+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Американский поздний федеральный стиль

 

 

Услуги / Страницы

 

По окончании войны за независимость победители-американцы переняли увлечение неоклассицизмом, который стал называться федеральным стилем. На этот новый стиль первоначально повлияли работы Роберта Адама и книги, образцов Шератона и Хепплуайта.

На поздних этапах развития федеральный стиль стал испытывать влияние искусства Древних Греции и Рима. Например, после 1800 года стулья приобрели более сложные очертания, образцами для их создания послужили древнегреческие стулья клисмос с массивной изогнутой горизонтальной перекладиной на спинке. Сказывалось влияние последних стилей французской мебели или ее английских интерпретаций, а также стиля Регентства.

НЬЮ-ЙОРКСКИЕ МАСТЕРА

В это время Нью-Йорк стал центром мебельного производства и пристанищем достаточно большого количества мастеров со всей страны, начавших экспортировать свои изделия в другие штаты.

Одним из лучших мастеров был Дункан Файф , чье имя ассоциируется с мебелью, сочетающей по-гречески перекрещенные или саблевидные ножки с окончаниями в виде звериных лап, спинка в форме арфы или лиры и неоклассическими мотивами декора гирляндами, рогами изобилия, снопами пшеницы и молниями.

Шарль-Оноре Ланнюйе, француз по происхождению, - еще один знаменитый мебельщик, в 1803-1819 годах работавший в стилях директории и консульства, после чего переключившийся на новый стиль ампир, где часто использовал декоративные мотивы архитектуры Древней Греции и древнего Рима. Мебель Ланнюйе маркировалась его клеймом и снабжалась ярлыком с надписью на английском и французском языках, что свидетельствовало о его знакомстве с парижскими стилями. Эти ярлыки сегодня сильно облегчают атрибуцию вещей Ланнюйе в отличие от мебели Файфа, этикетки на которой встречаются чрезвычайно редко.

ДИВАНЫ И СТУЛЬЯ

Диваны позднего федерального стиля отличаются большим изяществом и простотой; они имеют прямые или слегка изогнутые спинки и сужающиеся книзу ножки. Кушетки в греческом стиле служили для дневного отдыха. Крашеные стулья стали чрезвычайно популярными, в частности, стулья типа Baltimore. Кресла и диваны часто обивали шелковыми или атласными тканями с рисунками в неоклассическом стиле: перья, корзины с цветами, животные или фигуры людей, подражающие античным изображениям.

СТОЛЫ

Продолжали производиться раскладные столы разных типов, пемброкские столики, так же, как столики консольные, чайные, рабочие, карточные и т.п.

Ранние шкафы федерального стиля были слишком длинными для большинства американских домов (некоторые из них достигали 210см в длину), но к 1820 году появились их уменьшенные и упрощенные варианты.

БЮРО И ТУАЛЕТНЫЕ СТОЛИКИ

Бюро-цилиндры, снабженные крышкой-шторкой, впервые появились в Америке в начале XIX века. Цилиндрическая крышка-шторка делалась матерчатыми лентами.

С тех пор как стекло стало доступным материалом, некоторые секретеры и бюро делались с застекленными дверцами в верхней секции. Оконные стекла разделялись тонкими деревянными планками, которые часто складывались в сложные рисунки.

В поздний период федерального стиля туалетные столики стали делаться прямоугольной формы, меньших размеров, часто с проемом для коленей. Изделия для городских домов зачастую красились и покрывались позолотой или украшались драпировками.

ШКАФЫ

Существовало большое разнообразие мебели для хранения различных вещей от бельевых шкафов, превосходные образцы которых производились в то время, до комодов, высоких двухъярусных шкафов и шкафов с глухими дверцами. Изделия трех последних типов производились с плоскими крышками и ножками в виде скобок или в стиле Шератона. Часто они декорировались инкрустацией или облицовочными панелями. Большинство комодов делались с прямыми фасадами, на ящиках помещались овальные или прямоугольные накладки и ручки-петли. Однако наряду с этим производились комоды с изогнутой линией фасада, считающиеся вершиной американского мебельного производства.

