+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Стиль Ар Деко

 

 

 


 ЭПОХА БУМА И ДЕПРЕССИИ.

 Зародившись во Франции, стиль Ар деко достиг расцвета в США, воплотив в себе дух освобождения и фантазии, которым был исполнен новый мир.
 
Как только зловещая тень Первой мировой войны отдалилась, уйдя в прошлое, ритмы джаза и придуманный мир Голливуда захватили воображение людей, жаждавших отпраздновать освобождение от всех тревог. Красочный коктейль из остроумия, фантазии, новых материалов и роскоши - таков стиль Ар деко, который и в своем «высоком», французском варианте, и в «паровозном», американском, выражал настроение дня. На протяжении 1920 - 1930-х годов, сосуществуя со стилевыми установками Баухауза, он оставался превалирующим декоративным стилем.
 
РОСКОШЬ В МАССЫ.
 
Насыщение рынка предметами роскоши для широкого потребления отныне стало основной стратегией экономики, особенно в Соединенных Штатах. Число автомобилей на американских трассах увеличилось с полумиллиона в 1914 году до 26 миллионов в 1929 году (один автомобиль на каждого пятого американца). К 1929 году две трети американцев имели в домах электричество и продажи электрических приборов били все рекорды. Кинотеатры, дансинги, стадионы, роскошные отели росли как грибы вместе с ростом индустрии досуга. И небольшие предметы, и архитектура отражали стиль ар деко: геометрические формы, созданные под влиянием кубизма, вкупе с мешаниной экзотических, стилизованных цветочных и народных мотивов.
 
В МИРЕ СКОРОСТЕЙ.
 
Путешествия стали совершаться с большей скоростью и большим комфортом: этому стандарту отвечали океанские лайнеры, вроде «Normandie», самолеты класса «Graf Zeppelin» или поезда с мощными локомотивами типа «Mallard». В тяготении Ар деко к компактным, обтекаемым формам нашли отражение принципы аэродинамического дизайна; в свою очередь и стиль Ар деко идеально подходил к оформлению интерьеров транспортных средств класса «люкс».
 
В экономике и политике год 1929-й разделил надвое период, занимающий два десятилетия между двумя мировыми войнами. 1920-е годы были временем самого настоящего бума в американской экономике, и ярчайшим воплощением стремительно растущего благополучия стали нью-йоркские небоскребы, Крайслер-билдинг и Эм-пайр-стейт-Билдинг.
Горючим материалом этого бума были кредиты с низкой ставкой и спекуляции на акциях. К этому времени акции утратили всякую реальную себестоимость. Когда в 1929 году произошел обвал на фондовых рынках Уолл-стрит, тысячи инвесторов оставались абсолютно ни с чем. Соединенные Штаты вступили в полосу, названную Великой депрессией, когда за три последующих года безработица затронула 14 миллионов человек. Новый курс, введенный президентом Франклином Д. Рузвельтом в 1933 году, оставлял мало оптимизма, но климат в обществе оживился.
 
Экономический спад в Америке привел к массовой безработице и финансовому кризису и Европе. Хрупкая немецкая демократия не смогла выдержать этот натиск, и в 1933 году канцлером Германии стал Адольф Гитлер. Милитаризация страны и союз с агрессивными режимами в Италии и Японии вели к очередному глобальному конфликту.
 
И все же с поворотом от бума к депрессии прогресс не закончился, и стиль Ар деко продолжал развиваться и в 1930-е годы. Он вобрал в себя и пафос технического прогресса, которым была отмечена та эпоха, и желание уйти от нараставших политических и экономических проблем. Однако модернизм, поставивший во главу угла функционализм и машинные технологии, уже заметно потеснил этот стиль.
 
ХРОНОЛОГИЯ 1919 - 1946 г.
 
Баухауз - основанный в Веймаре в 1919 году Вальтером Гропиусом, наметил пути для нового стиля в архитектуре - функционализма. В 1933 году с приходом к власти фашистов, он был закрыт.
 
1919. Германия, проигравшая войну странам Антанты, подписывает унизительный для нее Версальский договор.
1920. Для съемок своей исторической кино-драмы «Любовные связи Анатоля» Сесиль Блаунт Де Милль приглашает в Голливуд дизайнера Поля Ириба в качестве художника по костюмам и декорациям.
1922. Говард Картер находит в Египте, в Долине царей в древних Фивах гробницу фараона Тутанхамона.
1923. Между Лондоном и Нью-Йорком впервые установлено беспроволочное сообщение через радиосвязь. В Германии гиперинфляция приводит экономику в состояние острейшего кризиса.
1924. Художественным руководителем голливудской студии MGM становится модный иллюстратор Эрте.
1925. В Париже, с 10-летним запозданием проводится Международная выставка современных декоративных и промышленных  искусств. Публикуются романы «Великий Гетсби» Френсиса Скотта Фицджеральда и «Процесс» Франца Кафки, книга Адольфа Гитлера «Майн камф».
1926. Джон Лоджей Бээд изобретает телевизионную трубку.
1928. Самолет «Graf Zeppelin» совершает первый трансатлантический перелет.
1929. Обвал фондовых рынков на нью-йоркских Уолл-стрит становиться началом Великой депрессии 1930-х годов.
1930. В Нью-Йорке в мае завершается строительство Крайслер-билдинг, возведенного по проекту Уильяма Ван Алена. Это здание целый год было самым высоким сооружением в мире - до завершения в следующем году Эмпайер-стейт-билдинг.
1932. В свет выходит роман-антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
1933. В Нью-Йорке Дональдом Дески и группой «Associated Architects» построен мюзик-холл Radio City.
1934. Музей современного искусства проводит выставку «Век машин», определившую формирование направление индустриального дизайна в США.
1935. «Синяя птица» с пилотом Малькольмом Кемпбеллом достигают скорости 480 км в час. На экраны выходят фильмы «Цилиндр» с Джинджер Роджерс и Фредом Астером и «Ночь в опере» братьев Марксов.
1939. 1 сентября - вторжение Германии в Польшу. Начало Второй Мировой Войны.
 
МЕБЕЛЬ АР ДЕКО.
 
В годы после окончания Первой Мировой Войны дизайнеры мебели разделились на последователей двух разных курсов: одни основывались на традиции, придя к Ар деко; для других движущей силой был функционализм.
 
Многое из самой мудреной мебели, созданной в духе Ар деко, было показано на Международной парижской выставке 1925 года. Ее планировали провести еще в 1915 году, но мероприятие не состоялось из-за войны. Выставка отражала довоенную эстетику и воплощала желание Франции вновь утвердиться в качестве центра производства стильных предметов роскоши. Хотя позднейший термин Ар деко был заимствован из названия этой знаменательной выставки, для обозначения сложившегося тогда стиля он стал использоваться только с 1968 года, когда вышла в свет книга Беви Ийе «Ар деко 1920-х и 1930-х годов». Он определил две главные тенденции внутри Ар деко: ««женственный, немного консервативный стиль 1925 года, отмеченный шиком, элегантностью, зависимостью от мастерского исполнения и возвратом к XVIII столетию; и мужской ответ 1930-х годов, с символизмом машинной эры и применением новых материалов».
 
