Франция: парижская школа
Развитие парижской ветви Ар нуво определялось влиянием перспективно мыслящих художников, сумевших создать творческие группировки для эксперимента с новыми формами и получивших поддержку со стороны нескольких бизнесменов. Наиболее значимым патроном был дилер Зигфрид Бинг. Энтузиаст-коллекционер, особенно сильно интересовавшийся восточным искусством, Бинг сыграл определяющую роль в издании «Художественная Япония» («Le Japon Artistique»), главного инструмента популяризации дальневосточного искусства в Европе XIX века, прежде чем он начал продвигать Ар нуво.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И ТВОРЕЦ
Успех «нового искусства» в Париже состоялся благодаря переделке Бингом своего антикварного магазина в галерею «L`Art Nouveau» в 1895 году. Он имел намерения выставлять там коллекции изделий декоративного искусства, воплощавших новые художественные веяния и тоже время продолжавших великую французскую традицию. Он собрал активную творческую группу, в том числе бельгийца Анри Ван де Вельде и американца Луиса Камфорта Тиффани, и всемирно пропагандировал новейшие работы. Бинг преуспел в ускорении Ар нуво в среде богатой, следящей за модой клиентуры. В Германии его соратником выступил художественный критик Юлиус Мейер-Грефе, который 1898 году приобрел в Париже магазин «La Maison moderne», сделав своей целью ознакомление публики с более доступными по ценам изделиями художественного ремесла.
СТИЛИ ПАРИЖА И НАНСИ
Хотя обе школы, Парижа и Нанси, выступили первопроходцами в новом стиле мебели с гибкими, органичными формами, ведущие дизайнеры обеих школ - Эктор Гимар в Париже, Луи Мажорель и Эмиль Галле в Нанси - черпали вдохновение в мире природы каждый совершенно неповторимым образом. В Школе Нанси стиль был гораздо более пышным: тонко проработанные изделия отличались скульптурными формами, богатой фанеровкой экзотическими породами дерева, перламутровой облицовкой.
Парижская ветвь выделялась большей легкостью и сдержанностью, которые характеризовали творчество архитектора и дизайнера Эктора Гимара. Он входил в группу талантливых краснодеревщиков, был учеником Виктора Орта в Бельгии, сразу и надолго запомнился своим оригинальным оформлением входов в парижское метро. Невероятно одаренный и целеустремленный, Гимар создавал смелые по своей динамичной образности проекты мебели, поражающей скульптурными, тонко выявленными «цитатами» из мира природы.
ХАРАКТЕР ДЕКОРАТИВНОСТИ
Мотивы декора, которому следовали в Парижской школе, получили сильную стилизацию. Помимо Эктора Гимара, в число мебельных дизайнеров, которым покровительствовал Зигфрид Бинг - а они и образовывали ядро Парижской школы Ар нуво, - входили Эжен Гайяр, голландец Жорж де Фер и родившийся в Германии Эдуар Колонна.
ВЛИЯНИЕ РОКОКО
Крепкая, динамичная по своему облику мебель Гайяра ориентирована на стилистику XVIII века – рококо времен Людовика XV. Репертуар изделий включал эффектные буфеты-витрины, вроде великолепного образца из дерева грецкого ореха, показанного на Парижской Всемирной выставке 1900 года.
Более стройная, изысканных очертаний мебель из позолоченного дерева, созданная Жоржем де Фером, получила изысканную резьбу из растительных мотивов, в ансамбле с которой выступала шелковая ткань. Его изощренные проекты основаны на тщательном изучении опыта французских краснодеревщиков XVIII века, особенно тех, кто работал в стиле Людовика XVI.
Мебель по проектам Эдуарда Колонны являет собой более спокойный вариант Ар нуво. Простые формы, элегантные завитки и сдержанный декор вырезаны легкой рукой, тонко чувствующей форму.
Стул с рамой из грецкого ореха. Этот резной стул спроектирован Эженом Гайляром. Он выделяется особенной, сквозной резьбой с асимметричными цветочно-лиственными формами на раме, декорированной по спинке добавочными планками и дугообразной перекладиной, которые напоминают побеги растений. На спинке и сиденье сохранилась первоначальная обивка из коричневой кожи с тисненым узором, которая крепится к раме декоративными латунными гвоздиками. Ножки стула чуть расходятся в стороны. В дизайнерском решении заметно влияние ведущего представителя Парижской школы Эктора Гимара. Около 1895
Подставка Selette. Эта двухъярусная подставка из грецкого ореха спроектирована Эдуардом Дио. Под верхним ярусом арки сделаны из изящно изогнутых кронштейнов, украшенные резными мотивами из переплетающихся цветов. Пяты этих «арок» упираются в открытые вертикальные стойки. 1902 год.