+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Национальные традиции Северной Америки

 

 

Услуги / Страницы

 

В начале XIX века на территории Северной Америки создавали первые поселения и строили города. Как и многие семьи, жившие в колониях на протяжении 200 лет, эти переселенцы нуждались в мебели скорее практичной, нежели модной. Образцы мебели традиционных стилей, создававшиеся в это время, признаны одни из самых интересных из всех, когда-либо производившихся на территории Соединенных Штатов и Канады.

Мастера в небольших поселениях редко бывали, знакомы с такими техниками, как например, фанеровка, широко применявшимися в крупных городах. Однако в эти места иногда приезжали городские мебельщики в поисках заработка, и с ними в глубинку проникали и новые техники. Так местные традиционные стили стали испытывать влияние новых направлений в дизайне мебели.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ

В то время как Соединенные Штаты испытывали влияние английских стилей, некоторые районы Канады, изначально принадлежавшие Франции, подвергались влиянию французского искусства. После завоевания Британией французских колоний в 1760 году местные мастера продолжали производит привычную им мебель во французском духе. Постепенно неоклассический стиль, популярной в Америке и Великобритании, начал входить здесь в моду, хотя мебельщики, привыкшие применять французские техники, продолжали их использовать, создавая мебель по английским и американским образцам.

Федеральный стиль, развившийся в Америке в конце XVIII столетия, также привлекал местных мастеров; их ярко раскрашенные изделия, по-своему интерпретировавшие простые формы этого стиля, десятилетиями не выходила из моды.

Качество и дизайн традиционной мебели североамериканского континента обычно зависели от мастерства мебельщика, наличных материалов и вкуса и доходов клиента. Многие изделия либо вовсе не отмечены влиянием последних тенденций моды, либо представляют их в очень упрощенном варианте. С другой стороны, недорогие образцы местной мебели городских мастеров часто подражали новомодным изделиям. Иногда сочетались четыре разных стилей. Например, в конце века викторианский комод мог быть поставлен на ампирные закругленные ножки.

НАРОДНЫЙ СТИЛЬ

Простые по дизайну и конструкции изделия народного стиля не отличались грубостью; детали, хоть и заметно тяжелее, чем на более дорогих образцах, не были лишены элегантности. Ремесленники использовали местные породы дерева, такие, как сосна, ясень, пекан, береза, дуб, клен, а также древесину фруктовых деревьев вишни и яблони, украшая их с помощью морения или окраски, а не фанеровки, как это любили делать городские мастера. Многие образцы такой крашеной мебели сейчас считаются относящимися к народному искусству и поэтому высоко оцениваются.

Ножки часто делались точеными, а постаменты и края имели резные детали. Сиденья, как правило, были резные или же выполнялись из тростника, планок или тесьмы.

Различные детали мебели обычно соединялись на шип, но иногда скреплялись при помощи гвоздей, нагелей или соединений в форме ласточкиного хвоста.

БЫТОВАЯ МЕБЕЛЬ

Обычным для народной мебели начала ХIХ века были стулья с планочными спинками. Производились табуреты, лавки и скамьи с высокой спинкой, а также низкие кровати и люльки.

Стоки для воды обычно выполнялись из сбитых гвоздями досок; места для мытья посуды существовали до тех пор, пока не стал доступным водопровод.

Шкафы обычно изготовлялись под определенное место в интерьере и часто не имели ножек. Иногда они делались из различных кусков древесины и потом орнаментировались с помощью губки или раскрашивались под древесину. Дверцы запирались на деревянные, латунные или железные задвижки и имели деревянные или фарфоровые ручки. Обрамления замочных скважин часто повторяли форму самих скважин.

Шкаф, состоящий из шести полок, был одним из первых американских типов мебели; иногда подобные шкафы декорировались лепниной или резьбой либо красились. К началу XIX века они делались из дуба или сосны и затем были постепенно вытеснены комодами.

К другим типам традиционной мебели относились столы с откидными досками, чайные, рабочие и швейные столы, другие типы столиков, а также шкафы и подвесные полки.

Низкий буфет. Резной крашеный буфет, выполненный из древесины сосны, имеет прямоугольную крышку и панельные стенки. Два коротких ящика располагаются над двумя дверцами, украшены резными ромбовидным рисунком. Предмет стоит на коротких прямоугольных ножках.

Сундук из Нью-Мексико. Передняя стенка соснового сундука декорирована семью резными филенками с розетками и стилизованными изображениями львов из герба испанской провинции Леон. Боковые стенки украшены розетками. Национальные стили не подвергались изменениям, так что подобные предметы продолжали изготавливаться и в 1900-х годах. Конец XVIII века.

Столик с одним ящиком. Столик выполнен в федеральном стиле, крышка с закругленными углами инкрустирована геометрическим рисунком. Единственный ящичек находится под столешницей. Квадратные в плане ножки сужаются книзу.

Кушетка из Нью-Мексико. На дизайн этой сосновой кровати повлияли образцы, попавшие в Нью-Мексико из Санта-Фе. Грубоватое изделие с неприкрытыми местами соединения деталей. Кровать предназначалась для больных или умирающих.

Стул из Нью-Мексико. Единственным украшением этого простого низкого стула из желтой сосны является мелкая поперечная резьба на планках спинки и между передними ножками. Ножки соединены проножками.

Канадское кресло. Кресло изготовлено из древесины березы. Резные ножки и опра спинки имеют форму чередующихся прямоугольных брусков и декоративных урн. Поперечными балками спинки придана форма тела саламандры. Ножки объединенные проножками.

Стулья с тростниковыми сиденьями. Три неоклассических стула из центрально-атлантических штатов сделаны из тигрового клена, а их сиденья из тростника. Чуть отогнутые назад спинки декорированы резной фигурной планкой, сверху и снизу от которой располагаются простые прямоугольные перекладины. Ножки стульев объединены проножками, передняя двойная, более сложная, нежели задняя и боковые. Возможно, сиденья этих стульев являются оригинальными, а мягкие подушки могли быть добавлены позже. Около 1825

СТОЛЫ-ТРАНСФОРМЕРЫ

Такие оригинальные столы-стулья типичны для традиционной американской мебели, производившейся в начале XIX века.

