+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Венские мастерские

 

 

Услуги / Страницы

 

ВЕНСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

Стремление делать простые, функциональные объекты, не исключающие качественной формы, побудило трех дизайнеров создать в 1903 году Венские мастерские.

Художник, график, иллюстратор Коломан Мозер, архитектор и дизайнер Йозеф Хофман, художник и дизайнер Карл Отто Чешка основали Венские мастерские для развития прикладных и декоративных искусств. Их творческими установками были отказ от цветочных мотивов и неудержимо изгибающихся кривых линий ар нуво и утверждение прямоугольной эстетики, пример которой показали близкие по духу мастерские в Германии и Великобритании. В задачи Венских мастерских входило повышение роли художника-мастера ремесла, соединявшего в своем лице навыки ручного труда с дизайнерским мышлением. Благодаря весомому коммерческому успеху Венских мастерских их влияние на вкусы и сам уровень декоративно-прикладного искусства было определяющих вплоть до их закрытия в 1932 году.

Первоначально работу Венских мастерских субсидировал образованный промышленник и финансист Фриц Варндорфер, принявший должность коммерческого директора, тогда как Мозер и Хофман взяли на себя художественное руководство.

ПЕРЕДОВОЙ ДИЗАЙН

В 1905 году, после того как Хофман и Мозер вышли из Сецессиона, именно Венские мастерские стали центром передового дизайна, где нашли приложение своих сил талантливые художники и дизайнеры, включая Отто Пручера и Михаэля Повольни. Там работали свыше 100 человек, в том числе 37 в звании мастеров - опытные и изобретательные знатоки ручного ремесла, имевшие личные клейма. В рекламной брошюре компании указывалось, что дизайнерами всей ее продукции были Хофман и Мозер, а в таких периодических изданиях, как «Deutsche Kunst und Dekoration» и целый ряд летних выпусков «Studio» за 1906 год особо выдающиеся изделия венцев прославлялись за необыкновенно высокий уровень технического исполнения.

Разнообразие творческих интересов и разносторонние навыки, которые отличали архитекторов и дизайнеров Венских мастерских, способствовали сложению стиля, имевшего большой потенциал развития. Новые тенденции в архитектуре, в русле которых работал член-учредитель Йозеф Хофман, автор проектов Пале Стокле в Брюсселе и санатория Пуркерсдорф, нашли отражение в мебели, выпускавшейся мастерскими. Эта венская мебель отличалась строгими, четко заданными по вертикали и горизонтали контурами, гладкими поверхностями и линеарным орнаментом. Геометрические формы, вроде открытых по нейтральной оси прямоугольников, сфер, кругов и «хофмановского квадрата», использовались в керамике, мебели, токарном деле, графическом орнаменте.

МЕБЕЛЬ ХОФМАНА

Йозеф Хофман попытался сделать искусство доступным для народа, связав воедино функциональность, качество и художественную значимость вещей. Мебель, проекты которой создавались им для Венских мастерских, первоначально изготавливалась из красного дерева, беленого дуба и березы.

Его стиль характеризуется прямыми линиями и гладкими поверхностями, тонированными путем сильного втирания краски в древесину, чем заодно выявлялась ее текстура. Изощренные решения, найденные Хофманом для стульев, столов и кабинетов, отличались чистотой и простотой форм, и он добивался наивысшего качества исполнения.

В его приемах явственно улавливается влияние Чарлза Ренни Макинтоша, чье творчество получило в Вене самую высокую оценку. Однако при всем внимании к элегантному линейному стилю Макинтоша Хофман в своих произведениях подчеркивал объем, и этот элемент звучал гораздо сильнее, чем линия, которую культивировал шотландский коллега. Квадрат и куб часто определяли характер формы, и на многие проекты Хофмана оказал влияние незатейливый классицизм австрийского бидермейера начала XIX века.

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ

Отрицание того, что входило в разряд второсортной продукции массового производства, вкупе с отказом от «исторических» стилей и прихотливой изысканности, с ее чувственным началом, французского и бельгийского Ар нуво, сближало творческие установки Венских мастерских с целями, которые ставили перед собой дизайнеры Движения искусств и ремесел.

Программа Венских мастерских носила, прежде всего, эстетический характер, а потом уже социальный, и они проектировали роскошные изделия для богатых и требовательных клиентов. Они пытались высвободить вкусы среднего класса из тисков посредственных вещей, привнеся в современный интерьер утонченное ручное ремесло. В ходе этого процесса Вена стала интеллектуально сильным и космополитически открытым художественным центром.

Кабинет Коломана Мозера. Этот кабинет «Заколдованные принцессы» обнаруживает влияние геометрической концепции. В разрезе он почти треугольный, дверцы зрительно «скреплены» кругом замочной пластины. Около 1900

Стул из березы. Стул для холла санатория Пуркерсдорф спроектирован Коломаном Мозером. Рама образована строго вертикальными стойками; тканая обивка сиденья решена в шахматном узоре. Около 1901

 

 

 

 

^ Наверх