+7 (495) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Скандинавия - начало XIX века

 

 

Информация / Все стили / Скандинавия - начало XIX века

 

Знаменитые победы Англии в битве при Абукире (1798) и в Трафальгарской битве (1805), сделавшие возможной торговлю вдоль всего побережья Северного моря, могли бы способствовать популярности Великобритании и, в частности, дизайна английской мебели в скандинавских странах. Однако так было не всегда. Неоднозначная политика Дании и Швеции по отношению к Франции вынудила английского премьер - министра Пита уничтожить датский флот и разгромить Копенгаген, что естественно, повлекло отрицательное отношение датчан к Великобритании, а это, в свою очередь, негативно повлияло на морское сообщение и торговлю и в 1813 году привело норвежско-датскую экономику к кризису.

Хотя в дизайне мебели скандинавских стран и прослеживается влияние английского неоклассицизма начала XIX века, в нем было больше отголосков стиля конца XVIII века или манеры, отличающей мебель регионов Северной Германии.

Единственным положительным моментом в этой ситуации было то, что местные ремесленники опекались Англией, поощрявшей развитие их мастерских. Как и во всей Европе, здесь доминировал стиль ампир, адаптированный к местным художественным традициям.

ДАТСКИЙ АМПИР

Традиционная любовь к простоте и стремление к бережному расходованию средств, вызванное войной и тяжелым экономическим положением, способствовали развитию в трех скандинавских странах разновидности французского стиля, называемой датским ампиром. Хотя для создания мебели в крупных городах использовалось красное дерево, его сложно было достать в военных условиях, поэтому в мебели датского ампира преобладали местные светлые породы дерева, например, ольхи, ясеня и березы, которые при полировке приобретали сходство с древесиной атласного дерева. Мебель из красного дерева вновь появилась после 1815 года.

В датской мебели чаще встречается интарсия контрастной древесиной, например, цитруса, нежели вставками из золоченого металла. Популярны были люнеты и арочные детали, так же как и украшения из тисненой латуни или позолоченного дерева.

Одним из самых распространенных типов стульев, производимых в Дании, был стул клисмос; такой стул работы дизайнера Николая Абильгарда, относящийся к 1800 году, находится в Копенгагенском музее декоративных искусств. Подобно стулу, позднее разработанному скульптором Германом Фройдоном (ныне в замке Фридериксборг), он подражает формам древнегреческого прототипа.

По датскому обычаю одна комната выполняла функции гостиной, столовой и рабочего кабинета. Это привело к появлению уникальных видов мебели. Один из них - chatol - состоит из цилиндрического бюро с поверхностью для письма, с надстройкой в виде шкафа для хранения ножей и стеклянной посуды.

СТИЛЬ ХЕТЧА

В Дании неоклассицизм дожил до 1840-х годов, существуя в форме позднего ампира, популяризированного Густавом Фридериком Херчем. Хетч учился с Шарлем Персье в Париже, после чего ввернулся в Копенгаген и открыл фарфоровый завод. Он был также дизайнером, и его работы представляли собой точные воспроизведения античных образцов. Этот стиль неточно называют стилем Кристиана VIII (1839-1848).

ШВЕЦИЯ

Швеция была больше подвержена французскому влиянию, нежели Дания. Особенно ее придворные круги. Мель Желтой комнаты в замке Розендаль в Стокгольме, созданная для короля в 1820-х годах, стилистически ближе к мебели французского ампира, чем к мебели, производившейся в скандинавских странах в начале XIX века. Дизайн этой мебели принадлежал Лоренцу Вильгельму Лунделиусу, ведущему мастеру Стокгольма.

На примере знаменитого секретера, сделанного Иоганном Петером Бергом в 1811 году, видно, как шведские мастера восприняли тяжеловесность немецкой мебели, сочетая ее с ампирными мотивами (в том числе с пилястрами из белого мрамора) и английскими чертами (инкрустированные раковинами, как у Шератона).

Стиль Хетча распространился и в Швеции, но не стал основным, поскольку в Швеции еще раньше появилась неоготика; так, к 1828 году в Королевском дворце в Стокгольме была создана комната в готическом стиле.

Датское кресло. Крепкая кольцеобразная спинка этого кресла из красного дерева поддерживается вогнутыми опорами. Спинка и сиденье мягкие, обтянутые тканью Прямые передние ножки сужаются книзу, задние изогнуты. Начало XIX века.

Кресло Позднего Густавианского стиля. Шведское крашенное и позолоченное кресло с обтянутыми тканью сиденьем и спинкой. Линия спинка изогнута. Спинка заканчивается львиными масками, от которых отходят вниз резные подлокотники. Рама сиденья резная, передние ножки фигурные, задние изогнутые. Начало XIX века.

Дамский рабочий столик. Столик относится к концу правления короля Густава. Под овальной столешницей и опоясывающей ее галеркой располагается единственный ящичек. Высокие сужающиеся книзу ножки объединены крестообразной проножкой и оканчиваются латунными колесиками. Начало XIX века.

Кресло для двоих в стиле Бидермейер. Это кресло отличается строгой прямоугольной формой с выступающими изогнутыми подлокотниками. На спинке и подлокотниках имеются латунные панели и декоративные детали в виде веера. Завитки подлокотников украшены розетками. Рама под сиденьем поддерживается опорами, с резьбой в виде драпировок. Эти опоры, а также ножки кресла в виде львиных лап, держащих шары, тонированы под золоченую и патинированную бронзу. Сиденье, спинка и подлокотники мягкие. Начало XIX века.

Шведский секретер. Высокий секретер из «пламенеющего» красного дерева сужается кверху. В верхней его части находится откидная доска под неглубоким ящичком. В нижней части располагаются три ящика, самый нижний из которых декорирован неглубокой нишей в форме арки. Ножки низкие прямоугольные. Секретер относится к стилю мебели конца рассматриваемого периода, отошедшего от ампира. Возможно, он был сделан Дж. С. Рехером. 1841г.

 

 

 

 

 

^ Наверх