Стол-стул был одним из первых видов многофункциональной мебели, решавших проблему свободного пространства. Изделие представляет собой столик с круглой крышкой, которая при необходимости откидывалась назад, и столик превращается в стул с круглой спинкой. Иногда в таких столиках делали ящик или небольшой шкафчик.

Подобные столы изготовлялись еще в XVII веке в глубине материка, на Восточном берегу и в колониях, однако их популярность сохранилась и в ХIХ столетие. Выполнялись такие образцы из местных пород древесины сосны, клена, березы, а также древесины фруктовых деревьев.

Столы разнообразно украшались в соответствии с требованиями стиля, господствовавшего в тот или иной период. Мода доходила до колоний позже, нежели до больших городов, и мебель здесь создавалась скромнее, чем в крупных центрах.

Стол-трансформер. Столик имеет березовые подлокотники и полку-сиденье из древесины сосны. Изделие окрашено в красный цвет.

ВИНДЗОРСКИЕ СТУЛЬЯ

Тип Виндзорского стула часто ассоциируется с местными породами дерева и провинциальным производством (особенно в области Хай Викомб в Англии). Однако происхождение этого стула было далеко не провинциальным. Лакированные виндзорские стулья стояли в библиотеке Канонса, дома герцога Чандоса в Миддлсексе, а в библиотеке Дворца Святого Иакова были стулья из красного дерева еще в начале XVIII века. Однако к началу XIX столетия они украшали более скромные интерьеры частных домов или таверн.

Виндзорские стулья производились исключительно в Англии и Северной Америке, но английские и американские образцы часто отличаются по своим характеристикам. В обоих вариантах сиденье было основным конструктивным элементом, в пазах которого крепились основания спинки, ножек и подлокотников. Однако производились они из разных пород дерева. В Британии использовался ясень, тис и древесина фруктовых деревьев, сиденья делались из вяза. В Северной Америке применялась древесина пекана, каштана, дуба, ясеня и иногда клена.

Существуют и стилистические различия. Например, использование реек на спинке было характерным для британского варианта, а стулья с низкими спинками производились до 1840-х годов исключительно в Америке. Неоклассические виндзорские стулья, иногда называемые стреловидными по форме реек спинки, имевших копьевидную или стреловидную форму, никогда не производились в Великобритании.

Виндзорский стул с кривыми ножками. Этот ранний английский виндзорский стул изготовлен из древесины фруктовых деревьев, ясеня и вяза. Верхняя рама спинки моделирована в форме рогов барана, на концах изящно переходящих в завитки. Центральная рама спинки продолжается в линии подлокотников. Центральная опора вырезана в форме изящной вазы, вокруг нее сгруппированы тонкие точеные балки, по три с каждой стороны. Они продолжаются и в нижнем ярусе спинки. У стула кривые ножки. Около 1750.

Филадельфийский виндзорский стул. Этот виндзорский стул имеет изогнутый верх спинки с центральной фигурной пластинкой и семью точенными под бамбук прутьями над фасонными сиденьями. Около 1800.

Американский виндзорский стул без подлокотников. Стул имеет изогнутую спинку с девятью прутьями над седлообразным сиденьем. Сиденье поддерживают ножки, точенные под бамбук, проножкой. которые соединены проножкой.

Готически виндзорский стул. Оригинальный стул, изготовленный из массива ясеня и вяза, имеет стрельчатой формы спинку с плоскими резными планками. Фигурное сиденье опирается на резные ножки. Начало XIX века.

ВИНДЗОРСКИЕ ДИВАНЫ

Небольшие легкие диваны, похожие на очень широкий стул, производились только в Англии и северной Америке.

Нет единства мнений по поводу названия для этого предмета мебели. Можно называть его «диван» либо же «скамейка-канапе». И все же «скамейки», о которых идет речь, представляют тип мебели, изготавливавшийся в конце XVIII-XIX столетия, который по дизайну был гораздо ближе к стулу, чем к дивану.

Идея создания таких скамеек возникла из желания сделать стул для двух и более человек, а их прототипам диваны и скамейки, изготавливавшиеся в XVIII столетии. Спинка таких диванов состояла, словно из нескольких спинок стульев, поэтому по дизайну скамейки-канапе напоминали стул: могли иметь плетеные спинку и сиденья или же спинку из плоских резных элементов, но не обивку, характерную для диванов. Южноафриканская скамейка также относиться к этому типу мебели.

Виндзорские скамейки-канапе характерны для Англии и Северной Америки. Их изготавливали так же, как виндзорские стулья, - с деревянным сиденьем, к которому на шипах присоединяли спинку, подлокотники и ножки.

Филадельфийский виндзорский диван с дугообразной спинкой. Канапе имеет дугообразно изогнутую верхнюю планку спинки, переходящую в отогнутые вниз подлокотники. Спинка опирается на 29 точных под бамбук прутьев. Подлокотники опираются на S-образные стойки. Сиденье поддерживают точенные под бамбук ножки.

Английский диван эпохи Регентства. Изделия из бука тонировано под патину и позолоту. Спинка составлена из четырех решетчатых частей, под отогнутой верхней планкой спинки расположены детали, на которых изображены музыкальные инструменты; подлокотники мягко изгибаются книзу. Плетеное сиденье опирается на передние точеные ножки с бронзовыми накладными деталями и колесиками-роликами. Начало XIX века.

КРЕСЛА И СТУЛЬЯ

Для кресел и стульев начала ХIХ столетия характерны все основные особенности мебели стилей Регентства и ампир.