Комод. Комод из красного дерева с интарсией происходит из южных штатов Америки. Крышка моделирована в форме лука, по ее краю проходит тонкая линия интарсии. Комод начитывает четыре ящика, каждый из которых украшен овальными латунными ручками по бокам и центральным орнаментом в технике интарсии; в целом создается впечатление, что ящик по горизонтали состоит из трех частей. Центральные декоративные вставки овальной формы из экзотической древесины включают гирлянду колокольчиков. Фигурный фартук в основании комода плавно переходит в ножки во французском стиле. Около 1810 г.

Столик в стиле Шератона. Этот столик из красного дерева и березы, декорированный в технике резьбы и интарсии, имеет крышку с краями волнистой формы. Точеные высокие сужающиеся ножки оканчиваются кольцами и медными колесиками. Около 1807г.

Кресло в Федеральном стиле. Изящно изогнутые подлокотники этого кресла красного дерева переходят в точеные опоры. Обитое тканью сиденье прикреплено к раме латунными заклепками. Передние ножки сужаются книзу, задние слегка изогнуты. Начало XIX века.

Софа в Федеральном стиле. Софа из красного дерева имеет изящную изогнутую линию спинки; подлокотники частично обиты тканью. Закругленные концы подлокотников продолжают опоры в форме вазы, переходящие в такой же формы точеные передние ножки. Две центральные ножки сделаны в том же стиле. Диван обтянут желтой тканью. Начало XIX века.

КНИГА ОБРАЗЦОВ ХЕППЛУАЙТА

Это была одна из трех книг образцов, благодаря которым европейские стили проникали в Соединенные Штаты.

Книга Джорджа Хепплуайта «Путеводитель столяра-краснодеревщика и драпировщика» - одна из самых известных.

Опубликованные вдовой Хепплуайта в 1788 году, спустя два года после его смерти, его рисунки в неоклассическом стиле оказали большое влияние на американскую мебель федерального стиля.

Они оказались востребованными как верхушкой американского общества, так и представителями средних слоев, нуждавшихся в формах мебели, способных отразить новую политику государств.

Рисунки Хепплуайта воплотились в работах Роберта Адама, элегантных и изящных. Его идеи проскальзывают в дизайне стульев, диванов, буфетов и столов федерального стиля.

Бюро и книжный шкаф, лист 40 из книги Джорджа Хепплуайта «Путеводитель столяра краснодеревщика и драпировщика», 3-е издание, 1794, Dover Publication, Нью Йорк.

Декорированное интарсией бюро с книжным шкафом. Зубчатый карниз увенчивается тремя декоративными урнами. Застекленные дверцы, скрывающиеся полки, находятся над рабочей поверхностью с подсобным ящичком.

ИНТЕРЬЕР ФЕДЕРАЦИИ

Вслед за принятием декларации о независимости в 1776 году в Америке случился настоящий бум строительства правительственных зданий и больших частных домов.

Молодое американское государство видела в себе наследника традиций и славе республиканского Рима. Неоклассические интерьеры Роберта Адама были с радостью восприняты американскими архитекторами и дизайнерами, несмотря на английское происхождение.

Состоятельные торговцы и фермеры в Чарлстоне, Южная Каролина, строили впечатляющие дома. Резиденция одного из них, Натаниэла Рассела, на Митинг-стрит, 51, построенная в 1808 году, была признана одной из самых элегантных в городе. Декоративная программа включала оттенки серого и насыщенный цвет бычьей крови, оживленные позолоченными деталями декора. Архитравы и обшивка внутренних стен были выдержаны в одном цвете, а настенный декор включал оранжево-розовые обои с бордюром с волнистым орнаментом, известным еще в Древней Греции. Наиболее яркими решениями интерьера являются широкая, величественно изгибающаяся лестница без опор, связывающая три этажа, и овальная гостиная. В этой комнате проходил бал Алисии Рассел в 1809 году. Демонстрация богатства и уверенности в себе является не менее значительным отличительным признаком федерального стиля, чем американский орел. При проектировании интерьеров архитекторы использовали разнообразные цветовые сочетания, но обычно стены окрашивались в светлые, пастельные тона.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Композиция комнаты в федеральном стиле близка неоклассической георгианской модели: радующая глаз симметрия размещенной строго в центре стены двери и фланкирующего ее с обеих сторон равного количества окон. Общественные помещения часто имели необычную планировку, например, это были десятиугольные и круглые залы. Зубчатый орнамент или балюстрады оживляли и смягчали строгие линии классического стиля.