ТРАДИЦИОННЫЙ АР ДЕКО.

Традиционный Ар деко развивался из Ар нуво, и местом его рождения была Франция. Дизайнеры, двигавшиеся этим путем, уходили от плавных линий и характерного для Ар нуво натуралистического декора ради создания более сдержанного, геометрического стиля мебели с изящными пропорциями и стилизованными мотивами.
 
Краснодеревщики в лице Эмиля Жака Рюльмана и Поля Фолло (1877 - 1941 г.) любили обращаться к роскошным материалам, чтобы усилить простые, стилизованные и абстрактные формы. Экзотические породы дерева с характерной расцветкой и декоративной текстурой - черное дерево макассар, тропический грецкий орех и платан - служили ценным, богатым материалом для фанеровок. Необычные материалы, включая лак, слоновую кость, шагрень (имитация акульей кожи), использовались для маркетри и облицовок. К распространенным мотивам относились корзины со стилизованными цветами и геометрические диски с лучами. Твердые поверхности тщательно полированного дерева часто применялись по контрасту с яркими по расцветке и подчеркнуто декоративными материалами обивки.
 
МОДЕРНИСТСКИЙ АР ДЕКО.
 
Расцвет французского Ар деко воодушевил многих американских дизайнеров. Используя новые материалы, вроде бакелита и алюминия, дизайнеры (папример, Дональд Дески, оформлявший интерьер мюзик-холла Кайо City в Нью-Йорке) сочетали французский стиль с элементами более функционального, с «костяком» прямых линий Баухауза, дабы создать модернистский вариант Ар деко. Хрестоматийный пример - дизайн автоматического проигрывателя Вюрлицера, разработанный Полом Фуллером, который применил яркой расцветки пластмассу, геометрическую решетку, хромированную пластину и эффектную подсветку, соединив тем самым французский стиль с новыми достижениями техники. Специфически американские признаки, вроде мотива небоскреба, появлялись в ориентированных на Ар деко изделиях Пауля Т. Франкля, нью-йоркского дизайнера венского происхождения, и К.Э.М Вебера, калифорнийского дизайнера немецкого происхождения. В стране автомобиля влияние автомобильного дизайна неизбежно должно было сказаться на дизайнерских решениях мебели.
Стремительная кривая в стиле торпедо, известная под названием «Streamlined Moderne» («современная обтекаемых форм»), нашла применение в огромном разнообразии предметов, от радио до письменных столов.
 
Орнаментальные мотивы Ар деко, фонтан и шеврон, постоянно появлялись в голливудских фильмах 1930-x годов. Эти фильмы много способствовали известности американского Ар деко в мире, навсегда связав его с представлениями о фантастическом шике и сексуальном освобождении.
 
КОКТЕЙЛЬНЫЕ КАБИНЕТЫ.
 
С распространением в 1920-е годы новой формы досуга - коктейльных вечеринок - был создан новый предмет мебели, образцом которому послужили сервант XVIII века, с его ящиками для льда, и кабинеты, снабженные сервировочными кабинетами. Коктейльный кабинет, задуманный как место хранения всех необходимых для приготовления коктейлей вещей, имел специально оборудованные полки и держатели для бутылок. Часто снаружи ему придавали форму обычного письменного стола, а новая по назначению «начинка» представляла собой раскошный предмет мебели, с фанеровкой экзотическими породами, с подсветкой и добавлением зеркального стекла. Далекий от первоначального назначения служить предметом мебели для письма, коктейльный кабинет привносил более фривольную и декадентскую ноту в обстановку модного дома.
 
ТРАДИЦИЯ И РОСКОШЬ.

Дизайнеры, работавшие в традиционном изысканном стиле Ар деко, который развивался в Париже, стал модным в 1920 - 1930-е годы, часто в поисках вдохновения оглядывались на XVIII век. Это подоснова их творчества проглядывает в дизайне стульев, приведенных ниже: волнистые изгибы деревянных рам напоминают «серпантиновые» формы, которые характерны для мебели в стиле рококо. Эти стулья так похожие на французские кресла-бержер, XVIII века, входят в гарнитур общей комнаты, состоящей из трех предметов.
Комплекты, например, состоявшие из софы, двух стульев и кабинета, которые создавались в ансамбле с общей декоративной схемой комнаты, были любимым объектом для дизайнеров периода Ар деко. Французские мастера-мебельщики конца XVIII века, вроде Жана Анри Ризенера и Жана Франсуа Лелё, также создавали образцы мебели в модном высоком «стиле» французского Ар деко. Эти роскошные кресла следуют традиции XVIII века и вкусу к роскоши. Богатая расцветка древесины грецкого ореха подчеркивается и обтягивающей их дорогой обивкой из кожи кремового оттенка. Щедрая вместительность и грациозная форма, получившая у дизайнеров название «облако», отвечают здесь задачам простоты и комфорта, которые входили в число установок Ар деко.
 
ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ.
 