Одним из наиболее типичных видов стульев этого периода является обеденный трафальгарский стул, происходивший из Англии. Стул имеет два горизонтальных элемента, верхний, как правило, в форме пластины, иногда витой, расположенный над плетеным или вкладным сиденьем. В этот период вновь широко использовалось плетение, особенно в английской и южноафриканской мебели, придававшие изделиям экзотический привкус. Для двух первых десятилетий века были более характерны саблевидные передние и задние ножки стульев и кресел, тогда как более прочные точеные или точеные с перехватами распространились позднее.

Такие образцы и многие другие, созданные по их подобию, часто изготавливали из массива красного дерева или палисандра со спинкой, отделанной шпоном. Для отделки использовали березу, которую часто окрашивали; за пределами Англии для отделки применялась древесина светлых оттенков.

Один из типов кресел в стиле Жоржа Жакоба имел прямоугольную обитую спинку с отвалом и открытые подлокотники с прямыми опорами, часто украшенными резными головами сфинксов или женскими масками. Передние ножки у кресла были точеные и суживались книзу. Такие более комфортные кресла вполне можно было использовать в гостиной, а вот кресла в стиле Регентства с плетеными спинками, боковинами и сиденьем, по-видимому, лучше подходили для библиотеки. Подушки сиденья у кресел были плотно набиты, для обивки сиденья нередко использовали кожу, которую дополнительно простегивали. Другие типы кресел были обычно обиты шелком или бархатом. Вышивки встречались редко, тем не менее, набор мебели из Зимнего дворца в Петербурге был обит тканью, имитирующей гобелен.

Русское открытое кресло. Кресло из березы с верхней планкой в виде коромысла, резной веерообразной поперечной планкой и подлокотниками в виде завитка. Мягкое сиденье опирается на саблевидные ножки. Одно из двух кресел. Начало XIX века.

Индийское парадное кресло. Это многоцветное, инкрустированное слоновой костью кресло пышно декорировано в стиле эпохи регентства. У него отогнутая филенчатая спинка с резной верхней планкой и саблевидные ножки-колонны, украшенные резьбой и заканчивающиеся лапами. Около 1830.

Английское кресло для библиотеки. Каркас кресла из красного дерева и стойки подлокотников элементы прямоугольного сечения. Боковины, спинка и сиденье плетенные, со съемными подушками. Начало XIX века.

Шведское кресло в стиле Бидермейер. У этого кресла из березы выступающая верхняя планка спинки в форме коромысла, украшенная интарсией в виде овала, и подлокотники в форме завитка. Около 1825.

Французское кресло-бержер в стиле Реставрации. Верхняя часть спинки этого глубокого кресла смешанного типа бержер и гондола из массива клена украшена интарсией в виде соцветия стилизованных листьев. Начало XIX века.

Французский стул в стиле Директории. Один из пары стульев в стиле Директории, имеет прямоугольную спинку, в центре которой плоская планка, инкрустированная бронзой с изображением лиры. Около 1800.

Американский стул Федерального стиля. Стул из красного дерева в форме щита, в щит вписаны декоративные элементы, включающие урну, плюмаж принца Уэльского, гирлянды и листья. Начало XIX века.

Немецкие стулья в стиле Бидермейер. Стулья в стиле бидермейер, фанерованные шпоном красного дерева, были изготовлены в Берлине. Все стулья имеют плоскую верхнюю планку, фигурную срединную планку с овалом посередине и элегантные, слегка изогнутые боковые устои спинки. Плетеное сиденье помещено внутри резной рамы с закругленными элементами передней царги и опирается на четыре саблевидные ножки. 1820-1830.

Американские обеденные стулья. Восемь обеденных стульев в стиле неоклассицизма выполнены из красного дерева. У стульев плоская верхняя планка, украшенная резными растительным орнаментом и тонкая горизонтальная поперечная планка, также декорированная резным орнаментом из листьев и розеток. Сиденья обиты черной кожей, которая чрезвычайно износостойка. Сиденье поддерживается спереди гладкой царгой и саблевидными ножками. В набор входят два кресла и шесть стульев, все они приписываются Антонию Квервелю. Около 1820.

НОВЫЕ МОДЕЛИ МЕБЕЛИ

В начале XIX века в обиход вошло много новых видов мебели, выполняющих вполне определенные функции. Раньше многофункциональные предметы мебели ставили вдоль стен, но в течении XVIII столетия ситуация постепенно менялась; предметы мебели стали иметь более узкую функциональную направленность. В этот же период в большем количестве начинают производить «ордерную» мебель. Томас Морган и Джозеф Сандерс специализировались в изготовлении «ордерных диван-кровати и кресла-кровати». Они также придумали знаменитый тип кресла, которое превращалось в лестницу для библиотеки.

В это время не только появляются все виды мебели, но и модернизируются старые образцы путем придания им новых форм, которые были заимствованы из древнего Египта, Греции и Рима. Например, погребец, в котором охлаждали вина, - новинка XIX столетия вполне мог быть изготовлен в виде древнего саркофага.

Появляются и новые виды мебели для гостиной. Сервант все еще довольно новое изобретение. Обычно он имел прямоугольную закругленную переднюю часть и два отделения, разделенные ящиком. Отделения могли содержать полки или даже ящикпогребец. Английские серванты выполняли, как правило, из красного дерева с отделкой в виде тонкой полоски бронзы или полоски, окрашенной под черное дерево. В обиход вошли также шкафчики и шифоньеры, предшественником которых был комод.

Новым элементом спальни являлось зеркало-псише. Это было большое цельное зеркало, заключенное в гладкую раму на штырях, с помощью которых оно крепилось к стойкам основания. Концы скошенных ножек были снабжены колесиками, что позволяло легко передвигать зеркало в любое место.

Появились и другие виды мебели, например, легкие складные предметы обихода, которые отвечали требованиям того периода, богатого военными событиями. Такая мебель была переносной, легко собиралась и разбиралась.