Изображение гирлянд, урн и медальонов в неоклассическом духе помещались на карнизы, фризы или внутренние стены. Эти украшения вырезались из дерева или, чаще, делались из специальной смеси «компо», состоявшей из животного клея, смолы и мела. Мягкий в теплом состоянии, «компо» застывал до консистенции гипса при охлаждении. Из этой смеси была создана центральная розетка на потолке столовой комнаты в Маунт-Верноне, усадьбе Джорджа Вашингтона в Виргинии.

Кресло из клена и эбенового дерева. Кресло с чуть отогнутой верхней планкой спинки, сквозная спинка и изогнутые подлокотники с завитками на концах. На плетеном сиденье лежит подушка. Точеные передние ножки кресла со вставками эбенового дерева слегка отогнуты на концах. Около 1820 год.

Карточный столик с опорой в форме лиры. Столик с раскладной столешницей декорирован бронзовыми накладками в форме листьев и элементами, подчеркивающими конструкцию. На постаменте имеются позолоченные детали; ножки декорированы эбеновым деревом.

АМЕРИКАНСКИЙ АМПИР

Стиль Ампир, появившийся во Франции около 1800 года, вошел в моду в Соединенных Штатах примерно на пятнадцать лет позднее. Это было время начала промышленной революции. Быстро развивались технологии в сфере транспорта, образования, здравоохранения и связи; многие переезжали на запад в поисках новых возможностей и заработков.

В процессе индустриализации производство ампирной мебели стало удовлетворять публику различных уровней дохода: она могла быть элегантной и дорогостоящей для людей состоятельных и скромной и доступной для людей, более стесненных в средствах. Это означало, что мебель одного и того же стиля предназначалась для людей разных социальных классов, что способствовало чрезвычайной популярности стиля. И даже когда городские мастера обратились к новым стилям, в провинции продолжали выпускать ампирную мебель.

ИЗМЕНЕИЯ ФОРМЫ

Мебель нового стиля переняла формы раннего федерального стиля, став, однако, более массивной, громоздкой и нарядной. Как и образцы федерального стиля, ампирные изделия заимствовали черты древнегреческой и древнеримской мебели, но применяли их более буквально.

Элементы декора стали подчеркивать контуры в целом, а не акцентировать отдельные детали изделия; украшения в виде волнообразных завитков, выполненные в технике высокого рельефа, помещались на тяжеловесную мебель геометрических пропорций. Мастера перестали работать в технике инкрустации и начали делать трафаретные рисунки, украшения из позолоченной меди либо бронзы или вообще сводили к минимуму количество декоративных элементов.

ОСНОВНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЛИЯНИЯ

Новый стиль расцвел в Нью-Йорке, поддерживаемый английскими и французскими публикациями, особенно работами британского дизайнера Томаса Хоупа. К 1840-м годам американские дизайнеры разработали собственные модели; так, Джон Холл из Балтимора опубликовал первую в истории американской мебели книгу под названием «Помощник краснодеревщика» с рисунками моделей в ампирном духе.

Мастером, благодаря которому стиль ампир утвердился в Соединенных Штатах, был уроженец Англии Дункан Файф. Важную роль сыграл Шарль-Оноре Ланнюйе . По его рисункам стульев и столов, нередко декорированных позолоченными фигурами кариатид, создавалась мебель в его нью-йоркской мастерской. Однако наиболее яркие образцы ампирной мебели производились в Бостоне и Филадельфии.

ФОРМЫ И ДЕКОР

Ампирная мебель обычно делалась с саблевидными или круглыми, то есть Х-образной формы, ножками; они имели массивные закругленные, шарообразные или вырезанные в форме звериных лап концы. Крышки некоторых столов делались из мрамора; другие модели снабжались тяжелыми основаниями-пьедесталами.

Типично ампирными формами мебели были стулья клисмос, диваны-софы с закругленными краями и диваны-канапе, орнаментированные центральные столы, столы с зеркальными задними стенками и передними опорами в виде колонн, кровати на полозьях, кровати с балдахинами и кушетки, такие, как рекамье и меридьен. Мебельщики также продолжали делать шкафы, туалетные столики и рабочие столы с основаниями. Комоды производились с фартуками у основания.

