологических персонажей. 1820-1830г.

 

 

 

 

^ Наверх