По тем же причинам во Франции было изготовлено офицерское кресло. У него были опоры для рук, но отсутствовали опоры под локоть, что давало возможность достаточно удобно сидеть в кресле, имея при себе оружие.

Американский D- образный сервант. Сервант, отделанный древесиной атласного дерева и кленовым шпоном. Имеет изогнутый фасад, объединяющий несколько выдвижных ящиков и отделений, закрытых дверцами. Рифленые ножки украшены точеными перехватами. 1800-1805.

Английский погребец. Погребец с дугообразной верхней частью из красного дерева в стиле Шератона имеет закругленную крышку и прямоугольный ящик, декорированный интарсией геометрического характера. Около 1800.

Американский секретер с дверцей шторкой. У этого стола прямоугольная верхняя часть и дверца-шторка, которая двигается и дает доступ к содержимому ящиков. Нижняя часть имеет два длинных ящика. Около 1795.

Английская конторка. Навесная крышка этой конторки из массивного дуба имеет галерею из тонких балясин, под которой скрыты три ящика два настоящих и один ложный. С боковой стороны расположены еще четыре ящика. Начало XIX века.

Шкаф витрина из Германии. Шкаф, отделанный шпоном вишневого дерева, имеет три застекленные стороны и расположенные по углам выступающие вертикальные колонны с позолоченными металлическими капителями. Около 1825.

Английский шкафчик в стиле Регентства. Верхняя с фигурно вырезанным краем часть этого шкафчика из палисандра декорирована полоской древесины сатинового дерева. Подстолье объединяет пять ящиков, каждый из которых имеет ручку в виде львиной маски с кольцом. Ниже шкафчик украшен решетками и имеет центральную нишу. Около 1805.

Американский стул клисмос. Стул из красного дерева имеет изогнутую прямоугольную верхнюю планку, украшенную резьбой в форме завитков, и фигурную, резную поперечную планку. Сиденье опирается на саблевидные ножки. Около 1815.

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для декорирования небольших предметов мебели все чаще использовали экзотические материалы из Индии и других колоний.

В начале столетия более доступными стали многие материалы, которые раньше редко применяли при отделке мебели. В английской мебели стали чаще выполнять инкрустацию латунью, которая уже применялась ранее, в 1740-1760-е годы. В ХIХ веке возросло использование перламутра, особенно для мелких предметов, таких как коробочки для чая. Стали применять редкие породы древесины и экзотические материалы, импортированные из колоний, например, падук или слоновую кость, а также лакированные детали, которые вырезали из китайских ширм и использовали для вставок. Запрет на вывоз древесины красного дерева, привел к тому, что в Европе начали использовать светлую древесину местных пород, так называемую bois clairs. В Англии изделия нередко покрывали натуральными лаками, используя технику пэнворк, заключающуюся в нанесении рисунка пером и последующем лакировании поверхности.

Английский столик для гостиной с овальной столешницей, выполненный в технике пэнворк. Этот предмет имеет точеную балясину, опирающуюся на три ножки, и декорирован росписью пером и лаком. Около 1825.

Столик с отделкой под эбеновое дерево и позолотой. Крышка столика из папье-маше. Покрытая изображениями восточных фигур, опирается на точеную колонну, с резьбой в виде листьев, и треугольный полик с ножками в форме лап. Начало XIX века.

Столик для шитья в стиле бидермейера. Для отделки столика использован шпон розового дерева с инкрустацией из перламутра. При поднятой крышке столика видны принадлежности для шитья и зеркало. Около 1830.

ЗЕРКАЛА

Зеркала подобно рамам для картин, являются декоративными элементами и поэтому не подвергаются значительному износу. Учитывая этот факт, зеркала нередко украшали позолотой, которую наносили на грунтованную поверхность.

В конце XVIII столетия стало возможным производить стекла больших размеров, поэтому в начале XIX века составные зеркала можно было встретить все реже. В Англии и Соединенных Штатах особо популярны были выпуклые зеркала, использовавшиеся в столовой и позволявшие получить панорамный вид стола, что было удобно для слуг. Выпуклые зеркала обычно были окантованы накладным рифленым элементом, покрытым черным лаком, и обрамлены позолоченными рамами, повторяющими форму зеркала.

Весьма популярным было и использование техники эгломизе (eglomise), при которой обратная сторона стекла покрывалась черной краской, гравировалась, а затем подвергалась золочению. Часто вставки эгломизе помещали над обычными зеркалами. Популярны были и прямоугольные зеркала-трюмо, которые нередко использовались в простенке между окнами над столиками. С конца 1820-х годов в Англии стали возрождать старые стили, что привело к возвращению зеркал, созданных по образцам Чиппендейла (эти зеркала довольно сложно отличить от оригиналов века). Во Флоренции создавались рамы для зеркал, покрытые пышной резьбой, имитирующие образцы стиля барокко.

Шотландское каминное зеркало. Это каминное зеркало из грунтованного позолоченного дерева имеет рельефный карниз с шаровидными элементами декора, который выступает над фризом, изображающим ангелов, трубящих в фанфары и летящих над колесницей, запряженной львами. Прямоугольное зеркало со скосом фланкируется двумя тонкими рифлеными коринфскими колоннами. Широкий горизонтальный формат зеркала дает возможность предположить, что оно могло помещаться над камином. Начало XIX века.

Американское золоченое зеркало. У этого американского зеркала ломаный фронтон с декоративными элементами в виде шара расположен над панелью со вставкой эгломизе, на которой изображены аллегория Надежды и две гирлянды. Начало XIX века.

КОМОДЫ

Прямоугольная форма ящиков ограничивает число возможных вариантов такого предмета мебели, как шкафчик с выдвижными ящиками, или комод. В то время как французский комод был более детально разработан и вполне мог иметь волнообразную или выпуклую форму, в которую были заключены все выдвижные ящики, его остальные родственники-комоды претерпели очень мало стилевых изменений.