Римская символика играла значительную роль в системе декора ампирной мебели: рог изобилия, орнамент антемий, листья аканта, орлы, дельфины, лебеди, лира и арфа. Египетская компания Наполеона породила моду на изображения жука-скарабея, цветов лотоса и иероглифов. Дверцы и ящики украшались львиными масками и латунными, стеклянными ил деревянными ручками.

Комод. Этот комод выполнен из пламенеющего дерева, фактура и интересная расцветка которого сами по себе декоративны. Под прямоугольной крышкой с моделированным краем располагается скрытый ящик. Ниже помещаются три широких ящика, на каждом из которых имеется по две ручки-кольца с основой в форме львиных масок. По обе стороны от ящиков расположены две декоративные колонны, украшенные резьбой в форме листьев лотоса. Колонны и нижний ящик комода опираются на патформу-основу.

Стол для завтрака. Раскладной стол с откидными закругленными полами крышки. Опора в форме балясины и платформа стола декорирована резьбой. Ножки стола снабжены латунными окончаниями в виде звериных лап и колесиками. Около 1815 год.

Стол с зеркальной стенкой и колоннами. Мраморная крышка стола располагается на подстолье, придана форма архитектурного гуська. Стол резной, декорированный трафаретными рисунками. Передние опоры-колонны с капителями коринфского ордера. Зеркальная задняя стенка фланкируется плоскими пилястрами. Около 1835 год.

Карточный столик в стиле Шератона. Резной столик из красного дерева с волнистым изгибом края крышки; царга, чья линия повторяет очертание столешницы, декорирована резной корзиной с фруктами. Точеные ножки в форме связок тростниковых стеблей, суживающиеся книзу, дополнены резьбой растительного характера. 1830 год.

ДУНКАН ФАЙФ

Модная высококачественная мебель Дункана Файса сделала его одним из самых успешных мебельщиков в Соединенных Штатах.

В конце жизни Дункан Файф (1768-1854) способствовал преобразованию американского мебельного производства. В основе его мебели лежали несколько европейских стилей, от стилей Шератона и Регентства до ампира; он работал одновременно в нескольких стилях.

Родившийся в Шотландии, Файф в юношеском возрасте эмигрировал в Америку и учился мастерству краснодеревщика в Олбани, Нью-Йорке. В 1972 году он переехал в Нью-Йорк и через три года открыл собственный магазин. К 1845 году он стал одним из самых состоятельных людей города.

Он нанял 100 резчиков по дереву и столяров-краснодеревщиков, каждый из которых имел узкую специализацию. Они производили широкий ассортимент мебели, особенно большие претенциозные изделия для гостиных, использую лучшую древесину красного дерева. Мебель Файфа отличались элегантными пропорциями и изящными деталями, особенно резными. Заказчиками были состоятельные жители, среди которых был мультимиллионер, торговец мехом и крупный землевладелец Джон Джейкоб Астор.

Именем Файфа сейчас называется мебель позднего федерального стиля и ампира, для которой характерно использование классических мотивов античных Греции и Рима. Однако Файф редко снабжал свои изделия именными ярлыками, поэтому немногие модели стиля Файфа могут быть признаны его собственной работой.

Ампирная софа. Рама подлокотников и спинки резная; сиденье, спинка и подлокотники плетеные. Ножки оканчиваются латунными звериными лапами, в которых спрятаны колесики. 1815-1825г.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЛИЯНИЯ

Связь между американской, английской и французской мебелью в начале XIX века носила достаточно сложный характер; зачастую очень непросто определить происхождение той или иной вещи. Хотя искусство Соединенных Штатов стилистически зависело от искусства Старого Света, на Американском континенте работали мастера. Создававшие оригинальные вещи, перенявшие стили Регентства и ампир в той мере, в которой европейские страны заимствовали французский стиль наполеоновской мебели. Однако с уверенностью сказать, что вещь имеет американское происхождение, порой бывает можно только после анализа древесины.

Американские вариации европейских стилей наглядно представлены в работах Дункана Файфа и Шарля-Оноре Ланнюйе. Шотландские корни самого Файфа, возможно, послужили причиной принятия им вначале стиля Томаса Шератона. Файф обычно работал с красным деревом из Санто-Доминго, палисандровым или фиолетовым деревом.