Ныне уловимы многие отличительные черты, которые можно отнести к стилистике Ар деко. Все ветви декоративно-прикладного искусства - от мебели и тканей до керамики и работ из металла - были охвачены модой на экзотические материалы и приемы ручного труда. Продолжавшие роскошный стиль Ар нуво конца ХIХ века дизайнеры обращались к широкому набору орнаментальных мотивов, от народного искусства и стилизованных фруктовых корзинок до древнеегипетских образов, увлечение которыми подогревалось открытием в 1922 году богатейшего клада в гробнице Тутанхамона. Важной составляющей в Ар деко были кубические формы и геометрические узоры, бравшие начало в культуре африканских племен и картинах кубистов. Этот аспект стиля напоминает стилистику Венских мастерских.
Многофункциональный дизайн. Для дизайнеров и декораторов, работавших в стиле Ар деко, главным было создание легко воспринимаемых, не загроможденных интерьеров. Это достигалось встроенной мебелью, например гардеробом или умывальником, и многофункциональными предметами, вроде дивана, включающего письменный стол или изголовье с сервантом и подставкой для лампы.
Геометрия в тканях. Декоративные узоры на тканях, напольных и настенных коврах часто создавались с оглядкой на плоскостные экзотические орнаменты и геометрические мотивы из таких источников, как Африка, Восток, кубизм и народное искусство. Эффектные геометрические схемы для обивки мягкой мебели, занавесей и ковров часто составляли из абстрактных композиций из квадратов, зигзагов, шевронов и треугольников
Клен «птичий глаз» На самом деле это обозначение относится к нескольким разновидностям клена, встречающимся на севере Европы, в Канаде и Соединенных Штатах. Его поверхность имеет рисунок, напоминающий птичьи глаза. Материал был модной фанеровкой в мебели конца XVIII века и снова обрел популярность в 1920-е годы у мебельных дизайнеров, тяготевших к французскому варианту стиля Ар деко.
Вставки из слоновой кости. Облицовка с применением слоновой кости часто использовалась для украшения кабинетов, столов и стульев. Чисто белый тон создавал выразительный контраст теплым, сияющим оттенкам красного дерева и эбенового дерева макассар. Слоновую кость часто использовали для выделения ручек кабинетов, элегантных контуров ножек стула и т.д.
Резьба в низком рельефе. Продолжая традиции Ар нуво, дизайнеры применяли ручную резьбу для создания роскошной, богатой декорированной мебели. Навершие кабинета, перекладины или подлокотники кресла, фартук стола часто получали барельефную резьбу со стилизованными узорами из ягод, листьев, цветочных букетов и т.п.
Цветочные узоры маркетри. Главным декоративным мотивом мебели Ар деко являются цветы. Стилизованные цветочные рисунки, напоминающие о стиле Ар нуво начала ХХ века, употребляли мастера фанеровки с маркетри, работавшие с самым дорогим, и весьма скромными материалами.
Вставки розового дерева. Для декоративной отделки широко использовалось розовое дерево. Твердое дерево с ровной, четко выраженной текстурой, от светло-коричневого до красновато-коричневого тона, оно образует выразительный декоративный контраст, когда тонкие полоски дерева с торцевым распилом укладываются вдоль края ящика, столешницы, филенки или дверцы кабинета.
Декоративное стекло. Стекло играло ключевую роль в мебели Ар деко. Массивные, архитектурного облика кабинеты, сделанные из редких пород дерева, зачастую снабжались панелями из простого или цветного стекла. Часто на стекло накаткой или гравировкой наносился рисунок; орнамент включал стилизованные геометрические мотивы солнечного диска с лучами, треугольников и т.п.
Лаковые изделия. Жан Дюнан, Эйлин Грей и Морис Жалло делали свою мебель более престижной путем вставки лаковых панелей. Ширмы, стулья, столы и кабинеты иногда полностью делали из глянцево-черного или ярко-красочного лака, с нанесением рисунков из стилизованных цветов, экзотических животных и абстрактных геометрических мотивов, напоминающих роскошные изделия мастеров XVIII века.
rrе eglоmise. Особенностью этой техники является нанесение на обратную сторону стеклянной панели золотой или серебряной фольги, в которой потом делается рисунок. Дизайнеры мебели 1920 - 1930-х годов часто украшали свои изделия путем установки в них стеклянных панелей с verre eglomise.
Геометрические формы. Многие дизайнеры Ар деко предпочитали геометрические формы. Эмиль Жак Рюльман находился под влиянием прямоугольных, классицистических форм конца XVIII века, о чем говорит дизайн его кабинетов, буфетов и письменных столов. Американские дизайнеры, вроде Дональда Дески, вдохновлялись геометрическими формами, связанными с Баухаузом.
Фанеровка. Традиция фанерованной мебели, особенно характерная для краснодеревщиков довоенного стиля Ар нуво, не утратила своего значения. Тонкие слои дорогих, разнообразных по цвету пород дерева укладывались отнюдь не по одной схеме: диапазон узоров простирался от натуралистических цветочных побегов до абстрактных геометрических построений.
Декоративные сплаты. У стула с открытой спинкой центральная вертикальная панель, сплата, традиционно служила местом размещения затейливых декоративных рисунков. Многие стулья Ар деко сделаны из дорогих пород дерева, и средники их спинок украшены стилизованными мотивами листвы, фонтанов, корзинок с цветами и т.п.
 
 
ПАРИЖ. ВЫСТАВКА 1925 ГОДА.
 
Парижская EXPOSITION INTERNATIONALE DES ARTS DECORATIFS ET INDUSTRIEL MODERNS стала решающим фактором в сложении стиля, названного в 1960-е годы Ар деко.
 
Первоначально намеченная на 1915 год и задуманная как ответ на растущий международный коммерческий успех Германии, Парижская выставка в 1914 году была перенесена на неопределенное будущее. Когда в апреле 1925 года эта выставка, наконец, открылась, то ее главной целью было возвращение Франции позиций мирового арбитра вкуса и главного центра в производстве предметов роскоши. Устроители выставки надеялись также убедить французских промышленников откликнуться на «современность» и работать с художниками, чтобы выпускать вещи «подлинно оригинальные».
 
РОСКОШНЫЙ «ХОРОШИЙ ВКУС».

В выставке приняли участие почти все европейские страны, хотя отсутствие Германии бросалось в глаза; зато французский сектор занимал две трети отведенного пространства в 23 гектара. Соединенные Штаты тоже уклонились от участия, поскольку секретарь по торговле Герберт Гувер посчитал невозможным удовлетворить требования вступительной хартии выставки, где говорилось, что экспонаты не должны иметь ничего общего со стилями прошлого, и обязаны демонстрировать «новое и оригинальное вдохновение», воплощающее современный образ жизни. На самом же деле, как оказалось, большинство экспонатов не следовали этой предварительной концепции: скорее, в них отражалась довоенная эстетика, и продолжался стиль Ар нуво.
Основная часть французского сектора состояла из павильонов, где экспонировались работы влиятельных французских дизайнеров, например Эмиля Жака Рюльмана, работавшего в мебели, и Рене Лалика, специализировавшегося по стеклу. Демонстрировались целые интерьеры и полностью оформленные комнаты, где гармоничный ансамбль образовывали мебель, ткани, ковры и прочие вещи домашнего обихода. Были представлены дизайнерские студии ведущих парижских универмагов - «Primavera» из «Printemps», «La Maotrise» из «Galeries Laflayette», руководителем которой был Морис Дюфрен (1876 -1955 г.), «Pomone» из «Au Bon Marhi». Эти экстравагантные экспозиции размещались на фоне Эйфелевой башни, которую преобразили в ультрасовременную рекламу автомобилей «Ситроена». Большинство экспонатов относились к разряду «официального вкуса», образуя галерею исторических или традиционных стилей.
Нигде эта тенденции не была представлена лучше, чем в торжественном павильоне Рюльмана «Hotel d’un Collectionneur». Рюльман отвечал за общее оформление интерьеров павильона, где работали несколько из его любимых дизайнеров и мастеров: так, в одном из интерьеров, «Chambre de Madame», Андре Груль (1884 - 1967 г.) соединил стулья, созданные с оглядкой на дизайн XVIII века, и обивку стен с кричаще яркими узорами. Роскошный, элегантный мебельный гарнитур, с отделкой бледно-зеленой акульей кожей, навевал воспоминания о криволинейных ритмах Ар нуво. «Fumoir» Жана Дювана (1877 - 1942 г.) сочетал серебристо-черную лаковую мебель обтекаемых форм с пестро расцвеченными ширмами и тканями, заставляющими вспомнить африканское искусство.
 
КОНТРАСТ: БЛИЖЕ К МОДЕРНИЗМУ.