За исключением скромных английских образцов, у которых нередко была изогнута передняя часть, комоды в начале ХIХ столетия имели в основном форму большого ящика. В это время комод терял свое лидирующее положение среди предметов мебели гостиной. Также все меньше использовали двухъярусные шкафы и высокие комоды.

Появилась мебель, напоминающая миниатюрный высокий комод и похожая на французский semainier, - шкафчик с семью ящиками. Образец, ящики которого закрывались с одной стороны с помощью пилястры на петлях, был назван шкафчиком. Веллингтона по имени знаменитого английского полководца.

В Европе был очень популярен один тип французского комода в стиле ампир. Это был прямоугольный комод, обычно с мраморным верхом, под которым располагался выступающий ящик с фризом с двумя колоннами по сторонам, а также с двумя или тремя ящиками на цоколе. Такие комоды из «пламенеющего» красного дерева оттенков от огненного до сливового декорировались накладными деталями из бронзы; украшения чаще всего располагались на фризовом ящике и на верхней и на нижней части колонн.

Еще вариант комодов, выполненный в стиле Людовика XVI, также имел верхнюю доску из мрамора, но все его ящики были заподлицо в отличие от выступающего верхнего ящика предыдущей модели. Вид этого комода был более изящным, возможно, из-за того, что он опирался на суживающиеся книзу ножки квадратного сечения. Эту модель особо любили в Италии; такие комоды изготавливал Маджолини.

Шведский комод. Прямоугольная крышка этого комода в позднем густавианском стиле со скошенными краями и нависает над тремя длинными ящиками. К ящикам примыкают рифленые и скругленные угловые частик комода; короткие рифленые ножки суживаются книзу. Комод полностью окрашен светло-серой краской. Около 1825.

Кабинетный шкаф из Северной Италии. Крышка этого шкафа, или комода, слегка нависает над прямоугольным фризом; корпус прямоугольный, с двумя большими дверцами. Передняя и боковые стенки шкафа богато украшены набором из ореха и других пород травленой древесины контрастных цветов, образующим строгий геометрический рисунок. Шкаф поддерживают короткие суживающиеся книзу ножки. Около 1800.

Итальянский комод. Комод в стиле неоклассицизма из ореха с отделкой маркетри имеет верхнюю доску из мрамора, под ней - фризовой ящик с интарсией с изображением гирлянд листьев и изящных урн. Ниже расположены еще два ящика, также декорированные интарсией, с изображением девушек и купидона в центре. Декор на боковинах зеркально отражает фронтальную часть. Около 1800.

Шведский комод. Комод в позднем густавианском стиле с фигурной крышкой и скругленными углами имеет три ящика, расположенные один над другим, и украшенные круглыми бронзовыми накладками. Комод поддерживают точеные, суживающиеся книзу ножки. Начало XIX века.

ДИВАНЫ

В начале XIX века диваны стали максимально комфортными. За исключением южно-африканских скамей, они почти всегда были полностью обиты, нередко дамасским шелком, поэтому античные орнаментальные мотивы, которые в этот период часто использовались для украшения открытых спинок стульев, могли служить декором только для боковин или верхних планок диванов. По той же причине удобства ножки диванов перестали делать скошенными и расходящимися. В начале этого периода боковые части диванов были прямыми или резными, украшенными характерными для неоклассицизма деталями, например сфинксами. Позже они стали приобретать форму завитка, разворачивающегося наружу, например, боковины дивана в стиле Уильяма IV часто имели S-образную форму.

В начале XIX столетия возродился интерес к кушеткам и шезлонгам. Эти элегантные модели имели изящные округлые очертания и были специально предназначены для дневного отдыха. Их использовали в гостиной или дамских спальнях. Такие модели имели скошенные наружу ножки, украшались накладными деталями из бронзы и снабжались колесиками-роликами.

Модели в стиле Регентства часто выполнялись в виде меридьена полудивана с двумя изогнутыми боковинками, причем одна из них располагается выше другой. В Дании, где все еще обедали, сидя на диванах, такие меридьены, как правило, по бокам имели еще шкафчики для хранения посуды. Учитывая функциональность этой мебели, а также тот факт, что ее можно было легко сломать, диваны стали изготавливать из недорогих пород древесины.

Поскольку обшивка диванов подвергалась износу и разного рода повреждениям, то сейчас трудно найти образцы мебели, имеющие подлинную обшивочную ткань.

Американский диван в стиле Шератона. Небольшой диван, декорированный интарсией из красного дерева и березы, имеет трапециевидную верхнюю планку спинки. На панели спинки в технике интарсии выполнен эллипс. Каждый подлокотник поддерживается рифленой балясиной и опирается на суживающиеся книзу рифленые ножки. Ножки вверху украшены интарсией, а внизу заканчиваются клиновидными основаниями. Начало XIX века.

 

Французское Ампирное канапе. Обитая, спинка канапе, предназначенного для трех человек, имеет изогнутую верхнюю планку, плавно переходящую в две задние ножки. Передние ножки и подлокотники резные, подлокотники выполнены в форме египетских сфинксов, а ножки заканчиваются львиными лапами. Сиденье и спинка обиты замшей охристого цвета и отделаны тесьмой черного и желто-коричневого цвета. Эта модель входила в гарнитур мебели, состоявший из двух канапе, шести кресел и двух стульев. Приписывается братьям Жакоб. Около1800.

Меридьен. Этот полудиван типичный образец меридьенов, - возможно, имеет французское происхождение; одна его боковина выше другой. Отделка розовым деревом; цоколь, боковины и ножки украшены интарсией в виде арабесков с использованием шпона более светлого дерева. Туго набитые сиденье, спинка и боковины обиты полосатой тканью в стиле неоклассицизма светло-зеленого, кремового и золотого цветов. Подлокотники в форме завитка и царга опираются на ножки-волюты. Около 1800.