Шарль-Оноре Ланнюйе, француз по происхождению, приехал в Нью-Йорк в 1803 году. Он обучался во Франции, откуда и завез на Американский континент стилю Людовика XVI, который в его исполнении развился в особую форму ампира. Его мебель трудно отличить от французских образцов, в частности, потому, что он использовал дорогие материалы, возможно, завозил накладки из позолоченной бронзы из Парижа.

Английские и французские книги образцов, издаваемые Шератоном, Персье и другими дизайнерами, способствовали быстрому распространению европейских стилей в Америке.

Кресло Бержер в стиле Директории. Три кресла с высокой изогнутой спинкой, линия рамы которой переходит в линию подлокотников. Подлокотники для удобства снабжены подушечками. Спинка и сиденье полностью обтянуты тканью, которая, однако, не является оригинальной. Рама кресла сплошь покрыта резьбой с лиственным орнаментом. Слегка рифленые передние ножки, сужающиеся книзу, декорированы резными розетками у оснований, задние ножки скошены. Около 1800 год.

Английское кресло. В непрерывной округлой линии спинки и подлокотников этого кресла, сделанного из розового дерева и бука, ощущается влияние кресла-бержер. Это одно из парных кресел мебельщиков Гиллоу. 1815

Американское кресло копытце. Это кресло из красного дерева федерального стиля имеет общие черты с типом кресла-бержер: обтянутая спинка, сиденье и подлокотники, а также единая округлая линия спинки и подлокотников.

Английский сервант с тумбами. Задняя стенка этого серванта из красного дерева моделирована в виде раковины и листья аканта. В подстолье располагаются четыре ящичка. Две тумбы декорированы резьбой в виде львиных лап; в них размещаются полки. Тумбы стоят на прямоугольных основаниях. Около 1820.

Американский сервант с тумбами. Классический сервант из красного дерева повторяет формы серванта английского (см. выше), имеющего фигурную заднюю стенку с лиственной резьбой и тумбы на прямоугольных основаниях. Прямоугольная крышка располагается на подстолье, в котором помещаются ящики. Около 1840.

Английский погребец. Откидная крышка погребца из красного дерева скрывает поделенное на секции внутреннее пространство. Основание отделано бордюром; точеные ножки на концах имеют латунные обоймы с колесиками. Начало XIX века.

Американский погребец. Этот погребец, декорированный интарсией, выполненный из вишни, на постаменте с откидной крышкой, внутри поделен на секции. Погребец стоит на квадратных в плане ножках. Начало XIX века.

Софа стиля Регентства. Софа выполнена из красного дерева в стиле Регентства. Фигурная спинка имеет прихотливые очертания; изогнутые подлокотники покрыты резьбой. Та же резьба продолжается и на раме сиденья. Мягкое сиденье и подушки-валики служат для максимального удобства. Расходящиеся резные ножки заканчиваются латунными наконечниками в виде листьев колесиками-роликами. Сильно скошенные ножки отличаются непрочностью. Начало XIX века.

Американская софа. Элегантная американская софа по форме и характеру резьбы спинки и подлокотников напоминает софу стиля Регентства (см. выше). Спинка, сиденье и подлокотники обтянуты тканью. Ножки покрыты затейливой резьбой и на концах переходят в резные звериные лапы. При сравнении с предыдущим образцом эта софа более массивна. 1825.

ШЕКЕРЫ

Растущая коммуна шекеров производила собственную мебель, добротную и простую, в соответствии со своими религиозными принципами.

Шекеры христианская секта во главе с Анной Ли, известной как Мать Анна, эмигрировавшей из Англии в Америку в 1774 году. Через 50 лет существовало уже 19 коммун шекеров, в которые входили представители как мужского пола (братья), так и женского (сестры). Они принимали обет безбрачия и жили отстраненно от внешнего мира, трудясь на благо своей общины. Женщины были равных в правах с мужчинами, но жили от них отдельно, встречаясь лишь на общих собраниях и во время песнопений. Общины создавались силами новых членов, поэтому брали сирот.