Эти роскошные образцы того, что позже будут называть «высоким стилем» Ар деко, составляли разительный контраст с немногими экспонатами, созданными дизайнерами-модернистами. В павильоне «Новый дух», к примеру, архитектор Ле Корбюзье пропагандировал свое видение минималистской архитектуры с соответствующей мебелью для средних классов. Хоть этот стиль произвел сильное впечатление, его влияние стало реально ощутимым лишь в 1930-е годы.
 
ЭМИЛЬ ЖАК РЮЛЬМАН.

Творчество Рюльмана являет собой тончайшее выражение Ар деко, представляя наиболее роскошные образцы мебели 1920 - 1930 годов.
Родившийся в Париже 1879 году Рюльман стал художником-декоратором и впервые представил свои работы на Осеннем Салоне 1913 года. В годы войны он продолжал создавать роскошные дизайнерские проекты, а в 1919 году образовал в Париже партнерскую фирму с Пьером Лораном.
Репутация Рюльмана как великолепного краснодеревщика упрочилась после его нашумевшего выступления на Парижской выставке 1925 года. Его роскошная мебель словно соперничает с работами тончайших французских мастеров XVIII века, таких как Жан Ризенер.
Рюльман добивался от своих мастеров высочайшего уровня исполнения. Ранние произведения, с их стройными, сужающимися книзу ножками, тяготеют к утонченным пропорциям, а более поздние образцы отличаются крепостью и силой.
Рюльман использовал самые редкие и дорогие материалы, вроде фанеровки палисандровым деревом, эбеновым деревом макассар, кубинским красным деревом, тропическим грецким орехом и амарантом. В дополнение их украшали облицовка из черепаховых и роговых пластинок, серебра, слоновой кости, кожи, пергамена или акульей кожи.
 
ФРАНЦИЯ.

Франция и особенно Парижбыли центром формирования роскошно-элегантной тенденции в Ар деко - течения «высокого стиля». Изящная, дорогая мебель создавалась в 1920-е годы Эмилем Жаком Рюльманом, задававшим тон в этом варианте стиля.
 
ДВА ИСТОЧНИКА ВДОХНОВЕНИЯ.

Используя широкий спектр экзотических пород дерева для декоративной фанеровки и украшения из цветных и дорогих материалов, от слоновой кости до лака, Рюльман и его соратники, в число которых входили Поль Фолло, Андре Груль, Жюль Лелё, Леон Альбер Жалло, Луи Сю и Андре Мар, черпали вдохновение из богатого творческого наследия утонченных краснодеревщиков XVIII века, таких как Жан Анри Ризенер и Адам Вайсвайлер.
Рюльман и его коллеги находились также под влиянием Ар нуво(1880 - 1910 г.). Они переняли криволинейные контуры, органические формы и натуралистические мотивы, характерные для данного течения, упрощали и стилизовали их, добиваясь более четкой геометрической формы. Созданные по их проектам замечательные кабинеты, столы, обычные и письменные, предназначались для узкого круга богатых клиентов. Образцы этого направления были широко представлены на Парижской выставке 1925 года.
 
ДОРОГИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Жалло, работавший вместе со своим сыном Морисом и Лелё, предпочитали богатую гамму теплых по тону пород, таких как грецкий орех, палисандр, амбоина, усиливая эффект облицовкой из слоновой кости, яичной скорлупы, шагрени или перламутра. Часто на них наносился орнамент - из числа характерных мотивов Ар деко, вроде стилизованных гирлянд или цветочных корзинок. Сю и Мар создавали роскошную по-театральному эффектную мебель в стиле Луи-Филиппа, а фирма «Dominique» выпускала стильную, тонко продуманную мебель, используя такие породы как черное дерево и платан, а в качестве обивки - цветной шелк, кожу и бархат.
Наиболее экзотическая форма французского Ар деко получила воплощение в новаторской мебели, созданной Эйлин Грей, Жаном Дюнаном и Пьером Легреном. И Грей, и Дюнан использовали популярность восточного искусства, разрабатывая характерные лаковые ширмы, столы, кабинеты и стулья, где лик часто комбинировался с другими необычными, эффектными материалами.
 
В СТОРОНУ МОДЕРНИЗМА.

После 1925 года некоторые из наиболее стойких приверженцев французской традиции, вроде отца и сына Жалло, мало-помалу начали принимать изменения, которые несли с собой машинная эра и новые материалы, такие как металл и стекло. В итоге их более поздние проекты обнаруживают все больше и больше элементов модернизма. Так подготавливалась почва для модернистской мебели, которую будут делать, например Пьер Шаро и Френсис Жерден.
 
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ.

Хотя Соединенные Штаты и не приняли участия в Парижской выставке 1925 года, резонанс в стране она имела огромный. Многие американские дизайнеры, включая Эжена Шена, посетили ее; широкое освещение она получила и в американской прессе. В следующем году показ коллекции из более чем 400 экспонатов Парижской выставки был организован Чарлзом Ричардсом, директором Американской ассоциации музеев. Он сам был под сильным впечатлением от выставки и, организуя такой выставочный тур, надеялся дать старт «параллельному движению» в Соединенных Штатах.
 
Нью-Йоркские универмаги также помогали пропагандировать стиль Ар деко, предоставляя на выставки конца 1920-х годов мебель Ар деко от ведущих парижских дизайнеров. Эжен Шен поразил французских коллег своими творениями, в которых были применены редкие и экзотические породы дерева, вкупе с маркетри и облицовками, цветным лаком и изысканной резьбой.
НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Параллельное движение Ар деко действительно расцвело в Соединенных Штатах, но развивалось оно в ином направлении по сравнению с Европой. Многие дизайнеры-новаторы, такие как Пауль Франкль, К.Э.М. Вебер и Джозеф Урбан, который тоже был выходцем из Европы, в своих проектах сочетали французский Ар деко с элементами стиля Баухауза в Венских мастерских. Вместо создания дорогих, блистающих роскошью вещей, они выпускали крепко сработанную, функциональную мебель, которую можно было запустить в массовое производство.
 
Дональд Дески, ответственный за оформление интерьеров мюзик-холла City’s Radio City в Нью-Йорке, создавал эффектную, весьма дорогую мебель. В ней сочетались роскошные элементы французского Ар деко с более функциональными и прямоугольными чертами, отличавшими стиль Баухауза, мастера которого всерьез применяли самые последние достижения технологий.
 
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МОТИВЫ.
 
Именно современными материалами и увлеклись, в конечном итоге, американские дизайнеры мебели Ар деко. В прославленной Крэнбрукской академии искусств в Мичигане архитектор Элиел Сааринен разрабатывал элегантные образцы мебели с богатой фанеровкой и облицовкой натуральными материалами, иногда в сочетании с новейшими материалами, такими как нержавеющая сталь и полированный металл.
 
Машинная эра открывала перед американскими дизайнерами необозримые перспективы. Дух новой эпохи проник и в декоративные мотивы: так, предметы мебели могли украшаться переплетающимися зубцами и колесами. Дизайнеры прославляли скорость и динамизм, о чем свидетельствовали все более обтекаемые формы их мебели, навевавшие ассоциации с автомобилями, океанскими лайнерами, тепловозами; декор включал эффектные зигзаги. Они смело использовали геометрические формы из арсенала кубизма и пестрые, яркие абстрактные узоры, заодно осваивая и эмблематичные для Америки и американского образа жизни урбанистические мотивы, вроде небоскреба.
 