Английский шезлонг в стиле Регентства. Для отделки каркаса использована имитация под розовое дерево и позолоту. Изогнутая спинка на три четверти длины заканчивается изножием в форме завитка. Начало XIX века.

Датская кушетка. Обитое сиденье датской кушетки из вяза в стиле Людовика XVI расположено между вертикальными боковинами в виде развернутого завитка с перекладиной. У каждого подлокотника подушка в форме валика. Кушетку поддерживают шесть рифленых ножек. В отличие от шезлонга, кутка для дневного отдыха совсем не имеет спинки. Около 1800.

Американская софа в стиле Неоклассицизма. Резная софа из красного дерева из Среднеатлантических штатов Америки имеет фигурную верхнюю планку и подлокотники в виде завитка. Мягкая спинка, боковины и сиденье поддерживаются выгнутой рамой. Проножки украшены резьбой в виде листьев, ножки выполнены в форме львиных лап. Начало XIX века.

Австрийская софа в стиле Бидермейер. У этой софы с рамой, фанерованной орехом и частично покрытой черным лаком, сиденье, спинка и боковины обиты тканью. Спинка высокая и прямая, подлокотники имеют вид завитков, четыре ножки расходятся книзу. Обивка в полоску с цветочным рисунком. Софа выглядит гораздо легче, чем англо-французские образцы. 1820-1830 г.

Английский диван в стиле Регентства. Прямоугольная спинка этого дивана с каркасом из розового дерева в стиле Регентства в центре имеет резное навершие. Прямоугольные боковины обиты тканью и заканчиваются резными деталями. У дивана хорошо набитое сиденье, которое опирается на царгу, украшенную резными желобками. Точеные рифленые ножки суживаются книзу, заканчиваясь бронзовыми обоймами с колесиками. 1820-1830 г.

ПИСЬМЕННЫЕ СТОЛЫ

Письменные столы были, в основном, двух видов: с плоским или наклоненным верхом. На один из этих видов в начале XIX столетия не был новинкой. Сохранилось несколько замечательных образцов письменных столов с наклонной крышкой, которые предназначались, как правило, для библиотеки. Братья Жакоб изготовили письменный стол с плоской крышкой для Наполеона в Тюильри (сейчас этот стол находится в замке Мальмезон).

В Королевском дворце в Мадриде сохранился письменный стол из красного дерева в стиле испанского позднего ампира фердинандино. У этого стола покрытая кожей столешница (что характерно для письменных столов с плоским верхом этого периода); верхнюю часть стола поддерживают два позолоченных лебедя, соединенных проножкой. Письменный стол, изготовленный Чиппендейлом для резиденции сэра Ричарда Кольта Хоара в Стурхеде, представляет английский вариант столов такого вида.

В это время все еще изготавливали бюро с наклонной передней крышкой, особенно в провинциальных центрах Англии и Соединенных Штатов. В Европе же, большей частью на севере, оставались популярными бюро-цилиндры, крышка которого открывалась вверх, скользя внутрь бюро. Разновидностью письменного стола были и датские chatol, имеющие над столом шкафчик. Подобные же бюро-конторки производили в Англии, например, небольшой письменный столик-конторка (дэвенпорт), у которого наклонная крышка служила поверхность для письма, в отличие от других моделей письменных столов. Как предполагают, свое название этот письменный столик получил по имени капитана Дэвенпорта, для которого он был изготовлен мебельным мастером Гиллоу. По обе стороны Ла-Манша, в Британии и Франции, в моде были и другие письменные столы небольшого размера, такие, как столик-шкафчик для корреспонденции - «бонер дю жур».

Английский письменный стол в стиле Регентства. Прямоугольный письменный стол с тумбами, имеющую покрытой кожей столешницу, украшен интарсией с использованием черного дерева. В подстолье, на передней поверхности стола, расположены три ящика; ниже, между двумя тумбами - пространство для ног. Каждая тумба содержит по три ящика, которые снаружи закрыты дверцами. С обратной стороны стола можно увидеть точно такие же три ящика в подстолье и дверцы, скрывающие полку. Около 1820 г.

Французская конторка. У этого письменного стола из красного дерева крышка украшена декоративной позолоченной оградкой; центральная часть рабочей поверхности оклеена кожей. Под столешницей с ящиком, украшенным золочеными накладками, можно видеть решетчатую дверцу, рядом с которой расположены отделения для бумаг.

Бюро-цилиндр в стиле Бидермейер. У этого немецкого бюро, фанерованного орехом, вверху располагается фризовый ящик, под ним закругленная отодвигающаяся крышка, а ниже - еще два длинный ящика. Цилиндрическая крышка закрывает шесть небольших внутренних ящиков и несколько отделений. Опорой столу служат суживающиеся книзу ножки квадратного сечения. Около 1820 г.

СТОЛЫ

В начале XIX столетия получили дальнейшие развитие многие модели функциональной мебели. Один из примеров - преддиванный стол, появившийся около 1800 года. Такие столы ставили непосредственно у дивана и использовали при чтении, письме, рисовании и других занятиях. Хотя придиванный стол был английским изобретением, он вошел в обиход многих стран Европы.

Придиванные столы были, как правило, фанерованы шпоном красного или розового дерева и имели отделку из редких пород дерева или же были украшены латунными тягами. Раскладные поднимающиеся панели придиванного столика расположены с обеих сторон, в то время как у письменных или библиотечных столов этот элемент занимает центральное положение.

Как правило, придиванный столик имеет в подстолье два ящика, которым нередко соответствуют ложные ящики с другой стороны. Другим вариантом опоры является центральная стойка, которая часто снабжена расходящимися веером ножками, которые заканчиваются бронзовыми роликами и украшены накладками из бронзы.