ПРОСТОТА ФОРМ

Джозеф Мичем, ставший лидером шекеров в 1784 году, объявил, что постройки, мебель и одежда должны быть максимально простыми и лишенными декора. Вещи должны быть строго функциональны, а не декоративны, производство таких вещей является одной из форм восхваления Бога. Так появились предметы интерьера, лишенные таких украшений, как инкрустация, точение, резьба. Дерево гладко обрабатывалось, без каких бы то ни было следов отделки.

Формы мебели шекеров в XVIII век, адаптированные к требованиям их образа жизни, были предельно просты: стулья со спинкой с поперечными перекладинами в виде лестницы, столы в виде досок на козлах, шкафы и комоды. Мебель выполнялась из сосны, клена, вишни, ореха, ореха северного калифорнийского, тополя и березы, произраставших на территории общин.

Мебель часто морилась или окрашивалась в красный, красно-коричневый, желтый и темно-синий цвета. Хотя декоративная роспись была запрещена, братьям и сестрам все же позволялось красить свои жилища и предметы обихода. Так, сундуки и короба обычно были красными или желтыми.

Мебель шекеров основывалась на классических образцах. Были распространены стулья со спинками из нескольких планок, столы и столы для шитья, подсвечники, скамьи и табуреты, и низкие кровати. Комоды делались со сложной схемой ящиков в простой геометрической форме. Производство этих изделий не требовало больших времени и средств. Шекеры применяли традиционные техники и конструкции, например, соединение шипом в гнездо с использованием гвоздей, нагелей или соединений в форме ласточкиного хвоста. Ручки комодов и шкафов обычно делались из дерева. Сиденья стульев, как правило, были плетенными.

КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ

Поскольку трудолюбивые шекеры производили достаточно большое количество мебели, они начали продавать излишки за пределами своих общин. В их числе были стулья разных размеров от нулевого для маленьких детей до седьмого (большие стулья-качалки для взрослых). Иногда заказчики стульев со спинками из поперечных перекладин наподобие лестницы просили делать на верхней раме специальные набалдашники, на которые можно вешать шали и платки.

Когда другие мастера начали копировать их изделия, шекеры стали ставить на свои стулья специальные клейма, подтверждающие их подлинность.

Шекеры достигли максимального успеха в середине 1800-х годов. После Гражданской войны государство стало ориентироваться на индустриализацию и урбанизацию страны, и шекерам стало сложнее привлекать вы общины новых людей.

Шкаф комод. Два отделения шкафчика с дверцами на петлях находятся над десятью короткими и двумя длинными ящиками комода с деревянными ручками. Предмет сделан из древесины сосны. Изделие происходит из Маунт Лебанон, Нью-Йорк, и приписывается брату Амосу Стюарту.

Комод. Комод изготовлен из тополя и северного калифорнийского ореха с применением сосны. Под крышкой находиться шесть ящиков с круглыми ручками из древесины вишни. Шкаф стоит на коротких ножках.

Шекерское кресло качалка. Кресло изготовлено из твердого бука, древесине которого придан более темный оттенок. Рама слегка изогнута, сиденье плетенное.

ПРОСТЫЕ ДОМА

Интерьеры домов шекеров отражают стремление к предельной простоте.

Шекеры жили по двое в комнате, интерьер которой составляли две кровати на колесиках, стоявший между ними свечной столик с подсвечником и два стула-качалки со спинками, состоящими из поперечных перекладин в виде лестницы. В основании задних ножек стульев с помощью кожаных ремней крепились деревянные шарики, с плоской основой помогающие контролировать положение стула.

У жителей комнаты был общий комбинированный шкаф с комодом. В верхней его секции хранились головные уборы, в нижних ящиках одежда. Иногда шкафы делались с третьей секцией для обуви. На стенах крепились доски с деревянными колышками-гвоздиками на них вешалась повседневная одежда. А также стулья на время уборки в комнате. К этим доскам могло крепиться небольшое зеркало; никаких декоративных вещей в комнате держать не полагалось.

Образ жизни шекеров был подчинен строгому порядку; такому же порядку подчинялись все вещи, их окружавшие. Так, предметы интерьеров специально нумеровались, и если какой-то из них на время передвигался, то всегда мог быть возвращен обратно. Эти номера сохранились на некоторых столах и стульях до наших дней.

 

 

 

 

^ Наверх