Представитель промышленного дизайна К.Э.М. Вебер утвердил калифорнийский вариант ар деко. Его сразу узнаваемая мебель сделана, в основном, из металла и стекла, и конструкции часто включают элементы, напоминающие о небоскребах. Вебер создавал солидную, функциональную мебель, работая по частным заказам, и проекты, предназначенные дня массового производства.
 
ПАУЛЬ ФРАНКЛЬ (1887 - 1958 г.)

Пауль Франкль стремился создать современную форму мебели, выражавшую «новый духовный манифест на каждом этапе американской жизни».
Уроженец Вены, архитектор и инженер Пауль Т.Франкль в 1914 году, когда началась война, поселился в Нью-Йорке. Сначала он проектировал и выпускал мебель, опираясь на европейскую традицию в обращении с формой, но к середине 1920-х годов, вдохновляясь опытом Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса, он все свое внимание сосредоточил на изготовлении практичной и экономичной модульной мебели.
 
Только в 1925 году Франкль утвердился в качестве независимого мебельного дизайнера, создателя знаменитой серии, изготовленной вина заказ, где композиционным мотивом стал нью-йоркский силуэт с небоскребами, парившими прямо над галереей автора. Этот типичный для Франкля «небоскребный» дизайн часто напоминает игру чистых линий в работах голландского художника Пита Мондриана. Так Франкль решает высокие, ступенчатые композиции сундуков, кабинетов и книжных шкафов, следуя законам архитектоники прямоугольных форм. Его мебель сделана из дуба или калифорнийского красного дерева; иногда украшением служит лаковая обработка в черном, красном или бледно-зеленых тонах, с окантовкой серебряным листом. Франкль проектировал также «небоскребные» письменные столы и туалетные столики с навершением-зеркалом.
 
ОБТЕКАЕМЫЕ ФОРМЫ.

Символизируя век прогресса, перемен и современности, стиль Ар деко помог вдохнуть новую жизнь в американскую экономику.
Арт модерн, как еще называют американскую форму Ар деко, всегда вдохновлялся жизнью большого города, напоминанием о котором служили неровные, «небоскребные» силуэты или острые края с резким перепадом поверхностей, перекликавшимся с синкопированными ритмами джаза. Машинная эра предоставляла много новых, индустриальных мотивов и новых материалов. Тогда, в 1930-е годы, завершающим и, возможно, самым мощным вливанием в стилистику Ар деко стала концепция обтекаемых форм.
Великая депрессия, охватившая страну после финансового краха на Уолл-стрит в 1929 году, потребовала от экономики обновления; новый дух надлежало внести и в сознание общества, преодолевавшего вызванное этим крахом смятение. Соединяя новые технологии и еще не привычные новые материалы, концепция обтекаемых форм оказала огромное воздействие на американскую архитектуру и декоративно-прикладное искусство, равно как и на экономику, получившую долгожданную «загрузку».
 
ДИНАМИЧНОСТЬ И ШИК.

Дизайн обтекаемых форм, получил старт, быстрое развитие и признание раньше всего в сфере транспорта. С начала 1930-х годов крупные успехи были достигнуты в дизайне всех транспортных средств, особенно железнодорожных локомотивов и лайнеров. Линии контуров, напоминающие стремительное движение торпеды, сочетание компактных криволинейных поверхностей и гладких горизонтальных, которое уменьшало сопротивляемость воздуха и снижало турбулентные потоки, стали блестящим символом самого духа современности. Норман Бел Геддис, работавший в сфере промышленного дизайна, немало способствовал популяризации обтекаемых форм, когда в 1932 году выпустил свою книгу «Горизонты», изобиловавшую впечатляющими образами поездов, самолетов и автомобилей обтекаемых форм.
Вскоре дизайн обтекаемых форм приняли дизайнеры интерьеров и продукции широкого потреблении. Интерьеры отелей, заправочных станций, столовых, магазинов получали динамичную трактовку с обтекаемыми формами. Эта концепция возобладала и во многих дорогостоящих голливудских кинопостановках 1930-х годов, таких как «Гранд Отель» 1933 года.
К середине 1930-х годов дизайн обтекаемых форм все чаще давал о себе знать в широком ассортименте потребительских товаров - начиная от предметов мебели, даже самых простых, до всевозможных вещей домашнего хозяйства. Чистые линии и мощные формы обладали сильной притягательностью, ибо в них заключалось утвердительное начало. Простые повседневные предметы, вроде пылесоса, плиты и радио, сделанные из новых материалов, таких как бакелит, пластмасса, каучук, винил, алюминий и хромированная сталь, привносили ощущение тика и современности в семейный быт и домашний досуг. Они также служили «одомашниванию» машины, умело скрывая ее подвижные части и облекая все выступающие детали в гладкие поверхности.
Продукция обтекаемых форм была до некоторой степени «технологическим результатом высокоскоростного массового производства», как подчеркнул Харольд Ван Дорен. Мягко изгибающиеся формы, с лишенной всякого декора поверхностью, было легко изготавливать, используя пластмассовые профили и прессованную листовую сталь, а также конвейерную технологию.
ДЕКОРАТИВНЫЕ БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Уделяя мало внимания функциональности, многие творцы «промдизайна» придавали мягкие криволинейные очертания и горизонтальные членения внутри обтекаемых контуров самым разным предметам домашнего пользования.
Формы бытовых вещей в Америке 1930-х годов перекликались с гладкими, яйцевидными контурами железнодорожных вагонов или шикарных океанских лайнеров. Зачастую их украшали горизонтальными бороздками, «скоростными направляющими».
Идея создания повседневных вещей в новом стиле обтекаемых форм дала толчок промышленности, пребывавшей в состоянии стагнации. Разработанный Раймоном Лёви для компании «Sears» в 1934 году дизайн холодильника с его мягко скругленными углами и горизонтальными полосками воплощал этот стиль в наилучшем виде. Многие дизайнеры экспериментировали с обтекаемыми формами в металлических столовых приборах. Здесь лед впервые был сломан Расселом Райтом, сделавшим в 1931 году цилиндрический шейкер для коктейлей и сферические чашки, отлитые из сплава на основе олова и хромированные. Появился и кувшин для воды «Нормандия», его дизайн, разработанный в 1935 году уроженцем Германии Петером Мюллером-Мунком, обыгрывал формы знаменитого океанского лайнера.
 
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

В течение первой половины 1920-х годов большинство английских дизайнеров, работавших в мебели, сохраняли верность принципам движения искусств и ремесел. Однако порой они включали в свои произведения элементы, навеянные французским стилем Ар деко. Лондонская фирма «Неаl & Son» использовала базовый дизайн «движения» для мебели из платана или дуба, вводя в качестве украшения отдельные элементы Ар деко. Основная часть процесса шла на машинах, но конечная отделка осуществлялась вручную.
 