Пристенные (консольные) столы обычно занимали место в простенке между окнами под высоким зеркалом, отражавшим свет, что делало всю комнату светлее. Задняя часть стола, прислоненная к стене, обычно не отделывалась. Поэтому эти столы нередко крепили непосредственно к стене, и они не имели задних ножек. Если же задние ножки все-таки были, то он были чисто функциональны и не декорированы.

Сервировочные столы и столы для прихожей по форме нередко повторяли консольные столы, но были, как правило, длиннее и стояли у стены без окон.

Меньшие по размерам карточные и чайные столы (последние не были покрыты сукном) были очень похожи на придиванные столы и имели весьма схожий декор, отделку; кроме того, они изготавливались из аналогичных пород древесины.

Библиотечный стол в стиле Регентства. Этот изящный письменный или библиотечный стол имеет прямоугольную столешницу с плавно закругленными краями, по периметру украшенную декоративной оградой. Во фризе сделано два выдвижных ящика с бронзовыми круглыми ручками. Опоры сделаны в форме элегантных лир с медными «струнами» в центре. Лиры опираются на плинтусы, заканчивающиеся медными деталями в форме лап. Плинтусы соединены между собой центральной точеной проножкой. Такая форма стола в стиле Регентства с двумя дополнительными боковыми крышками также использовалась для придиванных столов. Около 1820.

Консольный стол в стиле Ампир. Под мраморной столешницей расположен выдвижной ящик. Две фигурные передние консольные ножки заканчиваются звериными лапами. Начало XIX века.

Китайский стол. Богато украшенный лакированный стол в стиле Регентства имеет прямоугольную столешницу с закругленными углами. В подстолье впереди размещены два выдвижных ящика, а сзади - два ложных. Изогнутые расходящиеся опоры стоят на плинтусах, которые опираются на ножки-булочки. Около 1830 г.

Американский карточный стол. Прямоугольная поворачивающаяся крышка этого столика из красного дерева имеет волнистый край. Опора стола, выполнена в форме лиры со струнами из медной проволоки, переходит в ножки, которые заканчиваются звериными лапами на колесиках. Начало XIX века.

Английский консольный стол. Стол из красного дерева в стиле Уильяма IV с прямоугольной крышкой, которая покоится на фризовом основании. Столешницу поддерживает пара изящных консольных опор с резьбой в виде листьев, заканчивающихся звериными лапами. Задние опоры прямоугольного сечения. Около 1830 г.

ПОДСОБНЫЕ СТОЛЫ

Небольшие столы специального назначения были, в основном, переносными и легко могли быть передвинуты в любое место комнаты в соответствии с повседневными нуждами. По мере необходимости столики могли принести в помещение, а затем убрать: поставить к стене или же совсем вынести из комнаты.

Подобные столы нередко использовались для разного рода занятий, например для рукоделия. Шератон уделял рабочим столикам, появившимся в этот период, большое внимание.

Поскольку подобные столики были предназначены для хранения принадлежностей для рукоделия, то они нередко имели специальный шелковый мешочек, который можно было достать из-под верхней поверхности стола. Другие модели имели поднимающуюся крышку, которая открывала доступ к внутреннему содержимому. Некоторые образцы были даже снабжены выдвижным экраном, который защищал лицо при работе перед камином.

В обиходе были также игральные столы (нередко с полем для игры в шахматы или в трик-трак, выполненном в технике маркетри) и столы для чтения. Такие образцы появились в средине XVIII столетия и мели крышку, наклон которой можно было менять. Если столик использовался для рисования, то его столешница могла быть оклеена кожей. Небольшие круглые столики-геридоны во Франции использовались как подставки для канделябров или благовоний.

«Гнездо» - набор столиков, выдвигающихся один в другой, был изобретен в этот период. Подобные образцы из редких пород дерева с отделкой латунью были изготовлены Джорджем Оукли, а модели фирмы «Гиллоу» имели характерную фанеровку и точеные опоры.

Столик в Федеральном стиле. Фигурный столик для рукоделия из красного дерева с двумя ящиками с волнистым фасадом стоит на круглых, суживающихся книзу точеных ножках, отделанных кольцевыми поясками, которые заканчиваются шарами. Около 1820.

Столик для рукоделия. Столик из Массачусетса в стиле Шератона из красного дерева с прямоугольной столешницей и двумя ящиками. Пилястры, украшенные кольцевыми поясками, переходят в конические рифленые ножки с кольцевидными окончаниями.

КНИГИ ОБРАЗЦОВ

Публикации книг образцов мебели способствовали появлению моды на небольшие столики для различных занятий.

Изготовление мастерами мебели по образцам стало обычным к концу XVIII столетия, после того как Томас Шератон опубликовал «Книгу рисунков для обойщиков мебели и краснодеревщиков». Эта книга, содержавшая много рисунков - от шкафчиков для ночных ваз, до подставок для декоративных ваз, внесла огромный вклад в распространение неоклассического стиля эпохи Регентства в Англии и Соединенных Штатах. Хотя такого рода образцы уже были опубликованы - аналогичные модели были включены в издания Чиппендейла, Инса и Мэйхью 1750-1760-х годов, простота рисунков Шератона и их разнообразие были определенно новыми и привлекательными.

В 1803 году была опубликована следующая книга Шератона - «Каталог шкафов», в которой, вероятно, сказывается влияние Томаса Хоупа. Влияние французской моды, сказалось, например, в том, что в каталог был включен небольшой bonheur-du-jour - маленькое бюро для корреспонденции. Шератон так никогда и не закончил свой последний труд - «Энциклопедию краснодеревщиков, обойщиков и универсальных мастеров»; этот объемный том был опубликован неоконченным в 1805 году.

Рисунки Шератона. Рисунки образцов, показывающие подставку для декоративной вазы (слева) и шкафчик для ночной вазы (в центре и справа). Взяты из «Книги рисунков» (3-е здание), 1794.

