Геррит Ритвелд
Известный своей любовью к классическому модерну, а также своими работами (красно-синий стул и «зигзагообразный» стул) голландец Геррит Ритвелд был одним из самых известных дизайнеров XX века.
Геррит Ритвелд родился в семье столяра-краснодеревщика в Утрехте, Голландия, в 1888 году. Судя по его ранним годам, проведенным в мастерской отца, а также по работе чертежником у ювелира, ничто не говорило о том, что позже он станет одним из самых известных и бескомпромиссных дизайнеров мебели XX века. В юности он хотел стать художником, но трудные финансовые обстоятельства и рождение первого из его шести детей в 1913 году вынудили его продолжить семейные традиции.
Когда в мебельной мастерской Ритвелда появились первые работы, могло показаться, что он работает с большой неохотой. Стулья, по сравнению с работами его современников, казались нарочито неэлегантными, а сам Ритвелд относился к своей «мебельной» работе как к «обучению». Если мы посмотрим на знаменитый красно-синий стул Ритвелда, ранняя, неокрашенная версия которого была выполнена в 1918 году, нам непременно покажется, что работа не закончена: словно нужно уменьшить пересекающиеся планки до нужного размера.
МОНДРИАН И ГРУППА «СТИЛЬ»
Необычные работы Ритвелда привлекли к нему внимание радикальной группы художников, архитекторов и теоретиков, объединенных в движение «Стиль» («De Stijl»). Под руководством Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга это движение выражало «новый дух», в основу которого были положены идеи неопластицизма.
Ритвелд своим отказом от ручной работы заинтриговал Мондриана и ван Дусбурга. Тео ван Дусбург считал, что в работах Ритвелда есть определенная красота, «невыразимая элегантность, подобная той, которой обладает машина». Проекты Ритвелда, в отличие от работ его современников, привлекали внимание своей конструкцией и не делали никаких попыток подражания природным формам.
Красно-синий стул Ритвелда и другие его работы многими воспринимаются как «трехмерные картины Мондриана». В частности, строгие линии и геометрические формы сиденья и спинки стула наводили на мысль, что они - фрагменты какой-то крупной конструкции, а не реальный предмет мебели.
Эта схожесть с творчеством Мондриана, однако, оказалась счастливой. Хотя его контакты с участниками движения «Стиль» оказали огромное влияние на его работы, к идее красно-синего стула, выкрашенного в красный, черный, желтый и синий цвета, в 1923 году он пришел сам.
В 1924 году, к тому времени уже признанный член движения «Стиль», Ритвелд закончил свою главную работу, дом Шредера в Утрехте. Это было сооружение, спроектированное на строгих принципах движения «Стиль». Любые изгибы отсутствовали, а само здание стало чем-то вроде символа «напряженно вытянутой линии», которая, по мнению Мондриана, «наиболее чисто отражает постоянство, силу и пространство».
Почти вся мебель и осветительные приборы для этого здания были разработаны Ритвелдом, и среди них оказалось несколько стульев из стальной трубки - своему поя-влению эти обеденные стулья обязаны творчеству Марселя Брейера. Брейер, как известно, восхищался работой Ритвелда до такой степени, что перенял «геометрический» подход голландца в дизайне стульев при проектировании стула «Василий», своей первой работе с использованием стальной трубки. Весьма интересно наблюдать, как Ритвелд следовал за этим молодым человеком в разработанном им же самим дизайне с использованием металла.на
Красно-синий стул Ритвелда и дру
Эта схожесть с творчеством Мондриана, однако, оказа
В 1924 году, к тому времени уже признанный член дви
Почти вся мебель и осветительные приборы для этого здания были разработаны Ритвелдом, и среди них оказа
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДЕРЕВУ
Эксперименты Ритвелда с гнутой стальной трубкой были весьма кратковременны, и вскоре он вернулся к своему любимому дереву. В 1932 году, опять-таки вдохновленный Брейером и творчеством голландского архитектора Марта Стама, Ритвелд разработал деревянный консольный стул. Он подошел к дизайну этого стула в типичной манере «нет нонсенсу», результатом чего стал зигзагообразный стул со строгими формами. Несмотря на свой лаконичный, угловатый силуэт, зигзагообразный стул очаровывает, благодаря своей ясной простоте.
Так как в 1930-х годах экономика Голландии испытывала кризис, Ритвелд был вынужден создавать более дешевую мебель. Он никогда не ошибался в плане соотношения роскоши и практичности, и созданный им в 1934 году гарнитур из дерева кажется минималистским даже по сегодняшним стандартам. «Материал (то есть дерево), - до-казывал Ритвелд, - из которого сделан гарнитур, гораздо прочнее, чем другие, более дорогие материалы». Состоящий из стола, стула, этажерки, низенького столика и удоб-ного кресла, гарнитур Ритвелда был, возможно, самым выразительным воплощением того плотницкого искусства, которому он обучался еще мальчиком.
В 1940 - 1950-х годах Ритвелд продолжал работать, следуя принципам, выработанным в 1920-е годы. Однако к этому времени направления и тенденции в дизайне мебели сильно изменились, и, хотя он продолжал создавать отдельные предметы мебели (многие из них производятся до сих пор), они уже редко производили такое впечатление, как в начале его карьеры. В 1954 году Ритвелд разработал дизайн павильона Голландии на Венецианском архитектурном Бьеннале, а в 1963 году начал работу в Музее Ван Гога в Амстердаме. Через год он умер в своем доме в Утрехте, оставив после себя огромное количество реализованных проектов.
Дощатый стол. Этот стол состоит из четырех деревянных полотен, покрытых лаком. Асимметрия стола с квадратной столешницей над двумя прямоугольными «плитами» и круглым основанием придают предмету «неустойчивый» вид, однако все части прекрасно сбалансированы и стол оч