СДЕРЖАННЫЙ СТИЛЬ.

Мебельный дизайн Гордона Рассела 1920-х годов демонстрирует более традиционный стиль Ар деко. Он усвоил мотивы, вроде солнечного диска или шевронов, и применял экзотические материалы, типа слоновой кости и эбенового дерева макассар. Выступив с большим успехом на Парижской выставке 1925 года, Рассел показал возможности скромного дизайна, не рассчитанного на роскошь, столь высоко котировавшуюся у французских коллег: его почти лишенный декора кабинет, простота которого словно продолжала георгианские традиции, вызвал шумное одобрение.
Выставка 1925 года оказала прямое влияние на дизайнера фирмы «Неаl & Son» Ф.Джонсона. С 1926 - 1927 года он представил серию проектов мебели для спальни, из дерева макассар, разработанную под влиянием «высокого» стиля парижского Ар деко в духе Эмиля Жака Рюльмана. В 1928 году компания «Waring & Gillow» производившая роскошную мебель для кораблей и гостиниц, представила изысканную коллекцию в духе «высокого» Ар деко на выставке «Современное искусство во французской и английской мебели и декорации». Выставка ознаменовала успешный старт отдела современного искусства, который в этой фирме возглавил эмигрант из России С.И. Чермаев. Ценивший роскошную фанеровку, он вскоре отошел от французского стиля Ар деко в пользу эстетики более модернистского толка.
 
ВКУС К РОСКОШИ.

Модная мебель Ар деко, сделанная из роскошных, дорогих материалов и сохраняющая связь с традиционными формами - пусть даже при некотором налете модернизма - в Великобритании создавали также Бетти Джоил и сэр Эдвард Мауф. Последний получил медаль на Парижской выставке 1925 года за свой письменный стол из трех пород - красного дерева, камфарного и эбенового, украшенного gesso, позолотой из белого золота, а на ручках еще и шелковыми кисточками. В круг высокопоставленных клиентов Бетти Джоил входили королевская чета и Луис Маунтбэттен.
К 1930-м годам Гордон Рассел стал делать вещи более модернистского толка; успехом пользовалась его серия добротной по качеству мебели, рассчитанной на массовое производство и включающей такие новые материалы, как стальные трубки. Сэр Эмброуз Хил также был прочно связан с модернистским движением. Элементы Ар деко прижились в Великобритании. Солнечный диск с лучами и ступенчатый настил из плиток можно увидеть во многих пригородных постройках. В то же время бытовые предметы демонстрируют обтекаемые формы американского Ар деко. В 1933 году Морис Адамс создал свой проект коктейльного кабинета с обтекаемыми формами, использовав красное дерево с имитацией эбенового, литые металлические и хромированные накладки.
 
ИНТЕРЬЕР АР ДЕКО.
 
Стиль Ар деко с отличавшей его смесью модернизма и экзотики обрел собственную витрину в новом музее Парижа - города, породившего сам этот стиль.
 
В 1931 году дизайн Ар деко был выбран для оформления нового амбициозного Музея колоний (ныне - Музей искусств Африки и Океании), который был сооружен специально для Колониальной выставки, призванной прославить взаимоотношения между Францией и ее колониями. Первоначально планировалось построить здание, включавшее архитектурные мотивы Северной Африки, но потом был утвержден проект Альбера Лапрада - по-современному ясный и проникнутый духом европейского классицизма.
 
Снаружи музей украшен огромным стилизованным фризом, автор которого - видный скульптор Ар деко Альбер Жаннио. Внутри также нашлось много места для реализации эффектных дизайнерских решений в стиле Ар деко, а не только для произведений искусства Африки и Азии.
 
Хотя помещения, предназначенные для размещения колониальных артефактов, оформлены весьма просто, эту сдержанность компенсируют два овальных зала с богатым декором, которые служат парадными гостиными. Африканская гостиная, Salon d’Afrique, прославляет вклад колоний в Африке, а великолепный Sаlоn d’Аsiе, также известный как Гостиная Лиотей, посвящен художественным достижениям Азии.
 
ГОСТИННАЯ ЛИОТЕЙ (SALON LYAUTEY).
 
Гостиная Лиотей, оформленная Эженом Принцем, с фресками Андре Юбера и Иванны Леметр, представляет собой замечательный образец французского Ар деко 1930-х годов. Великолепный паркетный пол с радиальным геометрическим рисунком, типичным для того времени, сделан из габонского дерева, с дополняющими акцентами из эбенового и розового дерева. Богатая расцветка пола, оттеняемая темными драпировками, задает тон всему интерьеру. В соответствии с общей увлеченностью Ар деко экзотикой неевропейского происхождения, фрески несут изображения азиатских фигур, сцен и божеств и являются основной образной доминантой интерьера.
 
Мебель, которую тоже проектировал Принц, отражает принципы Ар деко: смелая и легко читаемая форма, ясные и чистые линии, минимум орнаментации. Двери и большинство предметов обстановки сделаны из патавы (пальмовое дерево). Красота двух импозантных письменных столов зиждется как раз на текстуре пальмового дерева, равно как и на динамично изгибающихся формах. Эффектные очертания высоких светильников, похожих на некие тропические растения, перекликаются с криволинейными контурами столов и подлокотников стульев.
 
Салон Лиотей выглядит одновременно и классическим памятником Ар деко в его высшей фазе, и памятником европейской империи у порога ее упадка.
 
ЕВРОПА.
 
Колоссальные сдвиги, произошедшие в Европе в связи с Первой мировой войной, остро ощущались архитекторами и дизайнерами от Италии до Бельгии и Нидерландов.
 
Потребность в художественных переменах питалась идеями функционализма и жаждой вобрать, освоить те волнующие достижения технического прогресса, которые поразили воображение людей в начале ХХ века. Насущной задачей стала разработка дизайна функциональной мебели, рассчитанной на массовое производство. В Финляндии эту философию реализовал Алвар Аалто, в Германии - Вальтер Гропиус, вставший во главе основанного в 1919 году Баухауза.
 
Международное признание Баухауза, помогало распространению его установки на сотрудничество талантливых художников, дизайнеров и мастеров ручных ремесел в деле создания дизайнерских прототипов, пригодных для запуска в массовое, промышленное производство.
 
Хотя стиль Баухауза, проникнутый духом модернизма, превалировал в Германии в 1920 - 1930-х годах, там было немало архитекторов и дизайнеров, работавших в более декоративной манере. Используя яркие цвета и графический строй, ориентированный на стили рококо и бидермейер, мебель немецкого Ар деко не отвергала ни восточный налет, который вносила лаковая техника, ни деталировку в духе кубизма. Тот вариант Ар деко, которому следовали немецкие дизайнеры, был весьма сдержанным, и его типичным примером стала «комната джентльмена», спроектированная Бруно Паулем и показанная в универмаге «Масу» в Нью-Йорке в 1928 году. Комната была обставлена лаковой мебелью со вставками, а на полу лежал ковер с геометрическим рисунком. В конце 1920 - начале 1930-х годов многие немецкие и австрийские дизайнеры, в первую очередь евреи, эмигрировали в Америку. Вместе с Паулем Франклем они внесли весомую лепту в развитие американской версии стиля Ар деко.
 
