Франция: школа нанси
Многие из самых изысканных образцов французского Ар нуво были созданы в мастерских Школы Нанси (Лотарингия). Она была основана в 1901 году Эмилем Галле, дизайнером мебели и стекла - в этом начинании примером ему послужили английские гильдии искусств и ремесел. Школа дизайна и мастерская находились под глубоким воздействием символизма, влиятельного течения в литературе и искусстве, и целью Школы Нанси стала модернизация технических навыков в декоративных и прикладных искусствах.
Мир природы служил средством вдохновения и проверки для художников и мастеров художественного ремесла, сплотившихся вокруг блистательного Эмиля Галле. Стилистическое лицо Школы вполне уловимо в творчестве самых разных ее представителей.
Среди тех, кто прошел путь Ecole de Nancy вместе с Галле, были тончайшие мастера, и дизайнеры того времени: Луи Мажорель, Эжен Вален, Виктор Пруве и братья Дом, Огюст и Антонен.
ВДОХНОВЛЯЯСЬ БОТАНИКОЙ
В дополнение к истории искусств и лекциям по литературе и поэзии символизма Галле ввел в программу эстетического формирования изучение местной флоры и фауны. Романтическое видение природы, любовь к растениям, животным и прочим живым существам, страстная вера в тайну творения лежали в основе самых вдохновенных образцов дизайна.
СТИЛИ МЕБЕЛИ
Глубоко эмоциональная связь Галле с животворными силами природы и его любовь к символизму нашли отражение в чрезвычайно оригинальной мебели, исполненной невероятной фантазии и ощущения внутренней жизни.
Столы и кабинеты делались из экзотических пород или крашеного дерева, с тончайшей цветовой гаммой. Использовались розовое дерево, клен, грецкий орех, фруктовые породы, например яблоня или груша. Изделия стояли на резных опорах в форме крыльев стрекозы, или же грубо вытесанные карнизы несли резные изображения змей, летучих мышей и мотыльков. Декоративные бронзовые накладки напоминали насекомых, инкрустация фруктовыми породами создавала экстравагантные композиции с мотивами жизни природы. Многие из произведений Галле сделаны в одном экземпляре. Он подписывал их, часто вырезая строки из стихов Виктора Гюго, Поля Верлена, Шарля Бодлера.
ЛУИ МАЖОРЕЛЬ
Другой великий дизайнер мебели, работавший в Нанси, Луи Мажорель, обратил свой взор к эпохе Людовика XV, которая волновала творческую фантазию и многих других мастеров. В этом русле им было создано несколько настоящих шедевров. Хотя его столы, стулья и спальные гарнитуры не были облачены печатью символистской поэзии, как у Галле, изысканные решения мебели прекрасны сами по себе.
Мажорель открыл несколько мастерских, так что мог наращивать объем своей продукции. Он был опытным краснодеревщиком, и качество выпущенных им изделий великолепно, несмотря на включение ряда элементов, прошедших машинную обработку. Мебель Мажореля, как правило, выполнена из темных твердых пород, вроде красного или розового дерева, с текучими линиями контура и массивными, скульптурными накладками из золоченой бронзы, изображающими орхидеи или водяные лилии, и это рядом с тонко вырезанной инкрустацией, декором маркетри или облицовкой перламутром, сплавом на оловянной основе и фруктовыми породами. Он сотрудничал также с братьями Дом, прославившимися своими работами из стекла, и вместе они создали ряд великолепных декоративных ламп.
Витрина из розового дерева и грецкого ореха. Эта витрина, сделанная Эмилем Галле, являет торжество, природной жизни. Верхняя секция включает две застекленные дверцы, густо «оплетенные» резной листвой так, что образуется некое подобие сердца. Задняя стенка основной секции оформлена лиственным узором в технике маркетри. Около 1900.
Настольные лампы. У этой необычной пары светильников из стекла и бронзы, сделанной в Нанси братьями Дом и Луи Мажорелем, - сужающиеся кверху стойки из золоченой бронзы, украшенные горельефом с цветочным мотивом и несущие три крупные шляпки, похожие то ли на грибы, то ли на колокола. Сами колпаки ламп сделаны из прозрачного, блестящего стекла и покрыты порошком розового, зеленовато-желтого и темно-сиреневого оттенков. Лампы имеют клеймо «Daum Nancy» и лотарингский крест на ободке от литейной формы. Около 1904 год.
Кресла. Эти стулья красного дерева, спроектированные Луи Мажорелем, имеют прямоугольные мягкие боковины с заходом обивки на подлокотники и совершено необычные стойки, уходящие дугообразно вниз к задним ножкам. Рама высокого сиденья и стойки спинки сделаны рельефными и строгими. Около 1900