+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Испания и Португалия - начало XIX века

 

 

Услуги / Страницы

 

Мебель, производившаяся на Иберийском полуострове в начале XIX века, испытывала сильное влияние европейских стилей, а также отражала особенности техники, художественного вкуса и региональных традиций испанской и португальской культур.

В создании испанской и португальской мебели этого периода значительную роль сыграл французский ампир. Испания политически зависела от Франции после отречения от престола Чарлза IV и Фердинанда VII в 1808 году; пришедший к власти брат Наполеона Жозеф Бонапарт ввел в Испании моду на ампирную мебель. В дизайне португальской мебели прослеживается влияние мебели французской, поскольку Португалия тоже оказалась под контролем Франции, годом раньше Испании.

ФЕРДИНАНДИНО

Однако настоящего рассвета в мебельном производстве Испании стиль ампир достиг уже после падения Наполеона. Испанский ампир получил название фердинандино по имени короля Фердинанда VII, правившего с 1814 по 1833 год. Менее сложные и более грузны, нежели французские образцы, испанские изделия обычно производились из красного дерева с резными позолоченными украшениями вместо накладок золоченой бронзы. В декоре преобладали классические мотивы, особенно изображения пути или лебедей. Эти мотивы украшали, в частности, типичные кресла-гондолы с ножками в виде лебедей или дельфинов. Так, королевский письменный стол из мадридского Королевского дворца стоит на резных позолоченных ножках в форме лебедей.

Любовь испанцев к древесине ореха, сосны, кедра и орехового дерева проявилась в изделиях с минимальным количеством украшений. Как и португальская мебель того периода, испанская мебель была тяжелее ампирных образцов и отличалась более крупными пропорциями. Мебель южных областей Испании сохранила явление мавританского стиля.

Хотя влияние французского стиля на испанскую мебель было доминирующим, в ней отразились также черты английской, немецкой и итальянской мебели. На острове Менорка работали английские мастера, что способствовало распространению английского варианта неоклассического стиля, а связи еще XVII века с Наполеоном способствовали развитию форм итальянской мебели.

С восшествием на престол королевы Изабеллы (1833-1870) и развитием так называемого стиля изабеллино в Испании появилось более романтическое художественное направление, воскресившее многие формы исторической мебели, особенно барочной. В этом смысле стиль изабеллино сопоставим с французским вторым ампиром.

ПОРТУГАЛИЯ

В самом начале XIX века в искусстве Португалии царствовал английский неоклассицизм. Французская оккупация страны способствовала созданию тяжеловесной версии ампира, но как только политическая власть вернулась к генералу Бересфорду (1811), ампир уступил место стилю английского Регентства. Наиболее популярными были трафальгарские стулья, на местных мастеров оказывала серьезное влияние графика Шератона.

С этого времени в португальском мебельном производстве начался период упадка. С возвращением из Бразилии Дом Жуана VI нестабильность в политической и социальных сферах сопровождалась общим экономическим кризисом. Беспокойства в стране достигли высшей точки во время правления Марии II да Глория (1826-1853).

Для португальской мебели характерно использование древесины южноамериканских пород, особенно из бразильских лесов, таких, как джакаранда и бакаутовое дерево. Их древесина легко поддается резьбе и позволяет создавать отчетливо прорисованные детали, поэтому резьба на португальской мебели встречается гораздо чаще, чем на французских или английских образцах. Однако мебель, производившаяся в Лиссабоне, тяготеет к более простым и утяжеленным формам. К изделиям высокого качества относится гарнитур из красного дерева с позолоченными едиными деталями, предназначенный для одной из спальных комнат Королевского дворца в Келузе.

С 1830-х годов, когда супруг Марии II Фердинанд Саксен-Кобург-Заальфельдский начал строить дворец Да Пена, в моду вошел немецкий стиль бидермейер.

Крепкие колониальные связи Португалии с Индией и странами Дальнего Востока способствовал ввозу мебели из этих стран, в особенности из Гоа и с Малабарского берега.

Португальский колониальный кабинет. В изготовлении кабинета использованы древесина твердых пород, черное дерево и украшения из белого металла. Карниз в виде арки возвышается над двумя фигурными застекленными дверцами. Нижняя часть кабине снабжена выдвижными ящиками. Изогнутые ножки соединены перекладинами, место пересечения которых акцентировано резной урной. Начало XIX века.

Комод с Майорки. Комод сделан из красного дерева и палисандра с применением техники маркетри. Мраморная крышка располагается на фризе выпуклой формы с инкрустацией в виде прихотливого узора сплетенных листьев. Под фризом находятся три ящика, фанерованные как единое целое. Углы комода скошены и декорированы интарсией по вертикали. В основании комода, имеющем вогнутую форму, расположен еще один ящик. Ножки прямоугольные с резьбой в виде листьев аканта. Начало XIX века.

Испанский комод. Комод облицован красным деревом. Прямоугольная крышка находится над двумя узкими ящичками; два длинных ящика, располагающиеся под ними, декорированы накладными панелями геометрических очертаний. Углы комода выполнены в виде каннелированных пилястр, сужающихся книзу. Ручки и замочные пластинки на ящиках выполнены из латуни. Элегантные ножки имеют саблевидную форму. Около 1800г.

Неоклассические стулья. Эти стулья для гостиной входили в гарнитур из четырех стульев. Рамы выполнены из красного дерева с частично позолоченным декором. Прямоугольные спинки чуть загнуты наверху. Прямые рамы сидений украшены позолоченными розеткам. Ножки сужаются книзу. Начало XIX века.

Обеденные стулья. Эти испанские стулья из красного дерева часть гарнитура, состоявшего из десяти стульев. Рамы спинок украшены резными львиными масками. Спинки представляют собой два ряда вертикальных деталей, выточенные в форме балясин; в верхнем ряду балясины крупнее, нижний декоративный ряд представляет собой бордюр. Сиденья обтянуты кожей, прикрепленной к рамам с помощью медных мебельных гвоздей, рама сиденья резная. Точеные ножки стульев соединены перекладинами в форме буквы Н и оканчиваются шарами. Начало XIX века.

 

 

 

 

^ Наверх