ПРОЦЕССЫ В СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЕ.
 
Концепция абстрактного искусства впервые была приложена к мебельному дизайну в Нидерландах. Главным пропагандистам этой радикально-новой художественной установки была авангардная группа «СТИЛЬ», основанная в 1917 году художниками Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом. Однако мебель в духе функционализма, проекты которой делала группа, на Парижской выставке 1925 года отсутствовала, и эта лакуна была очень заметна. Голландский павильон оформлял представитель амстердамской школы Дж.И. Стааль, предпочитавший использовать в мебельном дизайне театральные, экспрессионистские и восточные мотивы. Среди экспонатов была мебель К.А. Лион Каше, спроектированная для голландского океанского лайнера. Интерьеры кинозалов и театров, оформленные Япом Гиддингом, так же стояла в русле французского Ар деко. Типичным примером был кинотеатр Тушински в Амстердаме (1918 - 1921 г.).
 
В Скандинавии стиль Ар деко получил более классическое выражение. В 1930 году британский писатель Мортон Шанд дал определение сдержанному шведскому неоклассическому стилю, доминировавшему в скандинавском секторе Парижской выставки 1925 года, как «линии, характеризующейся тонкой, почти как у эльфов, грацией». В датском павильоне схожий стиль представляли грациозно изогнутые стулья Отто Мейера и Якоба Петерсена, сделанные из платана и красного дерева, их выгодно оттеняла обивка стен батиком, выполненная Эббе Садолином.
 
ИТАЛЬЯНСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
 
Итальянские дизайнеры-мебельщики все силы отдавали тому, чтобы найти равновесие между нормами классической элегантности и премудростью современного стиля. Хотя они уступали французам в достижении той элегантной роскоши, которая отличала парижский стиль Ар деко, итальянские кабинеты, столы и стулья демонстрируют полное понимание той красоты, которую можно выявить текстурой и окраской местных и экзотических пород дерева.
 
Итальянский вариант Ар деко достиг своего полного выражения в отмеченном яркими новациями творчестве Джо Понти. Он умел успешно сочетать функциональные, геометричные, скупые структуры, пущенные в оборот дизайнерами Венских мастерских, с продуманной, элегантной изысканностью французского стиля Ар деко.
 
ИНДИЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ.
 
Хотя стиль Ар деко сформировался и обрел наибольший успех на Западе, свой отклик он получил и в странах Востока.
 
ИНДИЙСКИЙ ШИК.
 
Несмотря на сохранение социального консерватизма и общую экономическую неразвитость Индии, ее дизайнеры восприняли эстетические идеалы и стилистические установки, стоявшие за модой на Ар деко, которая охватила и колониальную публику. Стиль Ар деко были в состоянии оценить, поддержать и развить уже по-своему, дизайнеры, эмигрировавшие в Индию из стран Центральной и Восточной Европы, - свои навыки и эстетическую культуру они умели с выгодой применить к устремлениям местной клиентуры.
 
Центром формирования индийского варианта Ар деко стал Бомбей. Торговые слои и правящая верхушка, уже хорошо знакомые с западным образом жизни, в 1929-1940 годах совместно вырабатывали программу развития Большого Бомбея в зоне Задней бухты. Координационный Совет настаивал на том, чтобы все здания отвечали единому архитектурному стилю, чтобы обеспечить «цельность и гармонию рисунка». Стиль был выбран Ар деко - элегантный, в концепции обтекаемых форм, но не исключавший декоративности. К концу 1930-х годов в Бомбее имелось почти 300 кинотеатров - шикарных дворцами ар деко и внутри, и снаружи. Роскошные, с тонко продуманным оформлением, резиденции богатых индийских князей тоже отражали стиль Ар деко. В мебели же часто комбинировались элементы «высокого стиля» французского Ар деко и местные традиции декора.
 
СХОЖЕСТЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
 
В 1920 - 1930-е годы многие объекты японской и китайской архитектуры, включая интерьеры и мебель, делались под влиянием Ар деко. Основные принципы - простой дизайн, скудный декор на основе природных мотивов и использование роскошных, экзотических материалов, таких как лак, слоновая кость и перламутр, - были почерпнуты из традиционного искусства Дальнего Востока, так что здесь они встретились.
 
По всей Японии и особенно в Токио развитие экономии и индустрии после Первой мировой войны сопровождалось демократизацией жизни и переменами в культуре и укладе жизни. Западные идеи пропагандировались выставками и публикациями, а также самими западными дизайнерами. Землетрясение 1923 года в Токио превратило город в руины, и многие новые здания отражали стиль Ар деко. Всевозможные постройки - кинотеатры, кафе, танцзалы - получали интерьеры, заполненные такими современными материалами, как алюминий, стекло и нержавеющая сталь.
 
В крупнейшем городе Китая Шанхае изысканный стиль Ар деко был оценен и усвоен китайскими архитекторами и дизайнерами, которые приняли его с энтузиазмом. Шанхай, который называли «восточным Парижем», был процветающим городом. Американский стиль Ар деко преобладал в новых высотных гостиницах, жилых комплексах, офисах, универмагах, кафе и ресторанах.
 
Тон задал - с его зеленой пирамидальной крышей и мотивами Ар деко 12 -этажный «Cathy Hotel», построенный в 1932 году компанией «Palmer and Turner». Большой театр, спроектированный чешско-венгерским эмигрантом Ласло Худеком - памятник поистине голливудского шика, поражал воображение.
 
ГАРНИТУР.
 
Неотъемлемой чертой интерьеров Ар деко стало одинаково решенные, специально проектируемые комплекты элегантной, роскошной мебели.
Комплект из нескольких предметов мебели имел долгую и богатую традицию. Начиная со второй половины XVIII века модные гостиные в европейских домах, прежде всего во Франции, часто оформлялись как единый, целостный интерьер, в который входили и большие, тщательно продуманные мебельные гарнитуры. В середине XIX столетия комнаты стали более плотно заполнять мебелью, а стремление к комфорту в растущей среде средних классов привело к появлению мебели, которая часто выпускались в комплектах элегантных предметов машинного производства.
 
ЭЛЕГАНТНОСТЬ И КОМФОРТ.
 
В 1920 - 1930-е годы дизайнерам, работавшим в стиле Ар деко, пришлось удовлетворять спрос на комплексное оформление интерьеров. Они видели свою цель не только в создании чисто визуального образа, но и в обеспечении комфорта.
 