РАСПИСНАЯ МЕБЕЛЬ

В начале XIX столетия существовали два типа расписной мебели. Первый можно характеризовать как высокохудожественные произведения: это была мебель в стиле ампир или Регентства, которую не отделывали шпоном ценных пород дерева, таких, как красное или розовое или древесинной светлых пород, а покрывали росписью. Обычно такой прием применяли для стульев, кресел, диванов и т.д. из дешевых сортов дерева, расписанного под розовое или эбеновое дерево. Подобным же образом изделия расписывались для имитации мрамора, а вот сундуки, пюпитры или другие небольшие предметы декорировали в технике penwork - росписью пером.

Ко второму типу относятся провинциальные изделия, в частности, простая сельская мебель, производимая в России, Скандинавии, Тироле (Австрия) или Южной Германии, Баварии. Эти простые предметы мебели (нередко шкафы или буфеты) часто полностью ярко раскрашивали, оживляя редкими изображениями цветов или пейзажа. Хорошая коллекция подобных изделий сохранилась в Скансене, Стокгольм. Многие образцы этой мебели имеют клеймо мастера и дату изготовления.

Свадебный шкаф. Изогнутый рельефный карниз этого буфета из сосны украшает верхнюю часть корпуса со скошенными углами и одной дверце, декорированной тремя фигурными филенками, по бокам от которых находятся другие расписные вставки. База шкафа с одним ящиком опирается на ножки-булочки. Все плоскости шкафа раскрашены. В некоторых сельских местностях существовала традиция дарить такие шкафы на свадьбу. Часто подобные шкафы передавались от родителей к детям. Около 1830.

Итальянский угловой кабинет. Это угловой шкафчик, имеющий две полки в четверть круга и две передние дверцы, стоит на фигурных скобообразных ножках. Все поверхности шкафчика расписаны цветочным орнаментом на желтом фоне. 1810.

Расписной сосновый комод. Расписной комод из Центральной Европы сплошь декорирован цветочным узором по волнисто-изогнутой поверхности. У этого предмета прямоугольная крышка, четыре передних волнистых ящика с рамой и точеными угловыми пилястрами, окрашенными в красный цвет. Бока комода гладкие, ножки точеные, окрашенные красной краской. Ящики разного размера. Начало XIX века.

Американский столик. Этот элегантный столик с росписью был изготовлен из розового дерева. У него прямоугольная крышка, которая лежит на изящно украшенном подстолье с одним ящиком. Опорами столику служат прямые точеные ножки, суживающиеся книзу и заканчивающиеся точеными перехватами. Начало XIX века.

Стул в Густавианском стиле. Этот стул, один из пары стульев Мельхиора Лундберга, окрашен белой краской; в средней части простой сквозной овальной спинки расположен резной средник в форме вазы. Начало XIX века.

Табурет с окраской под мрамор. Табурет из бука с сиденьем из красного дерева был неравномерно окрашен краской цвета порфира и серой краской под желтый сиенский мрамор. Сиденье декорировано резьбой, создающей эффект драпировки, складками спадающей с боков табурета. Массивные прямоугольные ножки имеют форму каннелированных колонн, сужавшихся книзу, вверху которых расположены цветочные розетки. По проекту К.Г. Татхэма. Около 1800.

Американский буфет. Буфет из ореха, окрашенный светло-зеленой краской, имеет в верхней части выступ на шиповом соединение с фигурными вырезами, два выдвижных ящика и две филенчатые двери. Буфет стоит на резных скобообразных ножках. Начало XIX века.

Канадский посудный шкаф. Этот шкаф имеет гребнеобразный фронтон с завитками, окрашенными в желтый цвет, двумя застекленными дверцами, за которыми открывается внутреннее пространство голубого цвета, разделенное на полки. В нижней части горки расположены три коротких выдвижных ящика. Начало XIX века.

МЕБЕЛЬ С ФАНТАЗИЙНОЙ РОСПИСЬЮ

В конце XVIII - первой половине XIX столетия в большом количестве производили изящные предметы мебели с фантазийной росписью, особенно в Соединенных Штатах.

Мебель с изящной фантазийной росписью, являвшаяся вариантом расписной мебели, создавали на восточном побережье Соединенных Штатов с конца XVIII до середины ХIХ века. Такую роспись применяли, главным образом для декорирования стульев.

Образцами для изготовления таких стульев, называемых иногда стульями Хичкока, по имени Ламберта Хичкока, наиболее известного мастера, работавшего в этой манере, служили рисунки Томаса Шератона. Имея точеные ножки, соединенные веретенообразной проножкой, прямую спинку с гладкой средней планкой, эти стулья были очень провинциальными по стилю и походили на виндзорские стулья. Характерной чертой таких легких, мобильных стульев, нередко с плетенными или тростниковыми сиденьями, балы тщательно проработанная роспись, часто выполненная на черном фоне. Спинки расписывали как вручную, так и по трафарету. Жанр росписи варьировался от неоклассических мотивов до более натуралистических, включающих цветочные мотивы и даже пейзажи.

На своем предприятии в Коннектикуте Хичкок запустил такую мебель в серийное производство; на изделиях нередко стоял штамп фабрики. Братья Джон и Хью Финдлей из Ирландии выпускали подобную мебель в Балтиморе. Они же изготовляли несколько предметов мебели для Белого дома в 1809 году, хотя эти образцы погибли при пожаре во время войны 1812 года.

Туалетный столик и стул. Изящный туалетный столик из Новой Англии, окрашенный желтой краской, имеет фигурную вырезанную выступающую стенку и точеные с перехватами ножки, окрашенные в полоску. Столик дополняет стул в том же стиле. Начало XIX века.

Стулья в стиле Шератона. Пара расписных стульев включает кресло с раскраской, имитирующей текстуру древесины, и стул со спинкой, средняя планка которой выполнена в форме скрипки и покрыта пейзажной росписью. У обоих стульев плетеные сиденья. Начало XIX века.

 

 

 

 

^ Наверх