Столы - стиль модерн Ар Нуво 1880 - 1915 часть 2
СТОЛЫ
Дизайнеры модерна превратили столь функциональную вещь, как стол, в произведение искусства, привнеся в его декор мотивы живой природы. Стол, украшенный, к примеру, рельефом из листьев или изображениями стрекоз, мог получить форму дерева, когда опоры напоминали ствол, а завершения ножек - корни.
Представители французского и бельгийского Ар нуво, например Луи Мажорель и Эмиль Галле, делали столы с изогнутыми, сужающимися книзу ножками; резной декор или узоры маркетри воспроизводили мотивы распускающихся цветов, деревьев или плодов.
Школа Глазго во главе с Ч.Р.Макинтошем и его соратниками, включая австрийских коллег в составе Й. Хофмана и К. Мозера, предложила принципиально иное решение. Они предпочитали делать столы прямоугольной формы, четких геометрических пропорций.
В Англии оформление столов продолжало отражать исторические стили, экзотические японские или мавританские образцы. Другую тенденцию, с тягой к простой конструкции и функционально-эстетичному дизайну, воплощает творчество Ч.Ф.Э.Войси и Ч.Эшби.
В Испании и Италии столы нередко включались в конструкцию дивана либо других предметов мебели или же обогащались дополнительными функциями, например встроенного в них кабинета.
Японский стиль был любим за простоту рисунка, неожиданную асимметрию форм, волнистые линии, блеск лака или его имитации, равно как и за внимание к природе, а стрекозы вошли в дизайнерский обиход именно как типично японский мотив.
Появилось много новых типов столов, вроде треножника, ярусной конструкции и столов типа «гнездо». Декоративные акценты, вроде арочной проножки, показывают, что новые технические возможности необычайно расширили выразительные свойства дерева.
Двухъярусный стол с маркетри. Этот двухъярусный подсобный стол из грецкого ореха и красного дерева с конструкцией с двойной рамой разработан Луи Мажорелем. Имеется декоративная резьба, и каждый из ярусов украшен цветочным маркетри. Верхняя столешница снабжена накладными латунными ручками. 1900
Столы «Гнездо». Эти четыре вставляющиеся один в другой столы приписываются Йозефу Хофману. Прямоугольные столешницы имеют скругленные края, опоры представляют собой профилированные веретена по торцам, объединенные полозковой трехсторонней проножкой. Самый крупный из четырех столов снабжен двумя резными полусферическими ручками. Японское влияние ощущается как в характере использованных материалов, так и в самой форме гнезда.
Стол с латунной рамой. Дизайн стола-треножника разработан Рихардом Мюллером. Латунные ножки сходятся к центру простой круглой столешницы, сделанной из красного дерева. Две открытые полки треугольной формы создают дополнительную площадь. 1902
Пристенный позолоченный стол. Дизайн этого стола из позолоченного дерева с горельефным декором разработан Луи Мажорелем. Вкладная мраморная столешница, оранжевая в крапинку, обрамлена резным ободом с орнаментом из листьев и ягод.
Подсобный стол. Этот стол с сохранившейся маркой «J.S. Henry» имеет столешницу с фигурным краем и причудливо оформленный фриз с плетеным орнаментом. Стол стоит на стройных ножках-кабриолях с завершениями-лапками. Низкая открытая полка играет роль проножки.
Восьмиугольный стол. Этот стол продавался фирмой «Liberty & Co». Восьмиугольная столешница, с обломом по краю, покоится на прямоугольных, сужающихся к низу ножках, которые на полпути вниз соединены подчеркнуто ажурными планками-проножками.