Французские дизайнеры Ар деко создавали роскошные мебельные гарнитуры. Каждый предмет мебели выделялся роскошным материалом, будь то шагрень или кожа какого-то животного, лаковый декор или фанеровка экзотическими породами, близкая по цвету или контрастная ткань обивки. Эмиль Жак Рюльман представил полный набор мебели для «резиденции богатого коллекционера предметов искусства», и эта экспозиция привлекла всеобщее внимание на Парижской выставке 1925 года. Поль Фолло создавал гарнитуры в стиле XVIII века, Жюль Лелё проектировал роскошные гарнитуры для посольств, министерств и океанских лайнеров. Андре Груль создал экстравагантный ансамбль - эффектный спальный гарнитур, фанерованный зеленой кожей ската (галюша) и обитый розовым бархатом; на выставке 1925 года он был выставлен под названием «комната мадам» в павильоне французского посольства, вызвав настоящую сенсацию.
 
ОТ АР ДЕКО К МОДЕРНИЗМУ.
 
Гарнитуры мебели Ар деко проектировались и в Великобритании. Фирма «Betty Joel» выпускала гарнитуры в стиле Рюльмана, «Syrie Maugham» - комплекты в бежевых и белых тонах, включающие зеркальное стекло и посеребренное дерево. Однако верх взял более модернистский стиль. В 1929 году С. Чермаев разработал для фирмы «Waring & Gillow» комфортный и практичный мебельный гарнитур для гостиной. Обстановка комнаты включала шестиугольный кофейный столик, вокруг которого размещались диваны геометрической формы.
 
АМЕРИКАНСКИЕ ГАРНИТУРЫ.
 
В Соединенных Штатах в 1928 году, на выставке Американской галереи дизайнеров, десять участников представили полное оформление комнат. Среди них был Дональд Дески, автор проекта «мужской курительной комнаты» - с элегантной мебелью прямоугольных форм, декорированной геометрическими мотивами и сделанной из новых материалов типа хромированной стали, стекла и бакелита. Пауль Т. Франкль показал на той же выставке целую комнату, заполненную его мебелью в виде миниатюрных небоскребов.
 
В Нью-йоркском универмаге «Масу» в том же 1928 году Бруно Пауль выставил свою «комнату джентльмена», соединив в ее оформлении западную и восточную традиции. Японские окна, похожие на ширмы, отлично дополняли плюшевые кресла и фанерованный сервант. В следующем году в журнале «Good Furniture» Пауль заявил, что «интерьер в целом более важен, чем какая-либо из его частей».
 
Норман Бел Геддис сделал многое для популяризации концепции обтекаемых форм, определившей облик американского варианта современного искусства.
 
СТУЛЬЯ И КРЕСЛА.
 
Стулья Ар декоотвечали одновременно и потребности в комфорте, и вкусу к роскоши. Пропорции выбирались удобные, материалы - дорогие. Стулья часто служили частью гарнитура для гостиной, в который входил и диван. Следовали ли их авторы ясным линиям, в основе которых лежали традиционные формы, или же формы были абстрактными и более авангардными, стул создавался для комфорта и радовал глаз.
 
РОСКОШЬ И ЭКЗОТИКА.
 
Французские дизайнеры Эмиль Жак Рюльман, Сю и Мар, Поль Фолло в своих дизайнерских разработках стульев часто обращались к опыту мастеров XVIII века. С фигурными спинками, со стройными, сужающимися книзу ножками, завершающимися изящными башмаками из слоновой кости или бронзы, с грациозными стойками подлокотников, сворачивающимися на концах в волюты, эти стулья изготавливались из роскошного дерева, вроде красного, розового или эбенового макассар.
 
Обивка играла важную роль; использовались дорогостоящие материалы, вроде бархата, тончайшей кожи или кожи экзотических животных; преобладали геометрические или экзотические узоры. Огромное влияние на этот дизайн оказали постановки и костюмы «Русских балетов» Сергея Дягилева, живопись кубистов и фовистов, искусство Африки и Востока.
 
К 1930-м годам многие стулья Ар деко проектировались в соответствии с более геометрическими, абстрактными линиями. Демонстрирующие простые контуры, они часто выполнены из новых материалов, таких как ламинированное дерево, стальные трубки, хромированный металл, алюминий и винил.
 
СТОЛЫ.
 
После Первой мировой войны дизайнеры, работавшие в стиле Ар деко, создавали столы исключительной оригинальности и богатства, продолжив традицию Ар нуво, хоти и в менее вычурных формах.
 
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ.
 
Многие дизайнеры-мебельщики, работавшие в Ар деко, в своих проектах опирались на традиционные типы столов, например ранний дубовый стол на козлах или столы с опускными боковыми полами, относящиеся к XVIII веку. Они использовали древесину с богатой текстурой, например грецкого ореха, тиса и красного дерева, декорируя свои изделия фанеровкой с полосками из экзотических пород вроде эбенового или тюльпанового дерева.
 
Эмиль Жак Рюльман и Жюль Лелё создавали письменные столы, туалетные столики и пристенные столы, перекликавшиеся с формами, которые предпочитали французские краснодеревщики XVIII - XIX веков. Они широко применили экзотические материалы, например лак и дорогие породы в фанеровке; их столы часто включали декоративные детали, вроде ручек из слоновой кости, завершений - башмаков из золоченой бронзы на стройных ножках и покрытия из кожи, даже акульей, или мрамора на столешницах.
 
Ирландский дизайнер Эйлин Грей проектировала изящные столы с дорогой лаковой отделкой, абстрактные формы которых часто определялись разными по цвету участками лака и драгоценной облицовкой с применением фольги и перламутра.
 
СМЕЛЫЕ НОВАЦИИ.
 
Дизайнеры-мебельщики, следовавшие более модернистской тенденции внутри Ар деко - к их числу принадлежали Марсель Коар и Пьер Шаро во Франции, Дональд Дески в Соединенных Штатах, - делали многофункциональные столы в смелых геометрических формах, вроде кубов, цилиндров и пирамид.
 
Пьер Легрен соединил роскошные материалы с самыми современными промышленными, которые свел вместе внутри очень строгой формы - таков его поразительный низкий столик, названный «Питоном» (1928г.), спроектированный для Пьера Мейера. Сделанная полностью из дерева, длинная прямоугольная столешница и две опоры полностью обтянутые змеиной кожей.
 
КАБИНЕТЫ.
 
Ясные линии и геометрические формы, утвердившиеся и в оформления кабинетов Ар деко, выгодно оттеняли роскошь отделки, к которой тяготел этот стиль. В эру джаза впервые появился коктейльный кабинет. За его дворцами, в зеркальном внутреннем пространстве было достаточно полок для размещения всего необходимого для приготовления коктейлей.
 
ИЗЫСКАННОЕ ИЗОБИЛИЕ.
 
Французские дизайнеры-мебельщики, вроде Поля Фолло и Эмиля Жака Рюльмана, создавали кабинеты с фанеровкой из самых разных пород тропических деревьев, включая амбоину, клен «птичий глаз», красное дерево, зебровое, розовое и платан. Дополнительно они наделяли свои кабинеты немногими, но очень выразительными декоративными де
 

 

 

 

 

^ Наверх