Уильям Моррис
Основатель Движения Искусств и ремесел Уильям Моррис превозносил достоинства традиционных ремесел как средств производства простой и качественной мебели.
Один из наиболее талантливых дизайнеров второй половины XIX века, Уильям Моррис выступал против низкого качества предметов, произведенных машинным способом, и сожалел о том, что времена ремесленных гильдий канули в Лету. Он создал Движение, чьей целью было возрождение ручного труда и изготовление красивой, качественной и простой мебели. Со своими товарищами, среди которых был Данте Габриель Россетти, Эдвард Бёрн-Джонс, Форд Мадокс Браун и Филипп Уэбб – архитектор Красного дома в Кенте – Моррис и его фирма «Моррис, Маршал и Фолкнер» производили мебель, ковры, декоративные ткани, обои, витражи, используя мебельные натуральные материалы, а также опыт традиционных ремесел.
РАННЕЕ ВЛИЯНИЕ
Моррис создал первые образцы мебели, обставляя комнату в доме №17 на Ред Лайн-сквер, Лондон, которую он делил с Эдвардом Бёрн-Джонсом. Наиболее впечатляющие предметы – стулья-троны с изображениями из сказанний о сэре Галахаде – ясно демонстрировали, в какой эпохе Моррис черпал вдохновение. Популярный в 1860-е годы, этот вид расписанной мебели в стиле Уильяма Бургеса стал основой коллекции Морриса, которая даже была выставлена на Международной выставке 1862 года. Другими источниками новых идей были мебель XVIII века и работы восточных мастеров.
Моррис различал два типа мебели: мебель домашнюю для повседневной жизни и мебель более торжественную. Первая должна быть крепкой, простой и удобной, вторая – иметь еще и эстетическую ценность и быть каким-либо образом декорирована резьбой или инкрустацией, например.
Начиная с 1861 года, Филипп Уэбб стал работать только на компанию Морриса, создавая монументальную прочную мебель с неприкрытыми элементами конструкции. Уэбб предпочитал древесину дуба, как правило, естественного цвета, украшенную росписью, кожей или гипсовыми деталями. Его увлечение готикой сменилось любовью к эпохе королевы Анны и японским мотивам.
ЛОНДОНСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
После того как мебель компании «Моррис, Маршал и Фолкнер» достигла определенной популярности. Фирма переехала в более просторные помещения в Лондоне. В 1875 году она была переименована в «Моррис и К», которая производила мебель из дуба и красного дерева с интарсией из атласного дерева, а также витражи, все с обязательным клеймом «Morris&Co».
Суссекский стул вошел в число наиболее популярных предметов интерьера. Эта модель, придуманная Уэббом в 1880 году, была похожа на обычный деревенский стул и состояла из ясеневой рамы и сиденья, отделанного тканью ручной работы. Были созданы различные предметы подобного вида: стул, кресло, пуфик, диван. Другие предметы мебели, долго не выходившие из моды, - стул Россетти и кресло Морриса.
ПОЗДНИЕ ГОДЫ
В 1881 году «Моррис и К» переехала в Мертон Эбби. Когда главным дизайнером стал американец Джордж Джек, форма мебели усложнилась. Джек предпочитал стиль XVIII века и более экзотические породы древесины – орех и красное дерево. Большие буфеты и гардеробы стали украшаться маркетри, витражными стеклами и резьбой.
Моррис умер осенью 1896 года. До самой смерти он отвергал использование машинного труда, хотя это и означало, что его «простые» предметы мебели могли себе позволить только очень состоятельные люди. Компания просуществовала до 1940 года.
Уильям Моррис
Ореховый буфет. Плоский верх украшен выемчатым карнизом, арка передней стенки поддерживается точеными колоннами. Три ящика и три дверцы шкафа имеют оригинальные ручки из латуни. Буфет создан по проекту Филиппа Уэбба. Около 1890
Кресло работы Морриса. Это дубовое кресло с обивкой стоит на четырех колесиках, наклонная спинка имеет четыре положения. Задние ножки и подлокотники изогнуты и расположены параллельно друг другу, соединены круглыми точеными стержнями.
Канапе, разработанное для «Моррис и КО» Джорджем Джеком. Спинка, сиденье и подлокотники обиты тканью с орнаментом из переплетенных цветов. Подлокотники сквозные, точеные ножки стоят на колесиках. Около1900