Америка: Искусства и ремесла
Идеи Движения Искусств и ремесел получили распространение в Америке в первой четверти ХХ века. Впервые об этом направлении американцы узнали на выставке в Бостоне в 1897 году; в это же время были основаны первые общества поклонников нового направления. Стиль Движения быстро стал популярным, сначала в крупных городах – Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, а потом распространился по всей стране.
Густав Стикли из Сиракуз, Нью-Йорк был первым, кто объединил дизайн Движения и традиции американской крепкой дубовой мебели, создав миссионерский стиль, названный так потому, что за основу была взята мебель калифорнийских христианских миссий.
Предприятие Ройкрофта, Нью-Йорк, так же выпускало мебель в миссионерском стиле. Продукцию можно было заказать по почте.
Еще одним известным дизайнером был Чарлз Лимберт из Гранд-Рапитс, Мичиган. На него сильно повлияла мебель Чарлза Ренни Макинтоша и Школа Глазго. Лимберт создавал стулья геометрических форм, украшенные вырезанными квадратами и сердечками.
АРХИТЕКТОРЫ – ДИЗАЙНЕРЫ
Наиболее популярным дизайнером той эпохи был архитектор Франкл Ллойд Райт. Он разрабатывал проекты зданий, в которых мебель была неотъемлемой частью дизайна; она часто была встроенной и выполнялась из тех же материалов, что и основные конструкции дома.
На Западном побережье архитекторы Грин работали в подобном стиле, выполняя такие проекты, как дом Гэмбла, для которого они спроектировали и мебель, и ткани, и освещение.
Эти архитекторы так же любили восточные мотивы, их проекты хорошо вписывались в ландшафт, а мебель часто была декорирована вертикальными и горизонтальными деталями и геометрическим орнаментом.
ТЕХНОЛОГИИ
В своем стремлении сделать мебель ручной работы более доступной американские мастера столкнулись с теми же проблемами, что их британские коллеги.
Но в отличие от англичан, американцы были не против достижений технологического прогресса, они использовали машинное производство для снижения стоимости мебели – и в этом главное отличие американского стиля от английского.
Для создания красивой, простой и дешевой мебели для среднего класса мастер Густав Стикли использовал паровые или электрические машины для производства заготовок, которые потом обрабатывали в ручную.
Франк Ллойд Райт так же предпочитал более технологичные методы. В своей речи 1901 года в Чикагском обществе под название «Искусство машинного производства» он особенно подчеркивал выгоду использования техники при изготовлении дешевой мебели.
СТИЛЬ ДЛЯ ШИРОКИХ МАСС
Компании в Соединенных Штатах придали стилю Движения искусств и ремесел новые черты. «Grand Rapids Bookcase and Chair Co» - лишь один пример; они создали так называемый lifetime, или cloister, стиль – названный так потому, что в нем сочетались черты как средневековой, так и современной мебели.
Начиная с XIX века, стиль Движения искусств и ремесел не покидал американского сознания. Он был любим всеми, кто ценил элегантные простые формы, природные материалы и практичность.
Столовая дома Гембла, Калифорния. Интерьер дома был разработан Чарлзом и Генри Грин с использованием простой и элегантной мебели. 1908-1909
Кабинетик. Это редкий экземпляр работы Либерта. Кабинетик, состоящий из шкафчика с двумя дверцами, украшен медной фурнитурой. Мореный дуб имеет богатые красные оттенки. Вырезанные детали выполнены в духе церковной мебели. 1880-1920
Кубический диван. Подлокотники этого дивана из пиленого дуба декорированы вертикальными рейками. Опоры украшены интарсией с изображением цветочного рисунка и окованы сверху медью.
Книжный столик. Этот дубоый столик сделан Л. и Дж. Г.Стикли. Со всех сторон он украшен вертикальными перекладинами и дос пор сохранил оригинальную лакировку. 1880-1920
Столик для лампы. Круглый дубовый столик Ройкрофта украшен клеймом фабрики. Ножки в духе Макмёрдо соединены проножкой. 1880-1920
Стул-бочка. Один из наиболее популярных предметов мебели, созданных по проекту Франка Ллойда Райта в 1930-е годы ХХ века. Подлокотники и ножки этого дубового кресла имеют одинаковый изгиб. 1904