Россия - начало XIX века 1800 - 1840 г.
В XVIII столетии Россия стала, открыта западному культурному влиянию; это продолжалось и в первые десятилетия XIX века. В отличие от других европейских стран, где ампир распространялся благодаря тому, что на престол возводились члены семьи Наполеона или вследствие прямого контроля самого Бонапарта, в России он охотно заимствовался аристократическими кругами.
Несмотря на то, что вторжение Наполеона имело серьезные последствия, Россия переживала экономический подъем. Во время правления Александра I (1801-1825) Михайловский, Зимний и Елагинский дворцы в Петербурге были обставлены ампирной мебелью.
ЗАПАДНЫЕ ВЛИЯНИЯ
Со времен правления Екатерины II (1762-1796) мебель завозилась из Западной Европы, особенно из Франции, а также из Англии и Германии. Выписывались иностранные архитекторы швейцарец Тома де Томон и итальянцы Карло Росси и Джакомо Антонио Доменико Кваренги работали в России в стиле классицизма. Они не только возводили собственные сооружения, но и достраивали постройки Растрелли, Ринальди и Чарлза Камерона в Петербурге и его пригородах.
Мебель для Белого зала Михайловского дворца, спроектированная Карло Росси, поставлялась мастерами братьями Бобковыми. Эта «архитектурная» по стилю мебель была выдержана во французском духе и украшалась венками, розетками и другими деталями, свойственными ампиру.
В восстановлении после пожара Павловского дворца принимал участие архитектор Андрей Воронихин. Среди созданных ним интерьеров в Павловске особенно интересен кабинет императрицы Марии Федоровны («Фонарик»). С именем Воронихина часто связывают стул, созданный им в 1804 году для летней резиденции Александра I в Царском Селе. Ножки стула, изображающие сфинксов, переходят в подлокотники, украшенные крыльями. Этот стул не только свидетельствует о моде на ампирные вещи и увлечение мотивами древнеегипетского искусства, но и предвосхищает стулья стиля бидермейер, в дизайне которых тщательно скрывается переход от ножек к подлокотникам. Однако русская мебель испытывала влияние не только французских образцов; английские влияния, особенно проекты Томаса Шератона, также играли важную роль.
МЕСТНЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ
Многие образцы русской мебели этого периода простой, симметричной и часто выполненной из дерева светлых пород сложно отличить от западноевропейских изделий. Красное дерево было привозным, а береза поставлялась из лесов Карелии, граничащей с Финляндией. Тополь, масличное и сандаловое деревья так же были в моде, как и инкрустация камнем. Мрамор был отечественный, привозимый, например, из Сибири; популярный зеленый малахит нарезался такими тонкими пластинами, что мог накладываться даже на округлые поверхности.
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ МЕБЕЛЬ
Дерево часто покрывали позолотой и патинировали, чтобы мебель казалась металлической. Однако некоторые образцы мебели действительно делали из металла. Стальная мебель традиционно производилась на Тульском оружейном заводе; некоторые изделия целиком выполнялись из позолоченной бронзы. Геридоны могли быть полностью металлическими, иногда с малахитовыми столешницами и изогнутыми опорами с орлиными головами. Одним из самых роскошных изделий из позолоченной бронзы является туалетный столик из Михайловского дворца. Его столешница сделана из голубой смальты (кварцевое стекло); декор столика изобилует античными мотивами от сфинкса до рога изобилия.
РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ
С середины 1820-х годов в моду вошел неоготический стиль; в это время наблюдалось возрождение некоторых стилей, в том числе рококо. Позже, во второй четверти столетия, мастера мебельщики обратились к исконно русским традициям, производя мебель в неорусском стиле. Этот стиль поддерживали архитектор А. Штакеншнейдер и мебельный магазин Тура. Типичные стулья с округлыми сквозными спинками сохранились в столовой подмосковной усадьбы Архангельское. Их дизайн отражает традиции русской архитектуры XVII века.
Готический стол. Этот столик сделан из сплава серебра, столешница из белого мрамора с прожилками. Фриз стилизован под готический аркатурный пояс; арочки в каждой люнете декорированы листьями аканта и изображениями трехчастных листьев клевера. Углы фриза оформлены в виде капителей, поддерживаемых четырехчастными колоннами. Столик стоит на прямоугольном основании, декорированном крупным сетчатым узором с мотивом четырехлистника. Латунные вставки оживляют этот столик, который без них выглядел бы слишком строго. Около 1820г.
Круглый стол. Стол, сделанный из березы, имеет мраморную столешницу с ободком и краем, украшенным резьбой в виде стеблей тростника. Столик стоит на опоре, моделированной в форме резных смыкающихся листьев, и на трех резных ножках со скрытыми колесиками. Начало XIX века.
Консольный стол в стиле классицизма. Ампирный консольный стол с прямоугольной мраморной столешницей и богатой резьбой с розетками по углам. Каждая ножка вырезана в виде женской полуфигуры, «вырастающей» из завитка с лиственным орнаментом. Начало XIX века.
Кресла красного дерева. Кресла имеют резную верхнюю планку; сиденья и спинки обтянуты кожей. Подлокотники мягкой изогнутой линией спускаются к передним ножкам. Сиденье поддерживается прямоугольной рамой. Кресла декорированы латунными вставками. Ножки саблевидные. Около 1815г.
Ампирное кресло. Кресло из красного дерева и с накладками золоченой бронзы имеет прямоугольную верхнюю планку, венчающую спинку с резьбой в виде военных трофеев. Передние ножки выполнены в виде фигур крылатых сфинксов, поддерживающих подлокотники. Начало XIX века.
Софа из красного дерева. Софа имеет резную раму спинки, покрытой резным орнаментом у пальметт. Подлокотники мягко спускаются от спинки, заканчиваясь завитками. Сиденье и спинка обтянуты светлой тканью в полоску. Диван стоит на саблевидных изогнутых ножках. Начало XIX века.
Консольный десертный столик. Консольный десертный столик красного дерева с накладками из золоченой бронзы и латуни в форме полукруга, с тремя полками в верхней части. На каждой полке предусмотрена небольшая галерейка. Фриз украшен латунными деталями. Опоры в виде колонн соединены двухъярусной платформой. Начало XIX века.